hartiya 1140
Простота и эффективность

Простота и эффективность

16 февраля проведен вебинар на тему «Преимущества досудебного обжалования постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности»

16 февраля проведен вебинар на тему «Преимущества досудебного обжалования постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности».

Вебинар провели сотрудники Южной оперативной таможни – начальник отдела соблюдения законности привлечения к административной ответственности Сергей Горбунов и начальник отдела организации административных расследований Василий Рындя. Вначале Сергей Горбунов озвучил статистику ЮТУ по судебному и ведомственному обжалованию: по итогам 2022 года только 25% лиц обжалуют постановления по делам об административных правонарушениях в вышестоящий таможенный орган, остальные обращаются сразу в суды. «Хотелось бы процент обращающихся к нам увеличить, поэтому предлагаем обсудить преимущества досудебного обжалования», – отметил спикер. Он напомнил, что порядок обжалования постановлений по делам об АП регламентирован главой 30 «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Обжалование возможно как в суд, так и в вышестоящий орган. При этом использование первого способа не исключает возможности последующего обжалования постановления по делу об АП в судебные органы. 

Затем докладчик перечислил преимущества досудебного обжалования. Во-первых, порядок подачи жалобы более простой. Законодательством РФ, регламентирующим порядок судопроизводства, предусмотрен ряд формальных требований к содержанию жалобы, изложение доводов, а также приложение перечня документов. «В нашем случае этого не нужно. Жалоба может быть предельно проста, – пояснил Сергей Горбунов. –Достаточно того, что бы из текста жалобы явно следовало волеизъявление лица, что им оспаривается конкретное постановление по делу об АП, то есть должен быть указан номер данного постановления. Доводы могут быть различные исходя из статьи 30.6 КоАП, и мы их будем, конечно, рассматривать, но проверяем дело в полном объеме. Обязательно проверяется наличие состава, события правонарушения, соблюдение процессуального порядка привлечения к административной ответственности. Также не требуется предоставлять какие-либо документы при направлении жалобы в досудебном порядке. Единственное, что важно: если постановление обжалуется защитником или адвокатом, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия этого лица, если защитник – доверенность, если адвокат – адвокатский ордер. Больше никаких документов мы не требуем. Если жалобу подписывает руководитель юрлица, мы это можем проверить через выписку из реестра, если само лицо – вообще без вопросов. Кроме того, жалоба может быть подана и в электронной форме: через сайт или электронную почту». 

Второй немаловажный аспект – финансовый. При судебном обжаловании неизбежны судебные издержки: расходы на услуги адвокатов, пересылка документов, командировочные, транспортные, гостиничные расходы и т.д. Когда суд принимает решение в пользу таможенного органа, а таможня при этом несет указанные выше расходы, все они взыскиваются с проигравшей стороны. В случае досудебного обжалования таможенный орган таких расходов не несет, соответственно, нечего взыскивать. Также следует учитывать, что в соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации к участию в судебном заседании в качестве представителя допускаются лишь лица, имеющие высшее юридическое образование. Значит, если в штате компании нет таких сотрудников, их придется нанимать – это тоже финансовый вопрос.

«Третье преимущество состоит в следующем: в ходе рассмотрения жалобы мы имеем возможность по собственной инициативе проводить дополнительные процессуальные действия – перепроверять показания, назначать экспертизы, проверять законность других принятых решений. Соответственно, если вы считаете, что в ходе производства по делу об АП таможня что-то не учла, не запросила, то по вашему обоснованному ходатайству мы можем это все сделать в рамках пересмотра постановления, – подчеркнул спикер. – В-четвёртых, лицо, обратившись с жалобой на постановление по делу об АП, в ходе пересмотра иногда имеет возможность (и лица пользуются этой возможностью) получить консультацию и выяснить официальную позицию вышестоящего таможенного органа по тем или иным вопросам привлечения к административной ответственности. Допустим, в суде лицо выиграло дело, постановление об АП отменено, но неизвестно, как в дальнейшем будет действовать таможенный орган. В случае ведомственного обжалования появляется определенная официальная позиция, известно, как мы будем действовать в аналогичных случаях». 

Обозначив основные преимущества ведомственного обжалования, Сергей Горбунов кратко изложил порядок подачи жалобы: «Она может быть подана в письменной или электронной форме. Обязательного требования о доводах нет, но, конечно, вы можете их изложить. Если вы хотите приложить свои документы в качестве доказательств по делу, мы их, естественно, принимаем и оцениваем наряду с другими доказательствами. В этом случае надо прилагать оригиналы либо заверенные копии и желательно указывать источник получения этих документов, тогда ваше доказательство будет более достоверным». Жалоба может быть подана в течение 10 суток с момента получения копии постановления по делу об АП законным представителем лица, привлекаемого к ответственности, или самим лицом (если это физлицо). В случае пропуска срока он может быть восстановлен вышестоящим таможенным органом. Для этого либо в самой жалобе, либо отдельно направляется ходатайство о восстановлении пропущенного срока. «Ходатайство должно быть обязательно мотивированным, содержать причины, по которым вы объективно не могли подать жалобу в 10-дневный срок. Конечно, подача ходатайства не гарантирует стопроцентного восстановления срока, но если оно будет мотивировано и подтверждено, то, как правило, вышестоящий таможенный орган такой срок восстанавливает», – заверил докладчик.

В заключение сотрудники Южной оперативной таможни ответили на вопросы участников вебинара. Один из слушателей спросил, какие решения могут быть приняты по результатам рассмотрения жалобы? Сергей Горбунов пояснил, что главой 30 КоАП предусмотрены пять видов решения: «Решение об оставлении постановления об АП без изменения, жалобу без удовлетворения принимается, когда мы, проверив все доводы, установили, что доказаны событие, вина лица, процессуальный порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Решение об изменении постановления об АП принимается при необходимости косметических, мелких правок (например, в постановлении неправильно указаны данные о лице, привлекаемом к ответственности) или в случае изменения наказания: например, административный штраф заменяется на предупреждение или в зависимости от обстоятельств по делу снижается размер административного штрафа (мы можем сделать это только в меньшую сторону, то есть в том случае, когда изменение постановления не ухудшает положение лица). Третий вид решения – отмена постановления и прекращение производства по делу об АП. Основания для прекращения производства прописаны в главе 24 КоАП (отсутствие события АП, вины лица, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и т.д.). Помимо этого, есть такое основание, как малозначительность, то есть мы можем счесть совершенное правонарушение малозначительным. И в рамках пересмотра постановления возможен еще один вариант отмены – когда мы видим, что обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, не доказаны. Четвертый вид решения – отмена постановления и возвращение дела об АП на новое рассмотрение в таможню – применяется в двух случаях: когда существенно нарушены процессуальные права лица, процессуальный порядок привлечения к административной ответственности или допущена существенная неполнота производства, что не позволило полно, объективно и всесторонне рассмотреть дело об АП. Ключевое слово здесь – ˝существенно˝. Пятый вид решения – отменяется постановление и дело об АП передается на рассмотрение лицу, уполномоченному его рассматривать, это вариант применяется очень редко – когда таможня, которая вынесла постановление об АП, была не полномочна его рассматривать».

На вопрос о том, что происходит, если таможней принято решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение, ответил Василий Рындя. По его словам, причиной отмены постановления о назначении наказания могут быть существенные процессуальные нарушения и иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела по существу. «Каждое дело уникально и основания для отмены постановления будут по каждому делу индивидуальные, – пояснил докладчик, – поэтому дальнейшее развитие ситуации зависит от того, по какой причине отменено постановление». Он обозначил возможные варианты. Если протокол об АП содержит существенные недостатки, то есть не содержит сведения, которые прямо прописаны в пункте 2 статьи 28.2 КоАП, может быть принято решение о возврате протокола для устранения недостатков, и дальнейшие мероприятия будут проводиться в соответствии со статьей 28.8 КоАП, то есть протокол будет пересоставлен, устранены нарушения и данный протокол передается для рассмотрения уполномоченному должностному лицу таможенному органа. Если отмена протокола об АП не требуется, дело возвращается на новое рассмотрение, то есть заново запускается механизм подготовки к рассмотрению, назначения даты рассмотрения и повторной оценки доказательств после устранения недостатков, на которые указала таможня, о возможности привлечения лица к ответственности или прекращения производства об АП. Спикер отметил, что если протокол об АП возвращается на доработку, то он не обязательно пересоставляется – при установлении обстоятельств, исключающих производство по делу об АП (они прописаны в статье 24.5 КоАП), на этом этапе также может быть принято решение о прекращении производства по делу (статья 28.9 КоАП). «Еще один вариант дальнейших процессуальных действий с делом об АП – направление дела по подведомственности, если установлено нарушение компетенции по рассмотрению. Тогда дело передается в иной таможенный орган. Таким образом, в зависимости от конкретных обстоятельств, которые установлены по делу в ходе пересмотра, существует вариативность дальнейших действий с делом об АП, но в любом случае о каждом процессуальном действии должностные лица таможенных органов уведомляют лиц, привлекаемых к ответственности, или законных представителей юрлица», – резюмировал Василий Рындя.

ОС ФТС

Для участников ВЭД