hartiya 1140
Ответственность смягчена не для всех

Ответственность смягчена не для всех

23 ноября Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Административные правонарушения в области таможенного дела. Обзор правоприменительной практики»

23 ноября Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Административные правонарушения в области таможенного дела. Обзор правоприменительной практики»

Вебинар провели Юлия Ашихмина, начальник отдела методологии применения законодательства Управления таможенных расследований и дознания, и Максим Мурашов, заместитель начальника отдела методологии применения законодательства Управления таможенных расследований и дознания ФТС России. 

Юлия Ашихмина начала свой доклад с печального сообщения: в текущем году количество правонарушений значительно возросло: таможенными органами возбуждено более 137,5 тыс. дел об административных правонарушениях, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2022 года, когда было возбуждено около 129 тыс. дел об АП (какой период имеется в виду, докладчица не обозначила, вероятно, статистика за 9 месяцев). В структуре дел об АП традиционно лидируют составы по статьям 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях – около 58,5 тыс. дел об АП, что на 17% выше показателей 2022 года, при этом доля дел по статье 16.2 составляет ежегодно 43-44% (примерно 25 тыс. дел об АП). 

Затем Юлия Ашихмина перешла непосредственно к теме. Она напомнила, что федеральными законами от 26.03.2022 № 70-ФЗ и от 14.07.2022 № 290-ФЗ были внесены изменения в КоАП России, позволяющие смягчать ответственность, а в ряде случаев освобождать от наказания за административные правонарушения. Статья 2.1 дополнена частью 4, которой установлено, что юридическое лицо не привлекается к ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий: если за совершение административного правонарушения привлечено должностное лицо или иной работник данного юрлица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юрлица, и если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. «Поэтому юридическое лицо может быть привлечено к ответственности наряду с указанными лицами, если в его деяниях установлена вина. Данная правовая конструкция не позволяет освобождать от ответственности виновное юридическое лицо, – изложила подход ФТС России докладчица. – Данная позиция таможенных органов полностью поддержана в 2023 году Верховным Судом РФ при обжаловании решений нижестоящих судов об отмене постановления таможенного органа о привлечении юридического лица к ответственности. ВС России отменены постановления судов, а решение таможенного органа признано законным и обоснованным. Впоследствии ВС применял данный подход при рассмотрении аналогичных ситуаций по решениям других государственных органов». Следующее изменение: с 25 июля 2022 года правила обязательной замены административного штрафа предупреждением распространены на все субъекты ответственности. «Федеральная таможенная служба придерживается позиции, согласно которой данная норма не распространяется на правонарушения, совершение которых влечет причинение вреда экономической безопасности государства или создает прямую угрозу его причинения, в том числе в условиях санкций, введенных недружественными государствами, – отметила Юлия Ашихмина. – В качестве примера таких административных правонарушений можно привести незаконные валютные операции, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, несоблюдение запретов и ограничений и ряд иных составов».

Перечень поправок в КоАП продолжил Максим Мурашов. Статья 4.4 дополнена частями 5 и 6: согласно части 5 если правонарушения выявлены по одной статье (части статьи), то совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, в соответствии с частью 6 если административные правонарушения выявлены по двум и более статьям (частям статьи), то наказание назначается в пределах санкций, предусматривающих более строгое наказание. С 25 июля 2022 года установлена обязательность назначения минимального размера штрафа за административные правонарушения, выявленные в ходе госконтроля (например, таможенного, валютного, транспортного), если его размер в санкции статьи (части статьи) имеет верхнюю и нижнюю границу и одновременно имеются обстоятельства, смягчающие ответственность: предотвращение лицом вредных последствий; добровольное возмещение лицом причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда (пункты 5, 6 части 1 статьи 4.2 КоАП). По словам спикера, таможенными органами достаточно активно применяются нормы о смягчении ответственности: в 2022 году назначено более мягкое наказание почти по 43 тыс. дел об АП, что позволило снизить издержки бизнеса на сумму более 762 млн рублей, за 9 месяцев 2023 года такие решения приняты уже по более 37,5 тыс. дел об АП, издержки бизнеса снижены на сумму более 450 млн рублей. Кроме того, за правонарушения, выявленные в ходе госконтроля (надзора), административный штраф может быть уплачен в половинном размере, если лицо, привлеченное к ответственности, либо иное физическое или юридическое лицо производит уплату штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления. С применением дисконта в прошлом году уплачено штрафов по более чем 10 тыс. постановлений на сумму более 328,5 млн рублей, за 9 месяцев 2023 года – по 26,5 тыс. постановлений на сумму около 700 млн рублей.

Юлия Ашихмина добавила, что таможенными органами с 2015 года широко применяются примечания 2-4 к статье 16.2. КоАП, позволяющие освобождать лиц от ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование при условии добровольного сообщения нарушителями после выпуска товаров о таких фактах с доплатой таможенных платежей. При этом освобождение от ответственности возможно только при одновременном соблюдении следующих условий: 1) таможенный орган не выявил административное правонарушение, предметом которого являются товары, указанные в обращении; 2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется; 3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей и пени, не оплаченная после истечения сроков их уплаты. Докладчица обратила внимание, что в 2022 году принято более 4,2 тыс. решений об освобождении лиц от ответственности по ст. 16.2 (в 2021 году таких решений было принято всего 852). «При этом для освобождения от ответственности недостаточно только заявить о нарушении и изменить соответствующие сведения в ДТ, – подчеркнула Юлия Ашихмина. – Изменения должны быть внесены строго в соответствии с требованиями Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289. Ежегодно до 90% случаев отказов в удовлетворении обращений об освобождении от ответственности связано именно с несоблюдением декларантами и таможенными представителями требований указанного порядка. Основные нарушения связаны с ненадлежащим заполнением декларации таможенной стоимости, ошибками в корректировке декларации на товары, отсутствием документов, подтверждающих вносимые изменения, дополнения, либо неуплатой таможенных платежей». 

Далее спикеры прокомментировали наиболее часто поступающие от бизнеса вопросы в ходе встреч на различных площадках и в обращениях в ФТС России. Юлия Ашихмина отметила, что консультирование по вопросам наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об АП или уголовного дела, порядку производства не осуществляется, – это требование порядка консультирования, утвержденного приказом Минфина от 9.04.2021 № 56н. Затем она сообщила, что достаточно много вопросов поступает в связи с постановлением Правительства РФ от 21.09.2023 № 1538, которым с 1 октября 2023 года установлены вывозные пошлины на достаточно широкую номенклатуру товаров. Спикер прокомментировала: «Таможенные декларации на вывоз товаров, указанных в постановлении, в случае если по ним до 1 октября 2023 года не был осуществлен фактический вывоз либо принятие товаров к перевозке РЖД или не было оформлено поручение на отгрузку морским судном, для таможенных целей считаются не поданными (п. 8 постановления № 1538), то есть таможенное декларирование по таким товарам фактически не состоялось и юридически значимые действия не совершались. Также при применении данного постановления необходимо учитывать следующее: товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру, в том числе связанную с вывозом товара из РФ за пределы таможенной территории Союза (п. 1 ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС). Вывоз с таможенной территории Союза товаров, подлежащих таможенному декларированию, без их таможенного декларирования образует событие административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП. При этом под вывозом с таможенной территории Союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории любым способом, в том числе пересылка в МПО, использование трубопроводного транспорта, линий электропередач, включая пересечение таможенной границы Союза. Совершение таможенных операций, направленных на убытие товаров с территории ЕАЭС, например, подача в таможенный орган документов и сведений для убытия с таможенной территории Союза либо их фактический вывоз за пределы Союза, может свидетельствовать также о наличии события административного правонарушения по части 1 статьи 16.2». 

В свою очередь Максим Мурашов коснулся еще одного острого аспекта, по которому в этом году получено наибольшее количество обращений, – ответственность за нарушения валютного законодательства. Он напомнил, что указами Президента РФ от 5.06.2022 № 430 и от 8.08.2022 № 529 исключена ответственность за административные правонарушения в области валютного законодательства по частям 4, 4.1, 5.2 статьи 15.25 КоАП, если они совершены после 4 июля 2022 года при экспорте, и по частям 5, 5.2 статьи 15.25 КоАП после 7 августа 2022 года при импорте. Мораторий на привлечение резидентов к ответственности за отдельные нарушения валютного законодательства распространяется на правоотношения, возникшие с 23 февраля 2022 года по 31 декабря 2023 года. Докладчик пояснил, что в соответствии с нормами КоАП при отсутствии вины лицо не может быть привлечено к административной ответственности независимо от наличия моратория и или акта амнистии на привлечение к ответственности за валютные правонарушения, то есть если правонарушение совершено вследствие санкций, введенных недружественными государствами, в деянии лица отсутствует вина, что является основанием, исключающим производство по делу об АП. И далее он зачитал разъяснение «О вопросах привлечения к административной ответственности российских лиц за нарушения валютного законодательства в условиях недружественных действий Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», опубликованное на сайте ФТС 23 мая 2022 года (Главная страница – Открытая служба – Участникам ВЭД – Валютный контроль). В заключение Максим Мурашов отметил, что значительное количество вопросов продолжает поступать по вопросам изъятия товаров в качестве обеспечения производства по делам об АП. В связи с этим он сообщил, что таможенным органам направлены дополнительные рекомендации. Таможенным органам рекомендуется при применении мер обеспечения в виде изъятия и ареста товаров учитывать статус лица, деловую репутацию, социальную значимость, наличие производства, количество рабочих мест, устанавливать, совершало ли ранее лицо правонарушения, и другие обстоятельства. Также указано на необходимость максимально оперативно осуществлять производство по делу об АП и определять судьбу товаров. 

ОСФТС

Для участников ВЭД