hartiya 1140
Прежде чем жаловаться, надо исправить ошибки

Прежде чем жаловаться, надо исправить ошибки

9 июня прошел вебинар, посвященный обзору проблем, возникающих у плательщиков при уплате утилизационного сбора

9 июня прошел вебинар, посвященный обзору проблем, возникающих у плательщиков при уплате утилизационного сбора.

Вебинар провела Наталья Кохманская, главный таможенный инспектор Акцизного специализированного таможенного поста (ЦЭД) Центральной акцизной таможни. Вначале она представила обзор нормативной базы, отметив, что утилизационный сбор взимается в соответствии со статьей 24.1 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Этой статьей установлено, что при ввозе на территорию РФ колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним уплачивается утилизационный сбор. Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, а также правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении этих категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 6.02.2016 № 81. Докладчица подчеркнула, что сроки списания таможенным органом утилизационного сбора данными постановлениями не установлены. Она вкратце рассказала о порядке уплаты утилизационного сбора. Декларант представляет в таможенный орган расчет утилизационного сбора, заполненный по форме, размещенной в приложении к правилам. Расчет подписывается электронной подписью и размещается в электронном архиве документов декларанта и в графе 44 декларации на товаре с кодом видов документов и сведений 10064. Одновременно представляются копии документов, предусмотренных правилами. Таможенный инспектор проверяет расчет и, если все правильно, формирует таможенный приходный ордер. На основании ТПО производится учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора, после чего информация об уплате направляется в АО «Электронный паспорт» в автоматическом режиме.

Отдельно Наталья Кохманская остановилась на ситуации, когда ТПО сформирован, но в «Личном кабинете» статус его – «не оплачен», то есть денежные средства не списаны. Причин этому может быть несколько, – отметила докладчица. – Первая причина – на лицевом счете плательщика недостаточно денежных средств. Почему их может быть недостаточно? Они могли быть перечислены, но вы неверно указали реквизиты – ИНН получателя (ФТС) или плательщика либо указано несуществующее значение. Может быть указан неверный КБК. КБК имеет строгое назначение, и если деньги уплачены, например, за ввоз самоходной техники из Республики Беларусь, то они не спишутся за технику, ввезенную из другой страны. Это происходит автоматически – инспектор не может изменить КБК, перезачесть денежные средства. Возможно также, что денежные средства были списаны, но поступят на наш счет только на следующий день после списания». 

Затем она перешла к разбору ошибок, которые допускают плательщики при уплате утилизационного сбора. Во-первых, это отсутствие документов, предусмотренных нормативными актами. Так, в соответствии с пунктом 11 правил в отношении колесных транспортных средств должны представляться копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии). Наталья Кохманская обратила внимание на такой аспект: в связи с частичной легализацией параллельного импорта порядок выпуска транспортных средств был упрощен, так что можно не представлять некоторых из этих документов при декларировании, однако в постановление № 1291 внесены изменения не были, поэтому для списания утилизационного сбора представление этих документов является обязательным. «Связано это с тем, что часто невозможно проверить правильность расчета утилизационного сбора при помощи иных документов, например, товаросопроводительных или об оценке соответствия, поскольку они не содержат сведений о технических характеристиках: объем двигателя, мощность силовой установки, вес и т.п., – пояснила докладчица. – Если же мы не находим в декларации подтверждения технических характеристик, утилизационный сбор списан не будет». Такие декларации на товары (с ошибками) размещаются на сайте ЦАТ в разделе «Сведения о товарах, по которым не осуществлено списание утилизационного сбора».

Следующая ошибка – отсутствие расчета утилизационного сбора или представление его с неверным кодом. С 1 апреля 2022 года в соответствии с решением Коллегии ЕЭК от 29.06.2021 № 79 и приказом Минфина от 11.10.2021 № 148н расчет суммы утилизационного сбора подается в виде электронного формализованного документа с кодом вида документов и сведений 10064. По словам докладчицы, документ с кодом 09023 (например, в виде сканированного документа) таможней принимается, но если не представлен еще расчет под кодом 10064, то утилизационный сбор списан не будет. Также бывают случаи – при несовпадении версий программных средств, что расчет представлен, но не открывается. Проверить такой расчет таможенники не могут, поэтому он также отправляется на сайт в раздел ДТ с ошибками. «Здесь два пути: или с разработчиками решать проблему, чтобы мы видели ваш расчет, или дополнительно представлять еще в сканированном виде», – отметила Наталья Кохманская. В правильно заполненном расчете обязательно должны быть указаны код таможенного органа, в который он подается (при электронном декларирования – Акцизный специализированный таможенный пост ЦАТ с кодом 19100), VIN (PIN), дата выпуска, рабочий объем двигателя, коэффициент, сумма утилизационного сбора, марка, модель и т.д., то есть заполняются все поля, предусмотренные постановлениями № 1291 и № 81. Особое пожелание от АО «Электронный паспорт» – заполнять последнюю графу «Номер бланка паспорта транспортного средства/паспорта шасси или уникальный номер электронного паспорта транспортного средства» (если поданы документы в АО «Электронный паспорт» и номер бланка уже есть). Также должны быть указаны данные плательщика – это данные из графы 14 ДТ (декларант, лицо, которое ввезло транспортное средство).  

Еще одна ошибка – отсутствие карточки учета транспортного средства (самоходной машины), т.н. КУТС, который является взаимосвязанным с декларацией на товары документом. Докладчица подчеркнула, что заполнение КУТС не регламентировано никакими нормативными актами, но ТПО формируется автоматически из ДТ и при выгрузке полей в ТПО КУТС – наиболее подходящий элемент, поскольку там собраны все сведения о транспортном средстве. В ТПО включаются данные из КУТС, расчета утильсбора и графы 31 ДТ, в частности, из приложения «Автомобили», которое тоже нужно заполнять. «Если в графе 31 ДТ, которую вы подаете, под одним товаром несколько транспортных средств, и тем более если не сформированы карточки учета транспортного средства, скорее всего, ТПО не будут сформированы, инспектору придется делать их вручную, – пояснила докладчица. – Для этого он должен пересмотреть все товаросопроводительные документы, каталоги, фотографии шильд, номер двигателя, PIN самоходной машины или VIN транспортного средства, номер кузова – в общем, это огромная работа, которая занимает много времени. При этом все равно будут проблемы с выгрузкой этого ТПО в системы электронных паспортов (СЭП)». Наталья Кохманская еще раз заострила внимание слушателей на том, что электронный обмен между таможенными органами и уполномоченными на выдачу электронных паспортов организациями осуществляется после оформления ТПО и списания утильсбора в автоматическом режиме путем передачи сведений в АС «Электронный паспорт» с последующей передачей их в АО «Электронный паспорт» на основании заполненной карточки учета самоходных машин или транспортного средства. Поэтому для корректной передачи данных в АО «Электронный паспорт» необходимо заполнение карточки учета самоходных машин или транспортного средства в декларации на товары. Следует иметь в виду, что неверное заполнение КУТС также приведет к некорректной выгрузке. Номер КУТС обязательно должен содержать код таможенного органа декларирования; поле VIN заполняется в обязательном порядке, причем латинскими буквами и арабскими цифрами, исключая буквы O, I и Q. «Если буквы заполнены на русской раскладке клавиатуры, такие VIN-номера не выгрузятся, поэтому перепроверяйте, – посоветовала докладчица. – Акцентирую на этом внимание, потому что таких ошибок очень много». Следующий нюанс: в поле VIN по стандарту 17 цифр, но есть требования АО «Электронный паспорт» в отношении самоходных машин – в поле VIN должен быть внесен PIN, то есть заводской номер самоходной машины, хотя в нем не 17 цифр. То же самое с кузовом – есть короткие номера транспортных средств, которые выпущены в Японии или Китае. Еще надо помнить, что в карточке указывается ИНН плательщика утилизационного сбора – декларанта из графы 14 ДТ, то есть лица, которое ввезло транспортное средство (передачи по доверенности не может быть). Кроме того, встречаются ошибки, связанные с отличием сведений, поданных в СЭП и в ЦЭД: поля должны быть идентичны – в КУТС, в расчете утилизационного сбора и в графе 31 ДТ. «При корректном заполнении выгрузка происходит автоматически. Если неправильно заполнены поля, ваш электронный паспорт не станет активным. Вы направляете жалобы в таможенный орган, но мы не можем ничего исправить без вашего участия. Для исправления неверно заполненных полей декларанту приходится подавать обращение на внесение изменений в выпущенную ДТ, на принятие КДТ у нас месяц (хотя, конечно, мы стараемся принять быстрее), в итоге получение электронного паспорта затягивается, – констатировала Наталья Кохманская. – Поэтому, прежде чем жаловаться, поднимите декларацию и проверьте заполнение. У нас много обращений, когда участники ВЭД говорят, что все заполнено правильно, открываем карточку и видим ошибки, например, VIN отсутствует, и пока вы не заполните это поле, информация никуда не уйдет». 

В заключение докладчица ответила на вопросы участников вебинара. Один из слушателей спросил, почему в «Личном кабинете» на сайте ФТС такая задержка с ТПО: минимум сутки с момента оформления? «Мы знаем об этой проблеме, – сказала Наталья Кохманская, – в некоторые базы данных информация загружается с задержкой на сутки. Пока решить эту проблему не удалось, но разработчики программного средства занимаются ее решением». Еще один слушатель пожаловался, что при подаче расчета утилизационного сбора сформирован ТПО и списаны деньги на один погрузчик из шести, хотя деньги на ЕЛС имеются. По словам докладчицы, скорее всего, либо декларация с ошибками, что-то неправильно заполнено, либо было недостаточно денежных средств на момент списания. Плательщику дается 15 дней на подачу документов, необходимых для списания утилизационного сбора. «Если в течение этих 15 дней у вас было недостаточно денежных средств на лицевом счете, то считается, что документы, необходимые для списания утилизационного сбора, вами поданы не были. Поэтому вы должны подать корректировку декларации и приложить новый расчет утилизационного сбора и желательно платежное поручение, по которому утилизационный сбор был уплачен», – объяснила Наталья Кохманская. Последний вопрос касался пени по утилизационному сбору, если ДТ подана без расчета, затем расчет представлен, а деньги списали через месяц. «Если расчет был и все документы, предусмотренные правилами, были приложены в сроки, оговоренные постановлениями, то пени начисляться не будут, – ответила Наталья Кохманская. – В отношении самоходных машин вы должны представить документы на момент выпуска ДТ, колесной техники – в течение 15 дней со дня, следующего за днем выпуска. Если в течение этих сроков вами не были представлены документы, будут начисляться пени с того момента, когда вы представили эти документы».

ОС ФТС

Для участников ВЭД