hartiya 1140
30 сентября Федеральная таможенная служба провела вебинар по актуальным вопросам ввоза товаров, являющихся объектами технического регулирования.

Оценка соответствия сегодня

30 сентября Федеральная таможенная служба провела вебинар по актуальным вопросам ввоза товаров, являющихся объектами технического регулирования

30 сентября Федеральная таможенная служба провела вебинар по актуальным вопросам ввоза товаров, являющихся объектами технического регулирования.

Вебинар провел Дмитрий Прокофьев, начальник отдела обеспечения контроля за безопасностью ввозимых товаров Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России. Вначале он перечислил главные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы технического регулирования. Основными документами являются Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение 9 к Договору о ЕАЭС), который определяет порядок правила и процедуры технического регулирования. В Союзе установлены Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования (решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526), технические регламенты ТС/ЕАЭС, единые формы разрешительных документов, порядок применения единого знака обращения продукции на рынке, типовые схемы оценки соответствия, порядок декларирования соответствия, оформление сертификатов соответствия и т.д. Порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, определен в решении Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130, которое вступило в силу 30 января 2022 г., а также в актах национального законодательства – это федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании», технические регламенты и утвержденные списки продукции к ним, постановление Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Докладчик подчеркнул, что технические регламенты Союза разрабатываются исключительно в отношении продукции, включенной в Единый перечень, утвержденный решением КТС № 526. Этот перечень состоит из 67 позиций, и на сегодня утверждены 52 техрегламента, из них действуют 45.

Спикер напомнил, что оценка соответствия – это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования. Оценка соответствия осуществляется до выпуска в обращение продукции, то есть в отношении иностранной продукции до ввоза, и может проводится в форме государственной регистрации, подтверждения соответствия, экспертизы, испытаний или иной форме. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме декларирования соответствия и сертификации. Заявителями на подтверждение соответствия на продукцию иностранного происхождения может быть зарегистрированное на территории РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который является продавцом, импортером или уполномоченным изготовителем лицом. При этом по решению Евразийского межправсовета от 25.10.2019 № 10 заявителем при оценке соответствия серийно выпускаемой продукции может быть только то уполномоченное иностранным изготовителем лицо, которое определено в пункте 2 Протокола: «юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Союза». Дмитрий Прокофьев отметил, что по данным ЕАИС ТО почти 50% всего декларационного массива сопровождается обязательным представлением документов о соответствии. 

Затем докладчик перешел к рассказу о новом порядке ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, который был утвержден решением Совета ЕЭК № 130 и вступил в силу 30 января 2022 г. Соблюдение норм технического регулирования подтверждается таможенным органам только в отношении ввозимых товаров, включенных в соответствующие перечни продукции и помещенных под определенные таможенные процедуры. В настоящее время принято 52 технических регламента, под которые должно быть утверждено 50 перечней продукции. На сегодня 16 перечней еще не разработано. «Так, поскольку еще не утвержден перечень продукции под техрегламент безопасности пищевой продукции, подтверждение соблюдения мер технического регулирования таможенным органам в отношении таких товаров не требуется, – подчеркнул спикер. – При этом важно учитывать позицию ЕЭК, которая заключается в следующем: если оценка соответствия продукции предусмотрена техрегламентами, то отсутствие необходимости подтверждать таможенным органам соблюдение мер технического регулирования не освобождает участника ВЭД от проведения такой оценки соответствия. Таким образом, если продукция, в отношении которой установлены обязательные требования, не включена в соответствующий перечень либо перечень отсутствует, документ об оценке соответствия на такую продукцию должен быть у участника ВЭД при выпуске этой продукции в обращение. Но он может не представляться таможенным органам для целей таможенного декларирования». По словам докладчика, ЕЭК разработан план по подготовке перечней подконтрольной продукции, и ФТС России также ведет такую работу. Так, Федеральной таможенной службой подготовлен перечень безопасности пищевой продукции с 10-значными кодами ТН ВЭД, который направлен на рассмотрение в Минпромторг и Роспотребнадзор – госорганы, ответственные за разработку указанного перечня. Кроме того, в целях исключения двоякого толкования уже утвержденных перечней УТОВЭК и УТН ФТС осуществляют подготовку списков подконтрольных товаров, коды ТН ВЭД которых детализируются на уровне 10 знаков. Информация об уже утвержденных ЕЭК перечнях и списках подконтрольных товаров для удобства пользования размещены на сайте ФТС России (Главная страница – Открытая служба –Участникам ВЭД – Запреты и ограничения – Безопасность ввозимых товаров – Перечни подконтрольных товаров). В этом же разделе размещается иная актуальная информация по теме технического регулирования.

Дмитрий Прокофьев отметил, что в условиях санкций правительством были приняты беспрецедентные меры по упрощению подтверждения безопасности ввозимых товаров. Постановлением № 353 разрешен ввоз товаров без маркировки и без подтверждения таможенным органам полномочий по использованию декларантом документов о соответствии на серийную продукцию. Запчасти, комплектующие, сырье, а также единичные экземпляры для собственных нужд декларанта могут быть ввезены любыми лицами без представления таможенному органу документов о соответствии. Кроме того, принят временный порядок оценки соответствия продукции на основании собственных доказательств заявителя. Однако при этом Минпромторгом определен перечень продукции, в отношении которой упрощенные декларации о соответствии не могут быть оформлены (приказ Минпромторга от 14.09.2022 № 3898). Спикер обратил внимание, что разъяснения по применению норм постановления № 353 вправе давать только Минэкономразвития, а по перечню товаров-исключений – Минпромторг. Он также подчеркнул, что в условиях упрощения отдельных процедур оценки соответствия при сохранении жестких требований к безопасности продукции, установленных правом Союза, складывается ситуация, когда единственным госорганом, способным применить действенные меры по недопущению ввоза опасной продукции, является ФТС России. Но одновременно Служба должна обеспечить сокращение административной нагрузки на участников ВЭД и ускорение проведения таможенных операций. «В связи с этим таможенные органы прорабатывают вопрос взаимодействия с представителями околотаможенной инфраструктуры, их информационными системами с целью получения необходимой информации для выявления отличия качественных и количественных характеристик товаров от их эталонных значений», – сказал Дмитрий Прокофьев.

Далее докладчик акцентировал внимание на таком важном аспекте подтверждения соблюдения мер технического регулирования, как корректное внесение сведений о подконтрольной продукции в декларацию на товары. Он отметил, что при заполнении графы 31 ДТ следует использовать ключевые слова из перечней, утвержденных ЕЭК, которые позволяют однозначно соотносить ввозимые товары с объектами технического регулирования. Например, при декларировании шерстяных носков целесообразно внести в графу 31 слова «носки шерстяные зимнего ассортимента, имеющие ограниченный контакт с кожей человека», что предусмотрено перечнем на продукцию легкой промышленности. В случае ввоза товаров-исключений рекомендуется использовать ключевые слова, содержащиеся в пункте 6 решения Совета ЕЭК № 130. Дмитрий Прокофьев подчеркнул, что решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» предусмотрены отдельные коды для большинства товаров-исключений, кроме того, утверждены коды видов документов, подтверждающих целевое назначение таких товаров. При этом ЕЭК продолжает работу по актуализации классификаторов и в ближайшее время они будут дополнены еще одной особенностью перемещения – «продукция, бывшая в употреблении» (код 067) и 4 кодами видов документов. Важно помнить, что при декларировании товаров-исключений таможенному органу представляется уведомление декларанта, сведения о котором должны быть заявлены в графе 44 под кодом вида документа 01416. При ввозе проб и образцов, ввозимых для проведения испытаний и дальнейшего получения документа о соответствии, в графе 44 под кодом вида документа 01410 дополнительно указываются реквизиты договора с органом по сертификации или письма от такого органа, подтверждающие необходимое количество проб и образцов. В графе 37 указывается код 064, в графе 31 рекомендуется указывать, что это пробы и образцы для целей оценки соответствия, и код вида документа 01416. Номер ДТ, выпущенной при ввозе проб и образцов, вносится заявителем или органом по сертификации в информационную систему Росаккредитации путем регистрации документа о соответствии, поэтому крайне важно указывать достоверный номер декларации в документе о соответствии. Спикер проинформировал, что ФТС России завершает создание сервиса передачи данных выпущенных деклараций на пробы и образцы подконтрольных товаров, пользователем которого станет Росаккредитация. Кроме того, ФТС разработан справочник масок номеров документов для указания в графе 44 ДТ, который постоянно актуализируется. При указании номера документа о соответствии необходимо строго руководствоваться данным справочником во избежание ошибок при прохождении форматно-логического контроля. «Все изложенные особенности заполнения ДТ при ввозе проб и образцов применимы и при ввозе продукции по постановлению № 353, – пояснил Дмитрий Прокофьев. – Например, код 065 – комплектующие, компоненты, сырье, материалы для производства, код 066 – отдельный экземпляр штучной продукции и иные коды целесообразно использовать не только в рамках решения № 130, но и при ввозе в рамках постановления № 353».

Отдельно докладчик остановился на следующем аспекте. Приложением 18 к постановлению № 353 установлено, что декларация о соответствии с особенностями может быть принята в отношении партии продукции или единичного изделия, что должно подтверждаться копией контракта или товаросопроводительными документами, идентифицирующими такую партию или изделие. При этом регистрация декларации о соответствии с особенностями может быть только в отношении продукции, подлежащей оценке соответствия в форме сертификации или декларирования. «По нашему мнению, неоднократное представление в таможенные органы одного и того же документа о соответствии, полученного на партию, при ввозе нескольких различных партий правом Союза не предусмотрено, так же как и представление документа о соответствии на партию лицом, отличным от заявителя, указанного в этом документе, – подчеркнул Дмитрий Прокофьев. – Кроме того, Росаккредитация наделена полномочиями при выявлении нарушений при регистрации деклараций о соответствии с особенностями признавать их недействительными».

В завершение вебинара представитель ФТС России сообщил новость. Поскольку в настоящее время остро стоит вопрос насыщения рынка иностранными транспортными средствами, Федеральной таможенной службой совместно с Минпромторгом принято решение разрешать помещение под таможенные процедуры транспортные средства, не оснащенные системами вызова экстренных оперативных служб, без представления таможенным органам временно введенных постановлением Правительства РФ от 12.05.2022 № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия» документов об оценке соответствия, то есть заключений. Контроль за соблюдением обязательных требований будет осуществляться при выдаче электронных паспортов на такие транспортные средства. По словам Дмитрия Прокофьева, в ближайшие дни таможенные органы и участники ВЭД будут официально проинформированы об этом решении.

ОС ФТС

Мероприятия

Все мероприятия

Для участников ВЭД