hartiya 1140
Процедура переработки нуждается в упрощении

Процедура переработки нуждается в упрощении

В рамках международного экспортного форума «Сделано в России», который прошел в Москве 20-22 октября, в формате открытого диалога состоялось обсуждение проблем, возникающих у бизнеса при применении таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории.

В рамках международного экспортного форума «Сделано в России», который прошел в Москве 20-22 октября, в формате открытого диалога состоялось обсуждение проблем, возникающих у бизнеса при применении таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории

Открывая обсуждение, модератор сессии Ирина Каширина, директор по сопровождению ВЭД и таможенному администрированию Российского экспортного центра, напомнила, что переработка товаров на таможенной территории – таможенная процедура, предназначенная именно для поддержки экспорта.

«К сожалению, о ней знают не многие компании, поставляющие свои товары за пределы ЕАЭС, – признала Ирина Каширина. – Основное преимущество процедуры в том, что компания может использовать импортное сырье и комплектующие для производства продукции, предназначенной для экспорта, не уплачивая при этом ввозные таможенные пошлины и налоги. Кроме того, к импортируемым товарам не применяется большинство нетарифных мер урегулирования».

О том, как сегодня обстоят дела с применением таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории, рассказал Максим Родиков, заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России. Он отметил, что негативные последствия введенных против нашей страны санкционных ограничений сказались и на применении данной процедуры: во втором квартале этого года количество выданных разрешений на переработку уменьшилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. «В связи с этим упрощение применения процедуры и повышение ее привлекательности приобретает особую актуальность, – подчеркнул Максим Родиков. – Мировой энергетический кризис, повлекший за собой существенное удорожание энергоносителей, следовательно, повышение издержек промышленного производства, открывает России широкие возможности для расширения применения процедуры переработки товаров на таможенной территории». Докладчик перечислил меры, которые уже были приняты для этого. Так, запрет на вывоз за пределы РФ определенного перечня продукции не коснулся товаров, вывозимых в качестве завершения процедуры переработки при условии, что они до помещения под таможенную процедуру переработки не помещались под иные таможенные процедуры. В августе были внесены изменения в 289 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"», которыми введен ряд упрощений. Во-первых, предусмотрена возможность согласования при рассмотрении заявления на переработку норм выхода продуктов переработки в диапазоне от минимального до максимального количества, если норма выхода продукта переработки зависит от физического или химического состояния иностранных товаров, помещаемых под процедуру. Это упрощение позволяет избежать многократного внесения изменений в выданные разрешения на переработку для корректировки установленных значений норм выхода, что крайне важно для российских компаний, ввозящих для переработки различные виды минерального сырья. Вторая новация – указание в заявлении и, соответственно, в разрешении на переработку сведений о лицах, которые будут транспортировать помещенные под процедуру товары между местами расположения производственных мощностей, где будут совершаться операции по переработке. Третье нововведение – возможность при подаче заявления на переработку не указывать сведения об отходах, образуемых в результате операций по переработке, если на дату подачи заявления такая информация у заявителя отсутствует. Данное упрощение предназначено прежде всего для российских компаний, осуществляющих операции по переработке, связанные с ремонтом. Также поправками сокращены сроки внесения изменений в разрешение на переработку: до 10 дней, если в качестве такого разрешения используется декларация на товары, и до 3 дней, если изменения связаны с внесением сведений об отходах переработки. Для реализации норм этого закона был издан приказ Минфина от 22.07.2022 № 113н «О внесении изменений в приложения № 1-3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 246н», которым актуализирован порядок выдачи разрешений на переработку. При этом установлено, что заявление на переработку в виде электронного документа может быть подано через «Одно окно» РЭЦ – эта норма должна быть реализована до 15 декабря текущего года. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2022 г. № 1174 уточнена формулировка постановления Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 311: установлено, что запрет на вывоз не распространяется на продукты переработки, если «такие товары до помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории не помещались под иные таможенные процедуры с момента прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза кроме таможенных процедур таможенного транзита и таможенного склада» (ранее формулировка допускала двоякое толкование). Также существенно снижает издержки бизнеса и время совершения операций, возможность транспортировки по территории ЕАЭС товаров, помещенных под процедуру переработки, без применения таможенной процедуры таможенного транзита. Это упрощение введено решением Коллегии ЕЭК от 9 августа 2022 года № 112 «Об определении категорий товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, которые для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза не помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, и внесении изменений в пункт 18 Порядка заполнения декларации на товары». Сейчас на рассмотрении в ЕЭК находится проект решения о новом специальном упрощении для уполномоченных экономических операторов – они смогут использовать для идентификации иностранных товаров в продуктах переработки свою систему учета товаров. «Проводимая работа по модернизации условий применения процедуры переработки на таможенной территории, по нашему мнению, позволит нивелировать негативные последствия санкционных ограничений недружественных стран и повысить конкурентоспособность российских товаров на внешних рынках», – резюмировал Максим Родиков. 

Следующая выступающая – Галина Баландина, старший научный сотрудник РАНХиГС, обозначила основные проблемы, с которыми сталкиваются компании, применяющие процедуру переработки на таможенной территории: это идентификация иностранных товаров в продуктах переработки, расчеты подтверждения норм выхода, получение разрешения на переработку, а также отсутствие регламентированного механизма консультаций по поводу выдачи разрешений на переработку и применения процедуры переработки (по словам докладчицы, в других странах эта процедура применяется в тесном взаимодействии таможни и бизнеса). Она признала, что за прошлый и нынешний год много проблем было решено, есть позитивные изменения в законодательстве, однако до сих пор не реализована задача, прописанная в дорожной карте «Трансформация делового климата» в рамках направления «Экспорт товаров и услуг» и в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт». Задача сформулирована таким образом – должны быть «устранены проблемы, связанные с идентификацией иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, не имеющих индивидуальных идентификационных признаков и хранящихся в смешанном виде, в том числе наливом, насыпом, навалом, либо поступающих в производство без разделения на отдельные партии». «По мнению ФТС, для решения этих проблем надо вносить поправки в Таможенный кодекс ЕАЭС. Но это сложная и долгая работа, – отметила Галина Баландина. – Поправки в кодекс нужно согласовывать с остальными государствами Союза, а все предыдущие попытки выйти с инициативой упрощения применения переработки наталкивались на противодействие наших партнеров по ЕАЭС, которое объяснялось очень просто: они говорили – ˝у нас этих проблем нет, а раз нет, то не надо нам их создавать˝». Докладчица считает, что на самом деле можно обойтись без поправок в ТК ЕАЭС. «Основной недостаток действующей таможенной системы администрирования заключается в том, что для таможни объект контроля – товары, ввезенные по конкретной декларации. И пока они будут контролировать каждую партию товаров отдельно, проблемы будут только накапливаться, – пояснила Галина Баландина. – Таможенники других стран работают по иным правилам: если товары, говоря языком бухгалтерского учета, взаимозаменяемые, то какая разница, по какой декларации их ввезли? Их пересчитали, нужно столько-то для переработки, по норме выхода, по технологическому процессу получается такое-то количество продуктов переработки, дебет с кредитом сошелся – все. Какая разница, в какую партию попала именно эта единица товара, которая ввезена именно по этой декларации?» По мнению докладчицы, внедрению в практику этого правила мешает среди прочего норма статьи 151 ТК ЕАЭС: при выпуске продуктов переработки на таможенную территорию ЕАЭС (то есть если товар не вывозится) таможенные платежи уплачиваются в размере, исчисленном в той ДТ, по которой ввезено сырье на переработку. «Это ключевая формула, по которой считаются платежи и при незаконных действиях, поэтому если вдруг чего-то недосчитаются, то, чтобы выйти на ту самую декларацию при расчете платежей, товар контролируется попартийно – вы партию ввезли, покажите именно эту партию в конкретном объеме продуктов переработки. А как считается на самом деле? Очень просто – в бухгалтерском учете есть общеприменимый принцип FIFO. В законодательстве других стран это прописывается именно таким образом: если вы работаете с периодически поставляемыми товарами, то, когда вам нужно выйти на конкретную поставку, вы презюмируете, что первыми использованы по назначению те товары, которые ввезены в более ранние сроки. Установить эти правила – и не надо контролировать каждую партию товара, – подчеркнула Галина Баландина. – Вот наше предложение, которое позволит решить проблему идентификации иностранных товаров в продуктах переработки и с которым мы безуспешно ходим по кругу между Минфином и ФТС уже полтора года». Конечно, для того чтобы так работать, нужна система учета товаров, удовлетворяющая таможенную службу. По мнению Галины Баландиной, готовящееся упрощение для УЭО об использовании системы учета в целях идентификации иностранных товаров в продуктах переработки можно распространить на всех переработчиков, тем более что операторов в России менее 200 из более чем 800 тысяч участников ВЭД. А если трудно разобраться с системами учета участников ВЭД, для документальной идентификации целесообразно привлекать профессиональное сообщество таможенных аудиторов. 

Затем слово взял Андрей Болдырев, представитель компании РУСАЛ, который подтвердил необходимость уйти от тотального контроля по декларациям. «Действительно, одно дело, когда выпускается пять деклараций, и совсем другое, когда ежедневно выпускается не один десяток деклараций, и таможне приходится их контролировать», – сказал он. В целом, по его словам, нерешенных проблем осталось немного, и если их удастся решить и применение процедуры, и контроль за ней будут оптимизированы, то она станет более востребованной и эффективной. Как представитель компании, которая применяет переработку уже много лет, с 90-х годов, Андрей Болдырев высказал несколько предложений по оптимизации этой процедуры: «Сейчас освободили от помещения под таможенный транзит готовую продукцию, вывозимую в реэкспорте. Мы предлагаем пойти дальше – не помещать под таможенный транзит товар, выпущенный в пункте пропуска, например, в морском порту. Также надо в законодательстве прописать способ документальной идентификации, потому что сейчас таможни на местах иногда начинают применять несколько способов. Еще мы рекомендуем коллегам из ФТС актуализировать формы отчетности по исполнению разрешений. Соответствующий приказ был издан давно, заложенный в нем объем сведений рассчитан лишь на стандартное течение процесса переработки и не всегда корректно отражает отклонения. И еще мы просим ФТС подумать о введении индивидуального способа идентификации для технологий с непрерывным циклом производства без возможности переноса производства (когда предприятие находится только в одном месте и использует один вид сырья)». Кроме того, по мнению спикера, необходимо упростить процедуру эквивалентной замены. «В этом году мы столкнулись с перебоями в поставке сырья и впервые применили эквивалентную замену. Оказалось, это очень сложная система, – рассказал Андрей Болдырев. – Для завершения использования эквивалентных товаров необходимо израсходовать российский товар, помещенный под переработку, его продекларировать, вывезти, отчитаться, подготовить документы по вывозу, предоставить в таможню отчет и дождаться, пока таможня его согласует. И пока мы все это не пройдем, не можем двигаться дальше, а один только вывоз может осуществляться в течение трех месяцев. Поэтому наше предложение – представлять отчетность после помещения продуктов переработки под процедуру реэкспорта». 

Как известно, при применении процедуры переработки таможне может быть представлено заключение по нормам выхода готовой продукции, подготовленное торгово-промышленной палатой. Евгений Ильичев, директор департамента экспертизы и сертификации ТПП России, рассказал, как компании получить такое заключение. Он отметил, что в последние годы количество экспертиз по нормам выхода снижается, поскольку заявители по закону имеют право самостоятельно определять нормы выхода и крупные предприятия не нуждаются в получении таких заключений. В торгово-промышленные палаты организации обращаются, как правило, либо в особо сложных случаях, либо впервые начиная применять эту процедуру. Чтобы получить заключение, заявитель должен представить в торгово-промышленную палату пакет документов, на основании которых эксперты проводят расчет, а затем выезжают на производственную площадку предприятия. Экспертиза занимает 5-10 рабочих дней в обычных случаях и до 30 рабочих дней при большой номенклатуре или сложном технологическом процессе. Докладчик подчеркнул, что расчет норм выхода тесно связан со способом идентификации, поэтому перед обращением в ТПП надо определиться со способом идентификации. Из проблем, требующих урегулирования, он назвал только одну – когда сырье одно, а продукта переработки два. Например, растительное сырье одновременно используется для производства шрота и масла. По словам Евгения Ильичева, в подобных случаях эксперты проводят расчет, но возникают разногласия с таможенными органами.

В завершение сессии Галина Мартинкевич, заместитель начальника отдела департамента промышленной политики ЕЭК, поделилась планами Комиссии на использование процедуры переработки для развития промкооперации в ЕАЭС. «Применение процедуры переработки на таможенной территории – один из эффективных механизмов вовлечения производителей стран Союза в глобальные цепочки добавленной стоимости. В ЕАЭС этой процедурой активно пользуются производители в сфере авиа- и автомобилестроения, легкой, химической, фармацевтической, горнодобывающей, промышленности, изготовители готовой металлургической продукции черной и цветной металлургии, а также двигателей, используемых в авиа- и машиностроении, – сообщила Галина Мартинкевич. – Во всех этих отраслях имеется возможность расширения кооперации и применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории для повышения конкурентоспособности продукции и вывода ее на внешние рынки». 

ОСФТС

Мероприятия

Все мероприятия

Для участников ВЭД