Новый порядок – новые вопросы

Новый порядок – новые вопросы

Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Особенности осуществления международных перевозок с учетом применения механизма перецепки/перегрузки»

Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Особенности осуществления международных перевозок с учетом применения механизма перецепки/перегрузки»

Вебинар провели Сергей Амельянович, первый заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, и начальники отделов ГУОТОиТК ФТС России Максим Лукьянов и Константин Кофтов. Вначале Сергей Амельянович кратко обозначил суть нового порядка перемещения грузов в рамках внешней торговли в соответствии с Указом Президента РФ от 29.09.2022 № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» и постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от   29 сентября 2022 г. № 681». Постановление, вступившее в силу с 10 октября, определяет порядок и условия перевозок, в приложениях содержатся перечень стран, в отношении перевозчиков которых применяются нормы данного акта, перечень товаров, не попадающих под новое регулирование, а также перечень мест, где будет осуществляться перецепка или перегрузка товаров. «Суть Указа и постановления в том, что перевозчики из ряда государств могут осуществлять международные грузовые автомобильные перевозки только до определенных зон таможенного контроля, расположенных в субъектах РФ, поименованных в приложении к постановлению, – пояснил Сергей Амельянович. – Такие перевозки могут осуществляться через пункты пропуска на российском участке внешней границы ЕАЭС и следовать до зон таможенного контроля на СВХ, которые расположены в указанных в приложении субъектах РФ и муниципальных образованиях. Там осуществляется перегрузка товаров, после чего российский перевозчик доставит их до адреса получателя. Кроме того, постановлением предусмотрено ограничение на вывоз топлива иностранными перевозчиками, которые совершили перевозку до места перегрузки, – вывоз топлива ограничен 200 литрами». 

Затем спикеры приступили к ответам на вопросы, которых поступило очень много. Докладчики старались максимально четко объяснить новые правила в части, касающейся компетенции таможенной службы. Что касается вопросов, относящихся к компетенции Минтранса, Ространснадзора и Россельхознадзора, представители ФТС рекомендовали обращаться за разъяснениями непосредственно в эти ведомства. «Работа по постановлению сейчас не прекращена, прорабатываются соответствующие вопросы. Недавно состоялось совещание у первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова, по итогам которого дан ряд поручений, прежде всего Минтрансу, – отметил Сергей Амельянович. – Надеемся, что коллеги также будут давать разъяснения, организуют горячую линию и т.п.».

Ответы на вопросы:

Сейчас перецепки проходят на МАПП, это продолжится? – Ни Указ, ни постановление новых норм на этот счет не содержат, поэтому здесь порядок остается прежний – перецепка в МАПП может осуществляться. Но перецепка происходит с разрешения таможенного органа, а инфраструктура в пунктах пропуска разная: какие-то МАПП могут позволить себе проведение такого процесса без ущерба для пропуска грузов, без скопления грузовых транспортных средств, какие-то – нет. Поэтому в рамках применения нового порядка начальники таможенных постов, которые осуществляют контроль в МАПП, будут принимать решение исходя из обстановки – допускать такой процесс или направлять грузы к месту их дальнейшей перецепки/перегрузки.

Определены ли СВХ, на которых будет осуществляться перецепка? – Базовые правила оформления грузов в пунктах пропуска следующие. Таможенный орган при открытии процедуры таможенного транзита определяет место доставки, то есть таможенный орган назначения. Основной принцип здесь – используется информация о месте доставки, которая содержится в транспортных документах. Поэтому рекомендуем, чтобы не терять время, указывать в транспортных документах те терминалы, которые определены в указанных в приложении субъектах РФ и муниципальных образованиях в качестве мест доставки. В этом случае таможенный орган отправления в пункте пропуска будет устанавливать таможенный орган назначения исходя из этого места доставки. Если же в транспортных документах будут содержаться сведения о местах доставки, которые не расположены в определенных постановлением субъектах и муниципальных образованиях, таможенный орган на основании статьи 117 федерального закона от 03.08.2018 № 289 самостоятельно определит место доставки. Поэтому, чтобы таможенный орган не запрашивал дополнительные пояснения или не установил неудобное для вас место доставки, настоятельно рекомендуем сразу ориентироваться на перечень, указанный в постановлении, и самим определять удобное для вас место доставки в этих границах. Таможенный орган будет направлять транспортное средство на терминалы, которые там расположены. Вы их прекрасно знаете, это не новые зоны таможенного контроля, а те СВХ, которые существуют сегодня.

Допускается ли перемещение транспортного средства международной перевозки для перецепки или перегрузки в субъект, отличный от субъекта нахождения МАПП? – На совещании у А.Р. Белоусова было дано поручение определить перечень СВХ, на которых рекомендуется производить перегрузку/перецепку. ФТС совместно с Минтрансом сейчас работает над формированием такого перечня. Пока исходя из утвержденной конструкции получается, что можно осуществлять перецепку в любом месте, где открыта зона таможенного контроля в определенных постановлением областях. Но требования таможенного транзита таковы, что доставка осуществляется в то место, где таможенный орган может доставку закрыть. А если перецепку осуществить вне такого места, то придется доставлять сначала в место доставки, потом на тот терминал, который вам определен договором и т.д. Поэтому исходим из базового принципа – товар доставляется в место, где находится таможенный орган. Если на терминале таможенный орган есть, значит никаких проблем не будет.

Как будет работать временный ввоз при перецепке на внутренней таможне? – Здесь действуют требования статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС, ограничивающие передачу транспортного средства, которое находится на временном ввозе, другим лицам. Поэтому перецепка иностранного прицепа/полуприцепа, на который выписан временный ввоз и который доставлен до места перецепки/перегрузки, российскому перевозчику невозможна, нужно будет осуществлять перегрузку товара. Базовый принцип – временный ввоз на транспортное средство (как на тягач, так и на прицеп/полуприцеп) открывается в пункте пропуска, и то лицо, которому открыт временный ввоз этого транспортного средства международной перевозки, обязано его вывезти. Передать на территории РФ другому лицу такое транспортное средство нельзя. Транспортное средство – это в том числе и прицеп, поэтому единственный вариант в данном случае – перегрузка товара для дальнейшего следования. Другое дело, если иностранный перевозчик привез груз в прицепе или полуприцепе, который зарегистрирован в РФ и принадлежит российскому лицу (такая ситуация тоже возможна). Тогда уже в месте перегрузки этот прицеп/полуприцеп может быть перецеплен российским лицом, потому что он не находится под процедурой временного ввоза. В отношении него был временный вывоз, который завершился обратным ввозом в пункт пропуска.

Прицеп – это транспортное средство иностранного перевозчика. Как тогда возможна перецепка прицепа с товаром? – Иностранный прицеп, с товаром он или без товара, перецепляться иностранцем не может, после того как был помещен под процедуру временного ввоза, это норма статьи 275 ТК ЕАЭС, поэтому речь в данном случае идет о перегрузке.

На СВХ перецепляться будут только тягачи, а иностранные прицепы могут поехать по территории РФ? – Иностранный прицеп может перевозиться тем перевозчиком, которому выдано соответствующее разрешение. Если иностранцу выписали временный ввоз на прицеп, он может его довезти до места перегрузки/перецепки, но не может передать его другому лицу, это административное правонарушение. Поэтому он должен перегрузить товар в транспортное средство российского контрагента. Если же у иностранного перевозчика в аренде находится российский прицеп, тогда можно перецепляться без ограничений. 

Если при перецепке на МАПП временный ввоз сразу оформляется на российского перевозчика, его можно использовать? – Да, если перецепка будет в пункте пропуска, можно сразу подать таможенную декларацию на транспортное средство российскому перевозчику, и тогда иностранный прицеп может ехать по территории РФ.

Меняется ли процедура оформления, если транспортное средство вместо перецепки «выпустилось» в свободное обращение? – Речь, видимо, все-таки о товарах, которые перемещаются на этом транспортном средстве. Если товары выпущены в месте перецепки, значит они приобрели статус товаров Союза. Места перецепки, СВХ работают еще и по своему прямому назначению, то есть на них поступают товары, которые впоследствии оформляются, на них подается декларация в ЦЭДе и они выпускаются. Поэтому такая перевозка по желанию лица может не продолжаться под таможенным контролем в рамках таможенного транзита, а может завершиться в месте перегрузки/перецепки – груз оформлен и дальше российский перевозчик его подхватил и доставил в место назначения.

Будет ли таможня контролировать факт перегрузки выпущенного товара на российское транспортное средство, если в месте перецепки произошло таможенное оформление? – Будет. Норма постановления говорит, что перевозка иностранцам разрешена только до места перецепки. Эта норма не зависит от того, была или нет оформлена декларация на товары.

Будет ли машина со сборным грузом, то есть с запрещенными и разрешенными кодами, направляться на СВХ для перегрузки? – Каких-либо уточнений в постановлении нет. Если в транспортном средстве находятся запрещенные товары, вероятно, весь сборный груз будет рассматриваться как товары, подлежащие перегрузке, и направляться на СВХ.

Получается, что финский перевозчик с грузом в Петербург может следовать до СВХ в Петербурге, то есть практически до пункта доставки? – Пока может, но ведется работа по конкретизации перечня мест, где необходимо осуществлять перецепку/перегрузку. Будет сформирован перечень СВХ в привязке к пунктам пропуска.

Как будет производиться перегрузка товаров с/на малотоннажный транспорт? –Действительно, малотоннажный транспорт, как правило, не использует полуприцепы и прицепы. Придется перегружать товар в иное транспортное средство, здесь перецепка технически невозможна.

Может ли иностранный перевозчик из ЕС без перецепки перевезти товары, указанные в приложении 1, в место назначения (вглубь России)? – Приложением 1 к постановлению определен перечень кодов товаров, которые не нужно перецеплять или перегружать. Для таких товаров правила не меняются. Для них сразу определяется место доставки, которое планировалось, и товар перемещается в общем порядке, как и раньше. 

Какая будет стоимость перецепки и за что нужно будет оплачивать? – Это вопрос не к таможне, а к лицам, которые будут оказывать такие услуги. Таможенные операции в пунктах пропуска как были бесплатными, так и останутся. Перед выходом Указа и постановления Минтранс и АСМАП проводили обследование инфраструктуры на северо-западе для того, чтобы определить перечень субъектов РФ и муниципальных образований, куда будут доставляться грузы для перецепки/перегрузки. Этот список был сформирован в том числе с учетом стоимости услуг со стороны владельцев терминалов.

Может ли иностранный перевозчик взять обратный груз из РФ после перегрузки на СВХ? Если да, то все ли категории товара? – Конечно, он может прицепить прицеп, который следует в Европу с товаром, или загрузить экспортный товар и вывозить. Ограничений в отношении экспорта нет. 

Можно ли въехать порожнему иностранному транспортному средству международной перевозки, чтобы загрузить товар для экспорта, не в МАПП, а в другой зоне таможенного контроля из перечня? – Да, в областях, которые определены постановлением. Для этого они и предусмотрены постановлением, работая как на въезд, так и на выезд.

Может ли авто, прошедшее финскую границу, доехать «головой» до Петербурга? – Цель, видимо, забрать экспортный товар. Если цель – забрать пустой прицеп или экспортный товар, таможня рассматривает это как по сути экспортную перевозку: он начал перевозку без груза, возьмет груз и вывезет его, это можно. 

Будут ли пропускать пустые финские тягачи для забора на территорию РФ? Цель заезда – забор пустых прицепов. Далее прицеп завозится в Европу, грузится финским перевозчиком и возвращается в РФ для перецепки и дальнейшей перевозки российским перевозчиком. – Не видим проблем в такой перевозке. Единственно – цель перевозки должна подтверждаться. Если тягач будет ездить до ближайшей заправки и вывозить по 200 литров, это неправильно. Если же он действительно ездит за пустым прицепом, загружает его, это нормальный бизнес-процесс.

Обязательна ли перегрузка или перецепка экспортных товаров не из приложения 1 только в зоне таможенного контроля (СВХ)? – В постановлении говорится о ввозимых товарах. В данном случае речь идет уже о правилах ЕС. Российский перевозчик может не перецеплять и не перегружать товар, если Евросоюз его примет, – вывоз товаров у нас не ограничивается.

Возможно ли направление товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита, с одной территории из приложения 2 в другую, через районы, не указанные в данном приложении (например, из Кингисеппского района в Санкт –Петербург), которые между собой не граничат? – А какая цель? Если некорректно заявлялись сведения в транспортных документах или в логистике что-то поменялось, наверное, допустимо. 

Как перецепить грузовик с дипломатической почтой? Согласно Венской конвенции в курьерском листе сопровождения указывается только первоначальный грузовик отправления и его нельзя никак менять, также и прицеп. – Ограничения по дипломатической почте не предусмотрены. Но с согласия представителя, который перемещает эту почту, таможенный орган может получить доступ к ней. Будем спрашивать разрешение у дипломатов. 

Какова схема перегрузки подкарантинной продукции, на которую оформлен фитосанитарный сертификат с указанием номера авто? – Это вопрос к Россельхознадзору, который должен установить порядок внесения изменений и т.д. Этот сертификат таможенный орган оформит в пункте пропуска, поставит соответствующие отметки, на этом его компетенция закончится, потом эти сертификаты переоформляют в документы для внутреннего пользования представители Россельхознадзора.

Перецепка осуществляется на СВХ. Кто из госорганов проверяет иностранное разрешение у российского перевозчика? – В пунктах пропуска таможенные органы наделены полномочиями по осуществлению транспортного контроля, в том числе по проверке разрешительных документов. Больше ни в каких местах таможенные органы такими полномочиями не наделены, поэтому и на СВХ, и на пути следования такие документы будет проверять Ространснадзор.

Иностранный перевозчик въезжает в Россию и едет транзитом в Казахстан с разрешенным кодом. Есть ли временны́е ограничения на нахождение в РФ? – По сроку транзита действуют общие нормы. В отношении разрешенных кодов сохраняется прежний режим перевозок.

Какая ответственность у перевозчиков, если они не успели выехать в течение 7 дней? – Состав правонарушения будет, но, скорее всего, это состав главы 11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть по линии Минтранса. Как известно, сотрудники Ространснадзора не находятся в пунктах пропуска, транспортный контроль в полном объеме осуществляют таможенные органы. Таможенный орган направляет грузы в места перегрузки и устанавливает срок транзита, но дальнейший контроль на дорогах общего пользования осуществляют сотрудники Ространснадзора. Это касается и тех, кто попадет под новые правила после 10 октября, открыв процедуру транзита, и тех, кто уже заехал на территорию РФ и для кого определены эти 7 дней. 

Каковы будут действия таможенных органов в случае превышения при убытии в транспортных средствах более 200 литров? – Действия таможенных органов будут по невыпуску такого транспортного средства. Здесь однозначно будет административная ответственность по главе 16 КоАП России, потому что правительством установлен прямой запрет.

Как МАПП будет проверять количество литров? – Действительно, ранее таможенные органы не занимались замером топлива в баках, были ограничения по вывозу топлива в канистрах. Но мы с Минтрансом этот вопрос обсудили, есть методика, есть практика замеров в баках у госорганов сопредельных стран, то есть технически это возможно. 

Если автомобиль в Россию заезжает с полным баком, проехал по РФ 200 км и выезжает. Что делать с оставшимся топливом? Какие штрафные санкции будут при провозе более 200 литров топлива? – Неважно, сколько проехало транспортное средство, есть прямая норма – при выезде должно быть не более 200 литров, дополнительных условий нет. Минтранс продумает механизм контроля топлива. Здесь будет вопрос, как слить излишнее топливо: в пункте пропуска сделать это нельзя, так как там нет мест, где можно хранить воспламеняющиеся вещества. Значит, надо будет возвращаться на территорию РФ, то есть иностранному перевозчику помещать транспортное средство под временный ввоз, а если он имеет иностранные товары, то помещать их под таможенный транзит. Поэтому рекомендуется водителям контролировать объем топлива, поскольку необходимо будет не только уплатить штраф, но и физически устранить нарушение. 

ОС ФТС

Для участников ВЭД