hartiya 1140
Практика покажет, нужен ли новый инструмент

Практика покажет, нужен ли новый инструмент

6 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар, посвященный началу эксперимента по таможенному мониторингу

6 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар, посвященный началу эксперимента по таможенному мониторингу.

Вебинар провел Денис Грязин, начальник отдела развития технологий после выпуска Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Вначале он обозначил нормативно-правовую базу эксперимента по таможенному мониторингу, который Федеральная таможенная служба проводит совместно с Минфином. Пунктом 34 Плана мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года предусмотрено внедрение технологии таможенного мониторинга в отношении уполномоченных экономических операторов. Федеральным законом от 14.07.2022 № 314-ФЗ «О внесении изменения в статью 120 федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» правительство было наделено соответствующими полномочиями и постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 определено  таможенным органам провести с 3 апреля 2023 года по 1 ноября 2024 года эксперимент по мониторингу сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров. В настоящее время на регистрации в Минюсте находятся приказ ФТС России о внесении изменений в приказ ФТС России от 20.12.2018 № 2077 «Об утверждении форм отчетов, порядка заполнения форм отчетов, представления отчетности, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами» (УЭО, участвующие в эксперименте, освобождаются от представления отчетности) и приказ ФТС России об утверждении форм и порядка заполнения документов, используемых при проведении таможенного мониторинга. Кроме того, до 1 июня Федеральная таможенная служба должна доработать Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов, обеспечив автоматизированный расчет показателей таможенного декларирования используемых в эксперименте компаний, а также сопоставление сведений из ЕАИС со сведениями, полученными из информационных систем участников эксперимента. «В марте мы на нашем сайте и в telegram-канале разместили информацию о проведении таможенного мониторинга, а также провели совещание с представителями УЭО», – сообщил Денис Грязин.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров» определены порядок, условия и сроки проведения эксперимента. По словам спикера, в число организаций, имеющих право на участие в эксперименте, кроме уполномоченных экономических операторов по поручению правительства были включены еще резиденты промышленных кластеров. Главными условиями являются ведение раздельного учета иностранных товаров и товаров Союза и представление таможенным органам сведений из системы учета. Если эти условия соблюдены, компании достаточно подать в ФТС России уведомление об этом в свободной форме и с момента его поступления она считается участником эксперимента. Таможенные органы начинают мониторить показатели таможенного декларирования товаров данной организации, определенные приложением № 1 к постановлению № 240. При выявлении системой хотя бы одного из этих показателей (всего их 13) таможенным органом принимается решение о проведении таможенного мониторинга и запрашиваются сведения из системы учета товаров участника эксперимента для проведения сверки. Перечень таких сведений содержится в приложении № 2 к постановлению № 240. Денис Грязин признал, что перечень довольно большой, однако он напомнил, что на практике потенциальные участники эксперимента давно доработали свои программные продукты для представления этих сведений в рамках распоряжения ФТС России от 07.05.2019 № 81-р «О проведении тестирования информационных систем таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности» (о «витринах данных»), которое является прототипом таможенного мониторинга. «Среди участников тестирования есть и уполномоченные экономические операторы и информационные операторы. Мы ждем от них уведомлений об участии в эксперименте по таможенному мониторингу. Постановлением срок подачи таких уведомлений установлен до 30 июня 2024 года», – резюмировал докладчик. 

 Во второй части вебинара Денис Грязин ответил на вопросы, направленные заранее и поступившие онлайн. Один из слушателей спросил: правильно ли он понял, что заявление на участие в эксперименте можно подать в любой день до 30 июня 2024 года и никаких временных ограничений нет? «Да, такая дата определена в связи с тем, что мы должны успеть промониторить показатели декларирования за квартал и принять решение о проведении таможенного мониторинга в течение месяца», – пояснил докладчик. Другой участник вебинара попросил уточнить, сколько времени отводится на сам процесс мониторинга? Спикер ответил, что все прописано в постановлении № 240: ежеквартально таможенники мониторят показатели и в течение месяца проводится таможенный мониторинг. Там же содержится ответ на вопрос: какие органы по иерархии будут проводить таможенный контроль? В постановлении указано, что таможенный мониторинг проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого лицо, участвующее в эксперименте, состоит на учете в налоговом органе. Участники эксперимента также определены постановлением, повторил спикер, отвечая на вопрос: планируется ли допуск к участию в эксперименте компаний низкого уровня риска, а также организаций, подавших заявление на получение статуса УЭО, но еще не получивших свидетельство? Постановлением определено, что участвовать могут действующие уполномоченные экономические операторы, находящиеся в реестре УЭО, и участники промышленных кластеров, реестр которых ведет Минпромторг. Что же касается вопроса о перечне документов, которые участники ВЭД должны представить после таможенного мониторинга для защиты своей позиции, то такой перечень постановлением как раз не утвержден. «После того как участник эксперимента получит заключение о результатах таможенного мониторинга с указанием выявленных признаков нарушений, он может представить любые документы для доказательства своей правоты – подчеркнул Денис Грязин.

Ряд вопросов касался технических аспектов. Можно ли будет передавать запрашиваемые таможней сведения через «Личный кабинет участника ВЭД»? Ответ отрицательный: нужен специальный софт для выгрузки необходимых для таможенного мониторинга данных, при этом участник эксперимента должен настроить свои системы так, чтобы выгружать эти сведения в соответствии с альбомом форматов, разработанным на основе приказа ФТС России от 25.03.2019 № 489 «Об утверждении Порядка разработки, опубликования и внесения изменений в форматы и структуры электронных документов, участвующих в обмене при взаимодействии таможенных органов Российской Федерации и заинтересованных лиц». Свой порядок установлен и для информационных операторов: он содержится в приказе ФТС России от 29.04.2021 № 358 «Об установлении Порядка подключения информационной системы информационного оператора к информационной системе таможенных органов». «Вам следует ним ознакомиться, если вы хотите стать информационным оператором для участников эксперимента и представлять сведения из их систем учета в таможенные органы», – посоветовал докладчик. 

На важный вопрос: предусмотрено ли освобождение от ответственности за нарушение таможенных правил, выявленных в ходе таможенного мониторинга, был дан отрицательный ответ. «Таких послаблений нет. Возможно, по результатам эксперимента будет принято решение о внесении изменений в федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ в части освобождения от ответственности», – сказал Денис Грязин. Отвечая на вопрос, в чем же тогда практический смысл участия в эксперименте, он пояснил, что определенные послабления для участников эксперимента сделаны – уполномоченные экономические операторы не представляют отчетность и у них не проводятся выездные таможенные проверки (за исключением случаев, оговоренных в постановлении № 240). Однако слушатели попросили дополнительных разъяснений. Был задан вопрос: разве наличие «витрины данных» автоматически не отменяет ежегодную отчетность УЭО? На это докладчик ответил, что эксперимент, проводимый в рамках распоряжения № 81-р, должен закончиться и плавно перейти в эксперимент по таможенному мониторингу. На вопрос об освобождении от других форм контроля был дан следующий ответ: в постановлении указано, что не проводятся только выездные таможенные проверки, другие формы контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут проводиться. Еще одно уточнение потребовалось в отношении аргументируемых возражений компании на заключение о результатах таможенного мониторинга: мероприятия таможенного контроля не проводятся так же, как и в случае отсутствия нарушений? «Если аргументы участника эксперимента устроили таможенный орган, мы не будем проводить таможенный контроль, например, в форме таможенной проверки», – подтвердил спикер. Что же касается вопроса о том, какие конкретно проблемы поможет снять таможенный мониторинг, например, в части корректировки таможенной стоимости, он ответил так: «Это сложно сказать. Мы еще не провели ни одного таможенного мониторинга, то есть у нас нет ни одного заключения, и мы не получили доводы участников эксперимента по таким заключениям. Практика покажет».  

ОС ФТС

Для участников ВЭД