24 августа состоялся вебинар на тему проведения таможенного контроля таможенной стоимости ввозимой плодоовощной продукции.
Вебинар провел начальник отдела контроля таможенной стоимости Уральской электронной таможни Ярослав Никонов. Он напомнил, что к плодоовощной продукции относятся товары второго раздела продукции растительного происхождения из товарных групп 07 и 08 ТН ВЭД ЕАЭС. В товарную группу 07 входят овощи и некоторые съедобные корнеплоды, такие как картофель, томаты, лук, чеснок, капуста, салат, морковь, репа, свекла и др. В товарную группу 08 входят съедобные фрукты: бананы, яблоки, груша и др. Для таможенных целей помимо традиционных овощей и фруктов сюда относятся съедобные грибы, орехи, ягоды. Кроме того, в группы 07, 08 включены все виды сушеных овощей и фруктов, а некоторые из них также в консервированном и замороженном виде (например, вишня, абрикос). Затем спикер обозначил нормативную базу по контролю таможенной стоимости ввозимых товаров: это глава 5 Таможенного кодекса ЕАЭС, глава 5 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», решение Коллегии ЕЭК от 7.03.2018 № 42, которым утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
«Многие участники ВЭД сталкиваются с проблемами при декларировании овощной продукции в части непредставления документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров, – отметил Ярослав Никонов. – По результатам контроля таможенной стоимости таможенным органом принимается решение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ». Основным признаком недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров является выявление более низкой цены по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях сделки (пп. б п. 5 Положения). Примерный перечень документов, который может быть запрошен таможенным органом, представлен в п. 8 Положения и включает прайс-листы производителя, коммерческие предложения, таможенную декларацию страны отправления, (происхождения, транзита), если заполнение такой декларации предусмотрено в данной стране, документы об оплате ввозимых товаров, документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров (например сорта, классность), влияющих на цену, документы и сведения о перевозке (транспортировке) ввозимых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой). В качестве причин, по которым документы и сведения, запрашиваемые таможенным органом, не могут быть представлены или отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что запрошенный документ 1) не существует или не применяется в рамках сделки либо 2) лицо, располагающее запрошенными документами и сведениями, отказало декларанту в их представлении или декларантом не получен ответ от такого лица (п. 10 Положения).
Докладчик сообщил, что для целей контроля таможенного стоимости ввозимых овощей и фруктов анализируется информация о сделках с однородными товарами, размещенная на официальном сайте ФТС России в разделе «Ценовые исследования», а также на сайте Министерства инвестиции, промышленности и торговли Республики Узбекистан, который наряду с КНР лидирует по импорту плодоовощной продукции в Уральском регионе. «Обновляемая ежемесячно ценовая информация по основным наименованиям овощей и фруктов используется должностными лицами Уральского ЦЭДа. В целях ускорения выпуска товаров рекомендуем декларантам представлять при подаче ДТ копии транспортных и перевозочных документов с отметками о прохождении карантинного, фитосанитарного контроля со штампом ˝Выпуск разрешен˝, а также представлять заблаговременно на таможенный пост фактического контроля, в регионе деятельности которого будут храниться товары до выпуска, оригиналы сертификатов происхождения товаров для их последующего сканирования и направления в Уральский ЦЭД с отметками таможенного поста фактического контроля о применимости данных документов. Наличие указанных документов значительно увеличивает ваши шансы на выпуск товаров в течение 4 часов с момента регистрации ДТ», – подчеркнул Ярослав Никонов.
ОС ФТС