hartiya 1140
Требования валютного законодательства смягчены

Требования валютного законодательства смягчены

9 ноября проведен вебинар, посвященный изменениям валютного законодательства в части ослабления административной нагрузки на участников ВЭД с учетом специальных экономических мер

9 ноября проведен вебинар, посвященный изменениям валютного законодательства в части ослабления административной нагрузки на участников ВЭД с учетом специальных экономических мер

Вебинар провела Елена Королева, главный таможенный инспектор отдела таможенной стоимости Службы федеральных таможенных доходов Северо-Кавказского таможенного управления. Она напомнила, что после введения недружественными странами санкций в отношении России правительством были внесены изменения в законодательство, в том числе в сфере валютного регулирования и валютного контроля, направленные на недопущение оттока капитала и стабилизацию курса рубля. Так, Указом Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», с 1 марта 2022 года был введен запрет на зачисление резидентами валюты на свои счета, открытые в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка. С 5 июля этот запрет был смягчен в соответствии с Указом Президента РФ от 5.07.2022 № 430 «О репатриации резидентами – участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации». Участники ВЭД получили возможность зачислять иностранную валюту на свои счета в зарубежных банках в рамках внешнеторговых контрактов. Предусмотрены только два исключения: при зачислении резидентами денежных средств, полученных в виде дивидендов по акциям российского акционерного обществ, и при распределении прибыли российских ООО и хозяйственных товариществ. Однако, отметила докладчица, надо обращать внимание – разрешают ли сами банки такие переводы. Также в случае введения санкционных мер против уполномоченного банка резидент, являющийся стороной по экспортно-импортному контракту, может проводить операции по внешнеторговым контрактам по счетам, открытым не в уполномоченном банке, без перевода контракта. Еще одна мера по снижению административной нагрузки на участников ВЭД связана с нормой зачисления валютной выручки на счета резидентов в российских банках, установленной статьей 19 федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», – эта норма теперь зависит от размера ее обязательной продажи, определенной Указом Президента РФ № 79. Вначале экспортерам вменялось в обязанность продавать 80% валютной выручки, затем Указом Президента РФ от 10.06.2022 № 360 была установлена обязательная продажа в размере, определенном Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Комиссия снизила порог до 50%, а Протоколом от 9.06.2022 № 61 норматив обязательной продажи был обнулен, то есть сегодня обязательная продажа валютной выручки не требуется. 

Следующие меры, смягчающие валютное законодательство, введены Указом Президента РФ от 8.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями». Документом внесены коррективы в федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Во-первых, с 8 августа отменены требования абзаца первого части 2 статьи 14 закона при осуществлении внешнеторговой деятельности российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по форме расчетов. Статьей 14 установлено, что «расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств». Докладчица отметила, что, хотя эта норма пока не действует, данные операции должны в любом случае учитываться участниками ВЭД и отражаться в бухгалтерских, кассовых документах. И еще на один момент следует обратить внимание: в Указе № 529 речь идет о проведении внешнеторговых операций юридическими лицами с нерезидентами. Индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, для которых такие операции регулируются частью 3 статьи 14 закона, но в Указе № 529 соответствующее изменение этой нормы не оговорено. «Указом № 529 Центральный Банк РФ уполномочен давать разъяснения по применению норм этого документа, в связи с чем мы ждем официального разъяснения Банка России по данному вопросу», – сказала Елена Королева. Также она предупредила: если юридическими лицами рассматривается возможность оплаты нерезиденту, например, по импортному контракту, наличными денежными средствами, не надо забывать, что остается ограничение на вывоз из РФ наличной иностранной валюты и денежных инструментов в сумме, превышающей 10 тысяч долларов в эквиваленте. Вторая мера по снижению нагрузки на бизнес связана с репатриацией денежных средств – установлено, что для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сокращены требования частей 1 и 2 статьи 19 закона. Статьей 19 определены нормы о репатриации иностранной и российской валюты по экспортным и импортным контрактам. Поправками установлено право резидентов – юрлиц и ИП осуществлять зачет своих требований к нерезидентам по внешнеторговым контрактам, а также замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, если зачет или замена не противоречит указам Президента РФ. С 13 октября расширен перечень случаев, установленных законом № 173-ФЗ, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту, то есть проводить зачет встречных требований или замену обязательств (федеральным законом от 14.07.2022 № 353-ФЗ часть 2 статьи 19 дополнена пунктом 14). Также участники ВЭД получили право на использование альтернативного способа исполнения встречных обязательств по такому контракту. Например, можно осуществлять бартерные сделки в соответствии с федеральным законом от 8.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета». «Использование бартерных сделок удобно, если нерезиденты испытывают трудности с оплатой за отправленный в РФ товар из-за санкций в отношении банков, – пояснила Елена Королева. – Внесение изменений в исполнение контракта является правом сторон, поэтому дополнительные соглашения поставщика-нерезидента в этой части законны. Но надо иметь в виду: внешняя торговля товарами с использованием бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами». 

В заключение обзора докладчица обратила внимание на необходимость соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, чтобы не попасть под административную ответственность. Она сообщила, что Федеральной таможенной службой подготовлены специальные разъяснения по вопросам привлечения к административной ответственности российских лиц за нарушения валютного законодательства в условиях недружественных действий США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, которые размещены на официальном сайте ведомства («Открытая служба» – «Участникам ВЭД» – «Валютный контроль»). 

ОС ФТС

Для участников ВЭД