hartiya 1140
Что ждет бизнес в 2024 году

Что ждет бизнес в 2024 году

7 декабря состоялось заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по внешнеэкономической деятельности, посвященное подведению итогов внешней торговли за 2023 год и обсуждению основных направлений внешнеторговой политики в следующем году.

7 декабря состоялось заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по внешнеэкономической деятельности, посвященное подведению итогов внешней торговли за 2023 год и обсуждению основных направлений внешнеторговой политики в следующем году.

В заседании принял участие вице-президент ТПП России Владимир Падалко, который кратко подвел итоги работы Совета по внешнеэкономической деятельности в 2023 году, подчеркнув, что темы для обсуждения на заседаниях Совета выбирались с учетом их приоритетности и актуальности. Открывая обсуждение, модератор заседания заместитель председателя Общественного совета при ФТС России, председатель Совета ТПП России о таможенной политике Георгий Петров отметил: «Всем очень важно понимать, что нас ждет, поскольку состояние неопределенности – это самое худшее, что может быть для бизнеса». Первая выступающая – Елена Стоянова, первый заместитель директора Центра по внешней торговле Минпромторга, напомнила, что, когда в результате западных санкций стали рушиться ранее выстроенные глобальные цепочки добавленной стоимости, по решению правительства Минпромторг был наделен компетенцией по обеспечению бесперебойных поставок российских компаний на внешние рынки. Докладчица отметила, что в текущем году Минпромторг помог решить проблемы почти 600 организациям. Затем она обозначила основные вызовы, которые встанут перед российским бизнесом в ближайшей перспективе. По ее словам, в 2022 году одной из самых больших проблем была логистика – как довезти товар в условиях, когда транснациональные корпорации отказались работать с российскими компаниями. «Сегодня логистические санкции сохраняются, но они уже не настолько чувствительны для нашего бизнеса – у нас все меньше обращений на этот счет, – сказала Елена Стоянова. – Но валом выросли санкции, касающиеся финансирования экспортно-импортных операций. По нашему анализу из 155 российских банков по активам под санкциями находятся все за исключением дочек иностранных банковских учреждений. Есть страны, банки которых боятся работать с РФ под воздействием со стороны США и Запада, то есть официально эмбарго нет, но в действительности оно есть». По ее словам, главным вызовом в следующем году станут вторичные санкции. «Ожидается, что санкции будут действовать не менее 10 лет. Страны G7 заставляют государства, которые мы называем дружественными (я бы назвала их нейтральными), отказаться от сотрудничества с Россией, так как США могут наложить санкции на сделки, где ни граждане, ни организации СЩА не участвуют. Эта угроза приведет к последствиям, с которыми столкнулись страны, бывшие на нашем месте, например, Иран. Последствия очевидны – уход внешнеэкономической деятельности в серую зону, – пояснила докладчица. – Кроме того, вторичные санкции, которые ранее исходили от США, теперь все чаше имплементируются в законодательство Евросоюза. Так, в октябре 2022 года ЕС закрепил за собой право применять вторичные санкции в отношении компаний, которые помогают российским организациям обходить санкции». 

Затем Евгений Магомедов, директор по государственной поддержке экспорта Российского экспортного центра, рассказал о программах РЭЦ по поддержке экспортеров. Он сообщил, что в 2023 году действовали 10 программ поддержки экспорта. Наибольшей популярностью пользовалась программа компенсации затрат организациям на транспортировку промышленной продукции – государство компенсирует 80% логистических затрат экспортеров: в 2023 году в рамках этой программы распределено 25 млрд рублей. Также спикер проинформировал о новой программе, которая будет запущена в следующем году. Программа реализуется по итогам пилотного проекта. который проходил два года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2316 «О государственной поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей в целях возмещения части затрат, связанных с  участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях». Новая программа позволяет экспортерам участвовать в любой выставке в любой стране, поскольку участникам компенсируются затраты на аренду выставочных площадей и регистрационный сбор. «В 2024 году мы продолжим реализацию всех программ поддержки, финансирование уже заложено в бюджет, – подчеркнул Евгений Магомедов. – Весной будем запускать отбор на господдержку в 2024 году. На сайте РЭЦ размещен календарь отбора заявок». Для подачи заявок создана платформа «Мой экспорт», которой, кстати, могут пользоваться и импортеры. 

С подробным докладом об изменениях, ожидающих участников ВЭД в таможенной сфере, выступила Галина Баландина, старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. По ее словам, в законодательстве серьезных перемен не произойдет, планирующиеся изменения носят точечный характер. Так, на завершающей стадии находится обсуждение первого пакета поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС, который должен вступить в силу с 1 января 2025 года. Докладчица отметила, что в поправках заложены разные полезные для бизнеса новации, в числе которых упрощение перемещения контейнеров, отдельная глава по регулированию электронной торговле и другие. Точечные изменения будут внесены также в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, в этом году между ФТС России и бизнесом разгорелись горячие споры по поводу новых требований к обустройству складов временного хранения, но в итоге был найден консенсус, за что Галина Баландина выразила благодарность Минфину и Федеральной таможенной службе. Кроме того, будет исправлена недоработка в отношении уполномоченных экономических операторов: им не предоставляются упрощения, если товары перемещаются резидентами офшорных зон. Но перечень офшорных зон был расширен – в него попали практически все недружественные страны, поэтому решено составить отдельный перечень офшорных зон применительно к таможенному регулированию. Что касается таможенно-тарифного и нетарифного аспекта, здесь стабильности меньше, особенно в части национального регулирования. По словам докладчицы, нельзя сказать, что все приняли с энтузиазмом введение вывозных таможенных пошлин на широкую номенклатуру товаров. У многих экспортеров возникли проблемы, которые сейчас устраняются: будет установлена квота беспошлинного вывоза товаров, стоимость которых не превышает 200 евро, планируются корректировки в отношении тех отраслей, для товаров которых вывозные пошлины становятся разорительными и убивают экспорт. «Есть хороший тренд – это либерализация валютного регулирования и валютного контроля. В таможенном администрировании есть и хорошие и плохие тенденции. Плохая тенденция: все понимают, что в нынешних условиях ФТС нацелена на сбор таможенных платежей в максимальном размере. Здесь возникает опасность перехода к действиям, граничащим с административным произволом. Хорошая тенденция состоит в том, что ФТС и Минфин наладили устойчивый диалог с бизнесом, – рассказала Галина Баландина. – Например, по проблеме последних двух лет – переклассификации товаров задним числом – ФТС идет навстречу, обещано наладить выдачу предварительных решений, которые никто не может отменить задним числом. Но остается много вопросов по таможенной стоимости. Хит 2023 года – постановление Верховного Суда РФ в отношении включения дивидендов в таможенную стоимость. Поскольку дана расплывчатая формулировка, сейчас идут проверки по всей России. Поэтому в следующем году нас ожидает дискуссия о четких правилах определения таможенной стоимости». Среди негативных аспектов Галина Баландина обратила внимание на сложившуюся с 2008 года ситуацию, когда функция регулирования в сфере ВЭД была разделена между рядом госорганов. Так, политика во внешнеэкономической деятельности определяется Минпромторгом, во внешнеторговой деятельности – Минэкономразвития, а в отношении сельхозпродукции еще и Минсельзхозом. Добавим, что и политика в сфере таможенного регулирования поделена между Минфином и ФТС России. Докладчица отметила, что в нынешних условиях санкционного давления это недопустимо. «Данная функция не должна расползаться. Нам нужен единый центр – офис торгового представителя или министерство коммерции», – резюмировала Галина Баландина.

Следующий докладчик – Антон Акимов, заместитель председателя Совета по внешнеэкономической деятельности, представил анализ условий доступа российских товаров на рынки государств БРИКС. Спикер отметил, что во всех странах БРИКС существуют барьеры для ввоза иностранных товаров, как таможенно-тарифные, так и нетарифные. Ставки ввозных пошлин у всех членов БРИКС за исключением России и Китая довольно высокие (чем больше передел, тем выше ставки ввозных пошлин), выше всего они у Аргентины и Египта. Имеется много нетарифных барьеров, например, меры технического регулирования, условия сертификации, требования к регистрации продукции и т.д. Кроме того, российским компаниям придется учитывать, что каждая из стран БРИКС входит в различные региональные торговые соглашения, предусматривающие ввоз товаров по более низким ставкам. Комментируя выступление Антона Акимова, Галина Баландина напомнила, что тенденция о заключении региональных торговых соглашений известна с начала 2000-х годов. «Если мы понимаем, что российские товары дискриминируются на внешних рынках потому, что Россия не входит в региональные торговые соглашения, возникают вопросы: почему тогда мы передали это в Евразийскую экономическую комиссию? – сказала эксперт. – Не может ли Россия занимать более активную позицию? Нельзя ли России в рамках БРИКС присоединиться к уже имеющимся региональным торговым соглашениям, тем более что у каждой из стран БРИКС их больше десятка? Ведь если идти по стандартной процедуре заключения соглашений, как предлагает ЕЭК, на это уходит три-пять лет минимум, а нам нужно заходить на новые рынки сегодня».

Подвел итоги заседания Андрей Спартак, председатель Совета ТПП России по внешнеэкономической деятельности, который перечислил главные внешнеторговые тренды 2023 года и обозначил задачи на следующий год. Прежде всего он отметил, что в этом году радикально поменялась конфигурация внешнеэкономических связей: если ранее доля стран, которые мы сейчас называем дружественными, в объеме товарооборота РФ в 2021 году составляла 45,7%, то сейчас – уже 76,1% (данные за январь-сентябрь), и эта тенденция, видимо, будет продолжаться. Во внешней торговле России значительно упрочились позиции стран БРИКС, ЕАЭС, Ближнего Востока, Африки, АСЕАН. Увеличились доля расчетов в национальных валютах. Среди основных проблем, которые бизнесу придется решать в следующем году, спикер назвал необходимость диверсификации рынков сбыта на фоне проблем в логистике (дороговизна доставки из портов Черного моря, особенно для контейнеров из-за ухода иностранных контейнерных линий, загруженность железнодорожных перевозок в восточном направлении, дефицит вагонного парка), отсутствие инструментов по защите российских компаний на зарубежных рынках. «Наш бизнес выходит на рынки стран, где риски выше, но все равно туда надо заходить несмотря на риски с прицелом на длительное сотрудничество, – пояснил Андрей Спартак. – Одна из тенденций на ближайшую перспективу – устанавливать с дружественными странами более глубокое взаимодействие, чем просто торговля. Это один из приоритетов, предусмотренных Стратегией развития внешнеэкономической деятельности РФ до 2030 года».


ОС ФТС