Как проверить легитимность ввоза товаров

Как проверить легитимность ввоза товаров

24 ноября проведен вебинар на тему оказания государственной услуги по предоставлению информации о выпуске товаров

24 ноября проведен вебинар на тему оказания государственной услуги по предоставлению информации о выпуске товаров

Вебинар провел заместитель начальника службы – начальник отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Уральского таможенного управления А.Е. Кравченко. Он отметил, что данная госуслуга оказывается в соответствии со статьей 305 федерального закона от 3.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Порядок работы по этому вопросу изложен в Административном регламенте предоставления Федеральной таможенной службой государственной услуги по предоставлению информации о выпуске товаров, который утвержден приказом Минфина от 26.08.2020 № 176н и вступил в силу 16 октября 2020 года. Направлять запросы на получение сведений в рамках данной госуслуги имеет право широкий круг заявителей – как резиденты ЕАЭС (юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель), так и иностранные лица. Компетенцией по рассмотрению обращений обладают ФТС России, РТУ и таможни. На таможенные посты заявители не должны обращаться, если все же запрос такого рода поступит, пост передаст его в таможню. Проверить статус запроса можно как письменно или через интернет, так и по телефону – таможенный орган обязан сообщить о ходе рассмотрения обращения и его результате. Сроки рассмотрения зависят от формата запроса – на бумажном носителе информация о выпуске товара заявителю должна быть предоставлена не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления, в электронном виде – не позднее 5 рабочих дней. Общий срок рассмотрения заявления не может превышать 40 календарных дней. Если таможенный орган выявил недостаточность сведений либо нечитаемый текст, он запрашивает недостающую информацию, которую заявитель должен предоставить в течение 10 рабочих дней. Если таможенный орган, в который обратился заявитель, не имеет сведений о выпуске товара, в этом случае он в течение двух рабочих дней направляет запрос в тот таможенный орган, где осуществлялся выпуск товара, соответственно, срок рассмотрения приостанавливается. Информационный обмен между таможенным органом и заявителем может осуществляться письменно либо через «Личный кабинет» или Единый портал. 

После рассмотрения запроса заявителю направляется информация о выпуске товаров либо отказ в предоставлении госуслуги. По словам докладчика, практика работы по обращениям с 2020 года выявила основную ошибку заявителей, которая становится причиной отказов, а именно, не всегда соблюдается типовая форма обращения, указанная в приложении 1 к Административному регламенту. Типовая форма в виде таблицы обозначает перечень сведений, которые должно содержать обращение: регистрационный номер декларации на товары, наименование страны происхождения товара, количество товара в килограммах (вес брутто и/или вес нетто) и/или в других единицах измерения, порядковый номер товара в декларации на товары. Заявителям, не являющимся участниками ВЭД, которые не заключали внешнеэкономический контракт, а приобретали товары на внутреннем рынке, спикер рекомендовал обращать особое внимание на регистрационный номер ДТ – на практике встречаются случаи, когда в обращении указывается фиктивный номер. Он пояснил, что регистрационный номер ДТ состоит из трех сегментов: 1) 8-значный номер таможенного органа, где был осуществлен выпуск товара; 2) дата подачи ДТ (шесть знаков – число, месяц, год); 3) семизначный (нарастающим итогом) порядковый номер ДТ. Также типовой формой предусмотрено указание порядкового номера товара в ДТ – после регистрационного номера ДТ через дробь. «Чтобы избегать такого рода ошибок, лицам, приобретающим товары на внутреннем рынке, в рамках коммерческой, производственной деятельности при покупке иностранного сырья и прочих товаров следует обращать внимание на сведения в счетах-фактурах, – посоветовал докладчик. – Там указываются регистрационный номер ДТ, через дробь наименование товара, сведения о стране происхождения, весе. Поэтому при внутренних сделках счет-фактура – единственный документ, который косвенно подтверждает легитимность ввоза товара и правомерность ввода его в оборот, то есть что данный товар был задекларирован и осуществлена его продажа на территории РФ». 

Ответ заявителю таможенный орган также направляет по типовой форме, установленной приложением 2 к Административному регламенту. Указываются среди прочего сведения о наименовании товара, производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара; соответствие сведений о количестве товара, содержащихся в обращении лица, сведениям, указанным в ДТ. Важным является указание требований к товару (уплачены ли таможенные платежи, наличие или отсутствие каких-либо ограничений по пользованию/распоряжению товаром) – по словам спикера, это поможет в дальнейшем заявителю осуществлять правильные действия с данным товаром. В заключение А.Е. Кравченко напомнил, что отказ в предоставлении госусуги может быть обжалован заявителем – порядок обжалования также подробно изложен в Административном регламенте. Кроме того, на официальном сайте ФТС России содержится детальная информация о предоставлении данной госуслуги (https://customs.gov.ru/spisok_gosuslug).

ОС ФТС

Для участников ВЭД