hartiya 1140
Условный выпуск невозможен

Условный выпуск невозможен

«Особенности подтверждения таможенным органам соблюдения мер технического регулирования в условиях санкций».

«Особенности подтверждения таможенным органам соблюдения мер технического регулирования в условиях санкций».

24 марта вебинар провел Дмитрий Прокофьев, начальник отдела обеспечения контроля за безопасностью ввозимых товаров Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России. Вначале он перечислил основные нормативные акты, регулирующие данную сферу: на союзном уровне это Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 и Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение 9), решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, на национальном уровне – федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании». Также он напомнил, что технические регламенты Союза разрабатываются исключительно в отношении продукции, включенной в Единый перечень, утвержденный решением КТС № 526. Этот перечень состоит из 67 позиций, и на сегодня утверждены 52 технических регламента, из которых действуют 46. Отдельно спикер остановился на вопросе необходимости подтверждения безопасности продукции. «В соответствии с Протоколом о техническом регулировании оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции осуществляется до выпуска ее в обращение. С учетом того, что в праве Союза под выпуском в обращение иностранной продукции понимается ее ввоз на таможенную территорию ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности, оценка соответствия импортной продукции должна быть осуществлена до ввоза. Она может проводиться в форме государственной регистрации, подтверждения соответствия, экспертизы, испытаний или иной форме, – пояснил докладчик. – Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации». Документами об оценке соответствия являются свидетельство о государственной регистрации (решение Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 80), сертификат соответствия, декларация о соответствии (решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 293), ОТТС (ОТШ), СБКТС (решение Коллегии ЕЭК от 9.12.2014 № 232) и иные документы, предусмотренные техрегламентами. Также он обратил внимание на то, что по действующим нормам заявителем в документе о соответствии на продукцию иностранного производства может быть только зарегистрированное на территории Союза лицо, являющееся продавцом, импортером или уполномоченным изготовителем лицом. При этом в соответствии с решением Евразийского Межправсовета от 25.10.2019 № 10 заявителем при оценке соответствия серийно выпускаемой продукции может быть только то уполномоченное иностранным изготовителем лицо, которое определено в пункте 2 Протокола: «юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Союза». 

Дмитрий Прокофьев отметил, что почти половина (48%) всего декларационного массива сопровождается обязательным представлением документов о соответствии. 30 января 2022 года вступил в силу новый порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, который был утвержден решением Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130. Соблюдение норм технического регулирования подтверждается таможенным органам только в отношении ввозимых товаров, включенных в соответствующие перечни продукции и помещенных под определенные таможенные процедуры. В настоящее время принято 52 технических регламента, под которые должно быть утверждено 50 перечней продукции. На сегодня 15 перечней Комиссией еще не разработаны. Например, не утвержден перечень продукции под техрегламент о безопасности пищевой продукции, поэтому подтверждение соблюдения мер технического регулирования таможенным органам в отношении таких товаров при помещении под таможенные процедуры не требуется. «Но при этом необходимо учитывать позицию ЕЭК, которая заключается в следующем: если оценка соответствия продукции предусмотрена техническими регламентами и ввозимый товар является объектом такого техрегламента, то отсутствие необходимости подтверждать таможенным органам соблюдение мер технического регулирования не освобождает участника ВЭД от выполнения требований, предусмотренных техрегламентом, то есть получения документа и проведения всех последующих процедур, – подчеркнул спикер. – Таким образом, если продукция, в отношении которой установлены обязательные требования, не включена в соответствующий перечень либо перечень отсутствует, документ об оценке соответствия на такую продукцию должен быть получен до выпуска ее в обращение, хотя он не представляется таможенным органам для целей таможенного декларирования». Докладчик сообщил, что в целях исключения двоякого толкования утвержденных перечней ФТС России разрабатывает списки подконтрольных товаров с кодами ТН ВЭД на уровне 10 знаков. Информация об уже утвержденных ЕЭК перечнях и списках подконтрольных товаров для удобства пользования размещены на сайте ФТС России (Главная страница – Открытая служба –Участникам ВЭД – Запреты и ограничения – Безопасность ввозимых товаров – Перечни подконтрольных товаров). В этом же разделе размещается иная актуальная информация по теме технического регулирования. 

Затем Дмитрий Прокофьев перешел к особенностям подтверждения соблюдения мер технического регулирования в условиях санкций. Он напомнил, что в целях реализации мер по повышению устойчивости экономики и наполнения товарами рынков стран ЕАЭС решением Совета ЕЭК от 17.10.2022 № 158 определены особенности ввоза и обращения на территорию стран Союза продукции, подлежащей оценке соответствия. Данным решением определено, что правительствами стран ЕАЭС могут быть установлены особенности применения порядка ввоза такой продукции, утвержденного решением Совета ЕЭК № 130. В России федеральным законом от 8.03.2022 № 46 правительство было наделено такими полномочиями, в связи с чем принято постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353. Приложением № 18 к этому постановлению установлено, что запчасти, единичные экземпляры, комплектующие, компоненты, сырье и материалы для российского производства могут быть ввезены любыми лицами при условии представления таможенным органам уведомления декларанта о подтверждении использования в заявленных целях ввозимой продукции по форме, указанной в приложении к решению Совета ЕЭК № 130. Спикер подчеркнул, что слова «любыми лицами» – это основное отличие от обычного порядка ввоза такой продукции. Для серийной продукции подтверждение таможенным органам соблюдения мер технического регулирования возможно путем заявления сведений о ранее выданных документах о соответствии без необходимости подтверждения прав декларанта на их использование. Также до 1 сентября 2023 года участники ВЭД вправе принимать декларации о соответствии на партию или единичное изделие на основании собственных доказательств (по упрощенной схеме). При этом приказом Минпромторга от 2.11.2022 № 4616 определен перечень продукции (с указанием кодов ТН ВЭД), в отношении которой принятие такой декларации о соответствии не допускается. Кроме того, постановлением № 353 установлено, что до 1 марта 2023 года разрешен ввоз товаров, предназначенных для обращения исключительно на территории РФ, без маркировки, предусмотренной техрегламентами ЕАЭС, в том числе единым знаком обращения на рынке Союза. Маркировка должна быть нанесена до реализации такой продукции потребителю. Постановлением Правительства РФ от 20.03.2023 № 430 действие данной нормы продлено до 1 сентября 2023 года.

Особо докладчик обратил внимание на необходимость корректного внесения сведений о подконтрольной продукции в декларацию на товары. При заполнении графы 31 ДТ следует использовать ключевые слова из перечней, утвержденных ЕЭК, которые позволяют однозначно соотносить ввозимые товары с объектами технического регулирования. Например, при декларировании шерстяных носков целесообразно внести в графу 31 слова «носки шерстяные зимнего ассортимента, имеющие ограниченный контакт с кожей человека», что предусмотрено перечнем на продукцию легкой промышленности (решение Коллегии ЕЭК от 15.10.2013 № 228). В случае ввоза товаров-исключений из общего порядка ввоза рекомендуется использовать ключевые слова, содержащиеся в пункте 6 решения Совета ЕЭК № 130. Решением КТС от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» предусмотрены отдельные коды особенностей перемещения для большинства товаров-исключений. Кроме того, утверждены коды видов документов, подтверждающих целевое назначение таких товаров. При декларировании товаров-исключений таможенному органу представляется уведомление декларанта, сведения о котором должны быть заявлены в графе 44 под кодом вида документа 01416. При ввозе проб и образцов, ввозимых для проведения испытаний и получения документа о соответствии, в графе 44 под кодом вида документа 01410 дополнительно указывается номер договора с органом по сертификации или письма от такого органа, подтверждающего необходимое количество ввозимых проб и образцов. Также ФТС России разработан справочник масок номеров документов для указания в графе 44, который постоянно актуализируется. «При указании вида и номера документа о соответствии необходимо строго руководствоваться данным справочником во избежание ошибок при прохождении форматно-логического контроля, – отметил спикер. – Следует иметь в виду, что все изложенные особенности заполнения ДТ при ввозе проб и образцов применимы и при ввозе продукции в рамках постановления № 353». Он выделил еще один аспект. Приложением 18 к постановлению № 353 установлено, что декларация о соответствии с особенностями может быть принята в отношении партии продукции или единичного изделия, что должно подтверждаться копией контракта или товаросопроводительными документами, идентифицирующими такую партию или изделие. При этом регистрация декларации о соответствии с особенностями может быть только в отношении продукции, подлежащей оценке соответствия в форме сертификации или декларирования соответствия. «По нашему мнению, неоднократное представление в таможенные органы одного и того же документа о соответствии, полученного на партию, при ввозе нескольких различных партий может, подчеркиваю, может привести к осуществлению дополнительных форм таможенного контроля, равно как и в случае представления документа о соответствии на партию лицом, отличным от заявителя, указанного в этом документе», – пояснил Дмитрий Прокофьев. 

Завершая свой доклад, спикер вкратце коснулся оценки соответствия иностранных транспортных средств, которая в условиях санкций значительно затруднилась. Он напомнил, что Федеральной таможенной службой совместно с Минпромторгом принято решение о возможности помещения под таможенные процедуры транспортных средств, не оснащенных системами вызова экстренных оперативных служб, без представления таможенным органам документов об оценке соответствия, то есть заключений, которые были временно введены постановлением Правительства РФ от 12.05.2022 № 855. Контроль за соблюдением обязательных требований осуществляется при выдаче электронных паспортов на транспортные средства. «К нам постоянно поступают обращения организаций о возможности использовать одобрение типа транспортного средства лицами, отличными от тех, которые указаны в нем. Но согласно техническому регламенту ТС "О безопасности колесных транспортных средств" использовать ОТТС может только то лицо, которое в нем поименовано», – сообщил докладчик. 

В заключение Дмитрий Прокофьев ответил на вопросы, поступившие заранее и в режиме онлайн. Ряд из них касался возможности условного выпуска, предусмотренного статьями 126 ТК ЕАЭС и 107 федерального закона № 289-ФЗ. В ответ спикер повторил ранее сказанное, подчеркнув, что таможенные органы не устанавливают правила ввоза, а лишь обеспечивают соблюдение установленных норм: «Оценка соответствия продукции проводится до выпуска ее в обращение – это норма Договора ЕАЭС. В приложении к Договору о ЕАЭС четко сказано, что оценка соответствия должна быть проведена до выпуска в обращение. Никаких отсылочных норм на национальное законодательство там нет. Подтверждение таможенным органам соблюдения мер техрегулирования вторично, первично следующее: когда вы производите продукцию, ее перемещаете или храните, вы должны обеспечить соблюдение мер техрегулирования. Поэтому сначала должны выполняться нормы технического регулирования, а потом, если это иностранная продукция, которую вы собираетесь ввозить на территорию Союза, тогда применяются нормы Таможенного кодекса ЕАЭС». Один из слушателей просил разъяснить порядок подтверждения соответствия запчастей для ранее ввезенной дорожной техники. Докладчик напомнил, что решением Совета ЕЭК № 130 ввоз запчастей разрешается без представления документа о соответствии (нужно лишь уведомление), там же прописано, какими лицами эти товары могут ввозиться, и дано их определение. При этом постановлением № 353 установлено, что запчасти могут ввозится любимыми лицами и понятие «запчасти» расширено. Отвечая на вопрос, с какого времени можно представлять документы о соответствии без копии заявителя, спикер сказал, что норма об отсутствии подтверждения декларантом права на использования сертификатов соответствия для серийной продукции применяется с 22 июля 2022 года, когда вступило в силу постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 1249. Еще один участник спросил, считается ли нарушением, если товар ввезен для собственного производства без представления документа о соответствии, но потом цели изменились и продукцию планируется продать? «При ввозе продукции для собственных целей не представляются документы о соответствии (пункт 6 решения Совета ЕЭК № 130), но представляется уведомление декларанта о целевом назначении продукции, – пояснил Дмитрий Прокофьев. – При этом товары, выпущенные в обращение, находятся под таможенным контролем в течение трех лет, и таможенные органы вправе проинформировать смежные ФОИВы о том, что такой-то товар ввезен для собственного использования, для принятия мер, если потребуется. Следует также учитывать позицию ЕЭК: если товар подпадает под техрегулирование, оценка соответствия должна быть проведена несмотря на то, что таможенным органом документы о соответствии могут не предъявляться». Два вопроса касались изменений в декларации о соответствии. Отвечая на вопрос: примет ли таможенный орган декларацию о соответствии, если участник ВЭД сменил только юридический адрес, представитель ФТС пояснил, что здесь речь идет о том, будет ли автовыпуск либо в рамках системы управления рисками будут применены формы таможенного контроля, которые потребуют пояснений от участников ВЭД. «Надо смотреть решение Совета ЕЭК от 18.04.2018 № 44 "О типовых схемах оценки соответствия", – сказал докладчик. – Там указано, в каких случаях нужны новые документы о соответствии. В данном случае таможенный орган запросит у вас подтверждающие документы, вы их представите и никаких проблем с выпуском товара не должно возникнуть». Второй вопрос: при изменении наименования декларанта (он же заявитель) можно ли подать декларацию о соответствии с прежним наименованием? «В решении Совета ЕЭК № 44 прямо прописано, что заявитель обязан принять новую декларацию о соответствии, если изменяется наименование, – ответил Дмитрий Прокофьев. – Однако в этом случае новую ДС принимают без проведения ряда работ по оценке соответствия».  

ОС ФТС

Для участников ВЭД