hartiya 1140
Цифровой формат упрощает работу

Цифровой формат упрощает работу

30 августа прошел вебинар ФТС России на тему «Электронное декларирование таможенной процедуры таможенного транзита»

Представители внешнеэкономического бизнеса и эксперты обсудили изменения валютного законодательства и рациональную практику расчётов с нерезидентами при осуществлении внешнеэкономических сделок

Вебинар провел Михаил Бубело, заместитель начальника отдела методологии и организации функционирования единой транзитной системы Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы. Он отметил, что возможность электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита обусловлена нормами Таможенного кодекса ЕАЭС, а порядок совершения данных операций определен приказом Минфина от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме». 

Спикер подчеркнул, что процесс декларирования таможенного транзита мало чем отличается от обычного декларирования. Декларантами формируются электронная транзитная декларация и электронный вид прилагаемых к ТД транспортных, коммерческих и иных документов, подтверждающих сведения, заявляемые в ТД. Все эти документы размещаются в электронном архиве документов декларанта (ЭАДД). Сведения, указанные в электронной ТД, могут быть использованы в качестве предварительной информации при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС. Сведения в электронных копиях документов должны быть идентичны сведениям в оригиналах. Электронной транзитной декларации и каждому электронному документу, размещенному в архиве, на основании которых составлена ЭТД, присваивается уникальный идентификационный номер (УИН). В таможенный орган одновременно с ЭТД представляется перечень документов, размещенных в ЭАДД, с указанием реквизитов. Таможенным органом проводится контроль этих документов на соответствие структуре и форматам, а также подлинности электронной подписи. Существует несколько способов представления сведений таможенному органу об идентификационном номере ЭТД: письменная, устная и электронное сообщение с помощью специализированных программных средств – при наличии взаимодействие между информационными системами декларанта и таможенных органов, это самый популярный и наиболее оптимальный способ подачи сведений об УИН. 

С момента загрузки ЭТД она считается поданной. «Учитывая, что электронное декларирование – это фактически процесс взаимодействия исключительно в электронном виде, заложен такой принцип: после совершения каких-либо действий осуществляется обмен соответствующими электронными сообщениями. Это касается тех операций, которые производятся при декларировании процедуры таможенного транзита, а также операций, осуществляемых в ходе самой перевозки по данной процедуре: продление срока, разгрузка/перегрузка, изменение места доставки, регистрация маршрута, если он был установлен», – пояснил Михаил Бубело. При завершении процедуры таможенного транзита также представляются либо сведения о номере, либо распечатанный лист. Порядком, утвержденном приказом Минфина № 144н, учитывается, что не всегда есть взаимодействие между информационными системами декларанта, перевозчика и таможенных органов. В таком случае при выпуске ЭТД таможенный орган распечатывает саму транзитную декларацию, заверяет личной номерной подписью и выдает на руки перевозчику, чтобы он мог представить ее в таможенный орган назначения. При необходимости проведения досмотра также осуществляется обмен электронными сообщениями: таможенный орган уведомляет декларанта о необходимости прибытия, декларант сообщает о возможности или невозможности прибытия. Принимая соответствующее решение, таможенный орган также уведомляет декларанта в электронном виде. 

Отдельно спикер отметил, что электронное декларирование позволило обеспечить предварительное декларирование процедуры таможенного транзита, также предусматривающее обмен электронными сообщениями между декларантом и таможенным органом. Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2018 № 214 утвержден Порядок использования предварительной информации, представленной в виде электронного документа. Порядком определяются условия использования предварительной информации в качестве транзитной декларации: ПИ должна содержать сведения, определенные для указания в транзитной декларации статьей 107 Таможенного кодекса ЕАЭС. Если сведения указаны в полном объеме, в дальнейшем эта ПИ, представленная в виде электронного документа, будет использоваться для декларирования процедуры таможенного транзита. 

В заключение докладчик коснулся технических аспектов. Сформировать ЭТД декларант может, используя как свои программные средства, так и «Личный кабинет участника ВЭД» на сайте ФТС. «Хотелось бы обратить внимание, что ЭТД и электронные документы должны соответствовать структурам и форматам, утвержденным для взаимодействия информационных систем таможенных органов и декларантов. Альбомы форматов и структуры электронных документов размещены на сайте ФТС, их использование обязательно – другие форматы система просто не воспримет», – подчеркнул  Михаил Бубело. Он также напомнил, что решением Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 № 73 утверждены новая форма транзитной декларации и порядок ее заполнения, а решением Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 № 74 утверждены структура и формат транзитной декларации, которые впервые были выделены в отдельный документ. «Срок вступления в силу решений Коллегии ЕЭК № 73 и № 74 обозначен как 1 октября 2023 года, но мы завязаны на наших партнеров по Союзу, без их готовности применять новые форматы и структуры не получится», – отметил спикер. Отвечая на поступивший вопрос: когда будет опубликован новый Альбом форматов документов, он пояснил, что конкретную дату назвать не может, работа по подготовке новых форматов находится на завершающей стадии, и вскоре они будут размещены на сайте ФТС, но, повторил докладчик, – до тех пор, пока коллеги по ЕАЭС не доработают свои информационные системы, придется использовать старые форматы и структуры.

Вопросов от слушателей поступило много, и в основном они касалась проблем, возникающих на практике, то есть формально выходили за рамки темы вебинара, поскольку она была заявлена очень узко. Тем не менее, надо отдать должное представителю ФТС, он постарался ответить на большинство вопросов. Один из участников попросил рассказать об изменениях в порядке оформления ТД, утвержденном решением Коллегии ЕЭК № 73. Докладчик назвал следующие основные изменения. Для транзитной декларации будет отдельная структура, учитывающая документы, которые могут представляться в качестве ТД в соответствии с международными договорами, такие как книжка МДП; появились новые графы – декларант, таможенный представитель; расширен перечень случаев, когда стоимость не указывается; изменен порядок заполнения отдельных граф, например, масса брутто (раньше была сложная конструкция, сейчас она упрощена и унифицирована). Тему брутто продолжил другой слушатель, спросивший, как правильно указывать в ТД вес брутто, когда товар перемещается на поддонах и в CMR потоварно вес поддонов не разбит? «Принятый порядок заполнении ТД предусматривает указание веса брутто в соответствии с транспортными документами, – ответил Михаил Бубело. – Так что смотрите в транспортный документ (железнодорожную или автотранспортную накладную, CMR), там указан вес брутто, он и указывается в транзитной декларации». Еще один участник вебинара поинтересовался, не изменится ли порядок определения места назначения по решению Коллегии ЕЭК № 73? Спикер пояснил, что этот аспект регулируется ТК ЕАЭС: графа 53 заполняется декларантом или таможенным представителем, но согласно статье 145 место доставки определяется таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в документах. На вопрос: можно ли внести изменения в ТД после выпуска по заявлению декларанта, Михаил Бубело ответил отрицательно: чтобы эта возможность появилась, ЕЭК должна определить порядок внесения изменений в транзитную декларацию после выпуска. По его словам, работа над этим решением сейчас ведется, но пока не завершена. На вопрос, можно ли произвести электронное декларирование таможенного транзита без внесения обеспечения, если подана ПТД и декларант по ПТД и ТД один и тот же, был дан положительный ответ: да, статья 146 (п. 4 пп. 13) ТК ЕАЭС разрешает таможенный транзит без обеспечения, если предварительную декларацию на товары и транзитную декларацию подает одно и то же лицо, но это относится только к перевозкам по территории одного государства Союза. Еще один слушатель спросил: нужна ли нотификация при оформление транзитной декларации на товары, содержащие средства криптографии и шифрования? Докладчик напомнил, что статья 143 ТК ЕАЭС определяет условия, при которых товары помещаются под процедуру таможенного транзита. Среди этих условий есть соблюдение условий и ограничений либо представление документов, при которых допускается перемещение товаров по территории Союза. Если нотификация к ним относится, значит она должна представляться. Следующий слушатель пожаловался, что, когда перевозчиком выступает индивидуальный предприниматель, УИН не поступает в таможенный орган, а инспекторы говорят, что после подачи ими заявки не проходит проверку в центральном реестре субъектов внешнеэкономической деятельности. «Была нештатная ситуация при взаимодействии с ЦРСВЭД, но она решена, сейчас такой проблемы нет, – сказал Михаил Бубело и добавил, что при заполнении ТД требуется внимание со стороны самого декларанта, поскольку структуры и форматы, применяемые для декларирования, имеют поля, которые необходимо заполнять корректно и полностью.

Ряд вопросов касался нестандартных ситуаций. Например, поступил вопрос: можно ли оформить две ТД на партию, если клиент просит оформить на товар одну ТД и на новый контейнер как товар вторую ТД? По словам спикера, оформить две ТД на одну партию нельзя, так как в решении Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 дано понятие партии товара для ТД: «Транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу». И в решении Коллегии ЕЭК № 73 используется тот же подход. «Поэтому если у вас идет контейнер как товар, он просто указывается вторым товаром в транзитной декларации. Зачем их две? Если ситуация не подходит под определение партии товара, соответственно, должна быть новая ТД со всеми прилагаемыми документами», – пояснил докладчик. Один из слушателей предложил упростить представление отделу контроля за таможенным транзитом таможенного поста актов наблюдения, которые составляются при проведении наблюдения за операциями с товарами, связанными с погрузкой на транспортное средство перевозки, в зоне таможенного контроля СВХ. «Почему не сделать так, чтобы можно было только указать номер акта, не бегая за инспекторами для получения акта наблюдения и затем формализации этого документа для отдела ОКТТ?» – предложил участник вебинара. «При подаче декларации вы указываете все имеющиеся у вас документы, – ответил Михаил Бубело. – Можно указать и этот. Форма есть в Альбоме форматов. Я не вижу препятствий, чтобы формализовывать акт и указывать его номер. Впрочем, данный пример касается конкретной ситуации, поэтому начинать разбираться нужно на таможенном посту. Если вы считаете требования излишними, направляйте обращение в таможню». Ту же рекомендацию докладчик дал и по ряду других вопросов, описывающих индивидуальные ситуации. Он подчеркнул, что конкретные проблемы невозможно решить в рамках вебинара, в таких случаях нужно направлять обращение в таможенный орган, а по вопросам технического характера – в службу технической поддержки.

ОС ФТС

Для участников ВЭД