Практика опережает меры поддержки бизнеса

Практика опережает меры поддержки бизнеса

20 декабря Федеральной таможенной службой проведен вебинар на тему «Подтверждение происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли». 

20 декабря Федеральной таможенной службой проведен вебинар на тему «Подтверждение происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли»

Вебинар провела Галина Овчинникова, сотрудница отдела происхождения товаров Управления товарной номенклатуры ФТС России. Вначале она перечислила меры поддержки участников ВЭД в части подтверждения происхождения товаров, введенные в 2022 году с целью минимизации последствий западных санкций. Соответствующие изменения были внесены в непреференциальные правила определения происхождения товаров, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49. С 25 апреля 2022 года упрощена процедура подтверждения происхождения товара и изменены требования к оформлению сертификатов о происхождении товара. Теперь для документального подтверждения происхождения товара может использоваться как оригинал на бумажном носителе, так и копия сертификата на бумажном носителе или графическая электронная копия. Также может использоваться сертификат о происхождении, выданный уполномоченным органом иностранного государства в электронном виде вне зависимости от наличия электронной базы данных и состава содержащихся в них сведений. По словам докладчицы, с момента вступления в силу этих упрощений выпущено около 25 тысяч ДТ с предоставлением копий сертификатов о происхождении. «Но при выявлении признаков недостоверности сведений, содержащихся в копии сертификата о происхождении, таможенный орган может запросить оригинал сертификата, – напомнила Галина Овчинникова. – Исключение составляют случаи, когда сертификат выдается уполномоченным органом только в электронном виде без оформления на бумажном носителе». Следующее упрощение – до 31 декабря 2023 года в случаях, предусмотренных пунктом 22 правил, происхождение товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает 1,5 тысяч евро, может подтверждаться декларацией о происхождении товара.  

В требования по оформлению сертификатов о происхождении были внесены следующие изменения. 1. Сертификат может оформляться на бланке не только формата А4, но и формата Letter, распространенного в странах Северной Америки. 2. Можно представлять сертификат, заполненный не только на английском, французском или русском языке, но и на других языках, при условии представления заверенного перевода. Наименования географических объектов, адресов, организационно-правовой формы, фирменные наименования, наименование уполномоченного органа и имена собственные также можно указывать на других языках. 3. Исключены требования об указании реквизитов документов, выданных в стране происхождения товаров, если сертификат выдается страной вывоза. 4. Если в сертификате недостаточно места для указания всей информации о товарах, используются дополнительные листы, в качестве которых могут выступать инвойсы, спецификации к контракту и иные документы. «При этом надо помнить, что и дополнительные листы, и вышеперечисленные документы должны быть заверены печатью уполномоченного органа иностранного государства», – подчеркнула докладчица. Еще одно упрощение касается контроля: если в сертификате указаны сведения о нескольких товарах, то выявление таможенным органом признаков недостоверности сведений о происхождении одного из товаров не должно ставить под сомнение происхождение других товаров, указанных в сертификате, и такой сертификат должен быть принят для подтверждения происхождения других товаров. Завершая обзор изменений, внесенных в непреференциальные правила определения происхождения товаров, Галина Овчинникова сообщила, что Аналитическим центром при Правительстве РФ было проведено исследование по оценке бизнесом мер поддержки импортеров, и более 80% опрошенных выразили удовлетворенность вышеприведенными упрощениями. 

Затем докладчица вскользь коснулась изменений, внесенных в преференциальные правила происхождения товаров. Основное упрощение здесь – возможность представления копии преференциального сертификата о происхождении товара с последующим представлением оригинала в течение 6 месяцев с даты регистрации ДТ. Оригиналы сертификатов могут быть представлены как в таможню, в регионе деятельности которой осуществлялось декларирование, так и на любой таможенный пост фактического контроля кроме тыловых постов. «Участники ВЭД активно пользуются данным упрощением, – отметила Галина Овчинникова. – Около 2 тысяч ДТ выпущено с применением тарифных преференций на основании копий сертификатов. К сожалению, не все организации исполняют впоследствии обязательство по представлению оригинала сертификата. Анализ показывает, что в ряде случаев участники ВЭД действительно не имеют возможности представить оригинал, но в большинстве случаев оригинал не представляется по забывчивости. Участники ВЭД вспоминают, что оригинал нужно представить, только после того как таможенный орган выставит требование. Также встречаются ситуации, когда оригиналы сертификата теряются либо участником ВЭД, либо экспортером, который поставляет ему товар. И есть еще одна категория участников ВЭД, которые просто игнорируют запросы таможенных органов». 

Во второй части вебинара Галина Овчинникова ответила на вопросы слушателей. Целый ряд из них касался подтверждения происхождения товаров, коды которых содержатся в перечнях постановления Правительства РФ от 7.12.2022 № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 06.07.2018 № 788 (в ред. от 26.04.2022 № 758) «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки». Участники вебинара спрашивали: надо ли подтверждать страну происхождения, если товар происходит не из указанных в этих постановлениях стран, и если да, то обязательно ли оформление сертификата или достаточно декларации? Докладчица пояснила: повышенные ставки пошлин в этих постановлениях установлены в соответствии со статьей 40 Договора о ЕАЭС «Ответные меры в отношении третьей стороны». Обязательность представления оригинала сертификата о происхождении товара установлена пунктом 25 решения Совета ЕЭК № 49 – в качестве мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных статьями 48-50 Договора о ЕАЭС. Товары, перечисленные в постановлениях № 2240 и 788, не подпадают под действие пункта 25, поэтому их происхождение может подтверждаться декларацией о происхождении. Но при этом надо помнить, что у таможенного органа есть право запросить сертификат, если выявлены признаки недостоверных сведений в декларации о происхождении. Еще несколько однотипных вопросов были связаны с проблемами ведения ВЭД из-за санкций. Например, в Финляндии закупается плоский прокат из нелегированной стали, при этом в сертификате о происхождении указаны получатели из Киргизии или Узбекистана. При транспортировке товар перепродается российскому получателю, но таможенный орган не принимает выданный в Финляндии сертификат. Что делать участнику ВЭД в такой ситуации? «Есть требования по заполнению сертификатов о происхождении, и одно из них – указание либо страны назначения, либо наименования и адреса грузополучателя. И получателями должны быть российские организации, – ответила Галина Овчинникова. – Поэтому, к сожалению, таможенные органы не могут принять сертификат, где получателем указан резидент Киргизии или Узбекистана». На вопрос о том, как поступать участникам ВЭД в подобных ситуациях, докладчица затруднилась ответить, порекомендовав направить в ФТС официальное обращение.

ОС ФТС

Для участников ВЭД