Таможня начала работать с копиями

15 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Подтверждение происхождения товаров и порядок предоставления сертификата о происхождении товара формы СТ-1 и иных сертификатов с учетом введенных ограничений на вывоз товаров с территории Российской Федерации»

15 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Подтверждение происхождения товаров и порядок предоставления сертификата о происхождении товара формы СТ-1 и иных сертификатов с учетом введенных ограничений на вывоз товаров с территории Российской Федерации»

Вебинар провели Константин Климаков, начальник отдела происхождения товаров Управления товарной номенклатуры ФТС России, и Анатолий Маянцев, заведующий отделом правового сопровождения ВЭД Департамента экспертизы и сертификации ТПП России. Анатолий Маянцев подробно рассказал о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров при реализации постановлений Правительства РФ от 9.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» и № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации». Он отметил, что запреты и ограничения на вывоз определенных товаров, введенные данными постановлениями, не распространяются на российские товары, происхождение которых подтверждено сертификатами о происхождении, выданными торгово-промышленными палатами либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, которые выдаются Минпромторгом. Докладчик напомнил, что для представления в российские и иностранные таможенные органы применяются следующие виды сертификатов: общенациональной формы, СТ-1, СТ-2, СТ-3, EAV, формы А. При этом сертификаты в российские таможенные органы представляются в виде копии в бумажном или электронном виде, а оригиналы представляется в иностранные таможенные органы. Анатолий Маянцев пояснил, что в случае если у экспортера нет необходимости представлять сертификат о происхождении в стране экспорта, то используется специальный сертификат СТ-1, предназначенный только для предъявления российской таможне (об этом в сертификате делаются специальные служебные отметки). Такой сертификат может быть получен на экспорт товара в любую страну (СНГ или третьи страны) и выдается на товары, включенные в перечни к постановлениям Правительства РФ № 311 и № 312. Данные сертификаты оформляются в соответствии с Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г. с особенностями заполнения и представляются в таможенные органы в виде оригинала или копии. Анатолий Маянцев особо отметил, что ТПП России принято решение оформлять такие сертификаты на безвозмездной основе.

Константин Климаков сразу начал с ответов на вопросы. Подчеркнув, что таможенные органы осуществляют контроль происхождения товаров не только при экспорте, но и при импорте в рамках преференциальной и непреференциальной торговли, он разделил вопросы на два блока: представление сертификатов происхождения при ввозе и при вывозе товаров. Первый вопрос касался возможности при импорте представления копий сертификатов. Спикер пояснил, что в соответствии и с правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила), утвержденными решением Совета ЕЭК от 13 июля 2018 г. № 49, и с правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (преференциальные правила), утвержденными решением Совета ЕЭК от 14 июня 2018 г. № 60, основным документом для таможни является оригинал сертификата происхождения. Вместе с тем разрешается представление копии при наличии электронной базы данных уполномоченного органа, выдавшего сертификат, которая содержит аутентичные сведения о нем. К сожалению, отметил докладчик, на практике таможенники порой вынуждены запрашивать оригинал сертификата, поскольку не все страны имеют электронные базы, а базы некоторых государств не содержат сведений, необходимых для контроля, – указываются лишь номер и дата выдачи сертификата, информация же об описании груза, грузоотправителе, грузополучателе и т.п. отсутствует, что не позволяет должностному лицу таможенного органа соотнести данные из электронной базы со сведениями в сертификате и ДТ. В продолжении этого аспекта поступил вопрос: как подтвердить происхождение преференциального товара при невозможности получить оригинал сертификата в связи с санкциями? «Сейчас участники ВЭД сталкиваются с трудностями при документальном подтверждении происхождении товара, что является препятствием для предоставления тарифных преференций и влечет начисление антидемпинговой пошлины, – согласился спикер. – Для решения этой проблемы по инициативе ФТС России 17 марта было принято решение Совета ЕЭК № 33, которым разрешено до 31 декабря 2023 г. подтверждать происхождение преференциальной категории товаров по копиям сертификатов с последующим представлением оригинала в течение 6 месяцев. Также из преференциальных правил исключено такое условие для предоставления тарифных преференций, как непосредственная закупка (пп. 2 п. 22). Это решение вступило в силу 28 марта, но оно имеет ретроспективный характер и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 г. Поэтому при отсутствии у участника ВЭД оригинала сертификата в таможенный орган можно представить копию. Товар, в отношении которого представлена копия сертификата формы А с обязательством последующего представления оригинала, выпускается с тарифными преференциями». Следующий вопрос касался возможности представить в таможенный орган копию сертификата в отношении непреференциального товара. Константин Климаков рассказал, что эта проблема также вскоре будет решена: ФТС России предложила внести изменения в непреференциальные правила: разрешить представление копий сертификатов в рамках непреференциальной торговли на постоянной основе, а временно (до 1 января 2024 г.) ввести еще одно упрощение – увеличить до 1,5 тыс. евро таможенную стоимость товаров, ввоз которых сопровождается представлением сертификата о происхождении, в случае применения мер защиты внутреннего рынка (п. 25). Это предложение было принято на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 5 апреля (решение Совета ЕЭК от 5.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)». – прим. ред.). Кстати, эти поправки позволят избавится еще от одной проблемы – применения обеспечительных мер при отсрочке представления оригинала сертификата. Спикер пояснил: «В рамках непреференциальных правил предоставление копии сертификата само по себе не является основанием для применения обеспечения, но при отсутствии электронной базы данных или несоответствия базы требованиям правил, таможенный орган вправе запросить оригинал, и, если он не представлен в срок, товар выпускается под обеспечение. Но после вступления в силу изменений, о которых я сказал выше, оригинал не потребуется, таможенному органу будет достаточно копии».

Затем Константин Климаков ответил на вопросы, касающиеся представления сертификатов происхождения при экспорте. Один из слушателей поинтересовался, можно ли представить таможенному органу копию сертификата происхождения, если товар входит в перечень постановления правительства РФ № 311? Докладчик сказал: «Постановлением правительства № 311 установлен запрет на вывоз из России товаров по перечню. Запрет не распространяется на товары, происходящие с территории РФ, сопровождаемые сертификатом формы СТ-1, который подтверждает их российское происхождение. При этом постановлением не установлена необходимость представлять именно оригинал сертификата, поэтому нам достаточно копии. ФТС России направила таможенным органам разъяснение с тем, чтобы должностные лица принимали копии сертификатов происхождения при экспорте в рамках постановления правительства № 311». Еще один слушатель спросил, возможен ли экспорт в Казахстан товаров собственного производства без представления сертификата СТ-1? Спикер ответил, что это зависит от кода товара: если код входит в перечень постановления правительства № 312, то сертификат СТ-1 требуется. Некоторых участников беспокоило, что ТПП России выдает сертификаты происхождения со специальными отметками: примут ли их таможенные органы? Константин Климаков пояснил: «Торгово-промышленная палата проинформировала ФТС  о том, что в сертификатах формы СТ-1 в рамках реализации постановления правительства № 311 в графах 4 и 5 будут проставляться служебные отметки. Мы такие сертификаты принимаем при контроле вывоза товаров». Ряд вопросов участников вебинара остался без ответа: Константин Климаков пообещал, что ответы на них будут даны после консультации с другими подразделениями ФТС России и размещены на сайте ведомства в разделе «Вебинары по таможенной тематике».

Источник: ОС при ФТС России

Для участников ВЭД

hartiya banner mobile