hartiya 1140
Эксперты обсудили текущую ситуацию

Эксперты обсудили текущую ситуацию

29 ноября  в работе  ежегодной международной конференции Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике принял участие заместитель председателя ОС при ФТС России Георгий Петров

29 ноября  в работе  ежегодной международной конференции Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике принял участие заместитель председателя ОС при ФТС России Георгий Петров

Открыл обсуждение Аттилио Кардуччи, советник Customs & Corporate Lawyers в Италии, который рассказал о перспективах взаимодействия между итальянскими и российскими компаниями. «Россия является жизненно важным партнером для Италии, – почеркнул он.

– В Италии также много товаров, в том числе промышленных, которые мы можем предложить России, поэтому наши страны созданы для дружеской кооперации». Спикер сообщил, что на российском рынке работает более 300 итальянских компаний, около 110 из них осуществляют производство в России. Ещё имеется около 250 торговых представительств и маленьких компаний с участием итальянского капитала (комплектующие для автомобилей, стройматериалы, одежда и т.п.). После начала СВО российский рынок покинули около 10% итальянских компаний. «Итальянские предприниматели испытывают настоящую осаду со стороны Евросоюза, препятствующего сотрудничеству с РФ, но я мечтаю о возвращении тесного взаимодействия между Италией и Россией», – резюмировал Аттилио Кардуччи. Комментируя его выступление, модератор конференции председатель Совета ТПП России по таможенной политике Георгий Петров заметил, что выиграют те итальянские компании, которые в условиях санкций продолжают работать на российском рынке, поскольку и выйти на рынок трудно, а вернуться на него еще сложнее, – их места будут заняты российскими компаниями в рамках импортозамещения или конкурентами из дружественных России стран.

Затем Мария Долгова, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, рассказала о причинах возникновения такого явления, как параллельный импорт, главной из которых является ценовая дискриминация со стороны правообладателей. Что касается предварительных итогов частичного разрешения параллельного импорта в России, по мнению докладчицы, они негативные. «Одна из целей разрешения параллельного импорта в 2022 году состояла в том, чтобы наполнить российский рынок товарами, в первую очередь потребительскими, сделать их доступными в том числе по ценам. Но надежды на то, что цены на товары, ввозимые по параллельному импорту, будут значительно ниже, чем у официальных дилеров, не оправдались», – сказала Мария Долгова. Среди факторов, по которым этого не произошло, она назвала удлинившиеся логистические цепочки, увеличение сроков доставки, снижение объема поставок из-за опасения вторичных санкций, затраты, связанные с гарантийным обслуживанием, инфляцию (как в РФ, так и в зарубежных странах) и колебания валютного курса. К сожалению, докладчица не раскрыла, данные из каких источников или исследований позволили прийти к такому выводу.

В свою очередь Александр Наумов, начальник отдела организации мониторинга и судебно-правовой работы Правового департамента Евразийской экономической комиссии, представил краткий обзор работы ЕЭК по устранению барьеров и препятствий на рынке Союза. Он отметил, что с 2015 года, когда были достигнуты договоренности о свободном перемещении в ЕАЭС товаров, капитала, услуг и т.д., до сих пор не выполнены. Одни препятствия устраняются, но возникают другие. «Препятствия принято разделять на три категории: барьеры, ограничения и изъятия. Что касается изъятий, здесь проще – стороны о них договариваются. Ограничения должны регулироваться правом Союза, но на сегодня этот вопрос еще не урегулирован на уровне ЕАЭС, поэтому они регулируются национальными актами. Барьеры – это когда национальными актами вводятся меры для защиты внутреннего рынка. Это нарушение Договора о ЕАЭС и актов, принятых в его развитие», – пояснил спикер. По его словам, сейчас на союзном рынке насчитывается более 300 изъятий, свыше 30 ограничений и около 20 барьеров. Александр Наумов подчеркнул, что в условиях санкций, введенных в отношении России и Белоруссии западными странами, решения по преодолению проблем находить все труднее. Так, сейчас Комиссия работает над проектом Декларации развития ЕАЭС на 2030-2045 годы, и приходится рассматривать два варианта, поскольку нет согласия относительно его содержания между российской и казахстанской сторонами. Поэтому до сих пор непонятно, какой документ будут подписывать президенты на заседании Высшего Евразийского экономического совета, который состоится 25 декабря. 

Следующую тему конференции – особенности оценки соответствия в текущих условиях – осветил Павел Бурьянов, советник Customs & Corporate Lawyers в РФ, руководитель органа по сертификации. Он напомнил, что с 2020 года действуют изменения в закон о техническом регулировании о необходимости проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. Сроки его проведения указаны во ФГИС Росаккредитации: если орган по сертификации в установленный период не загружает во ФГИС информацию о том, что инспекционный контроль пройден, в течение месяца регулятор может приостановить сертификат соответствия. Для реализации этого механизма были изданы постановления Правительства РФ от 19.06.2021 № 934, № 935 и № 936, установившие правила приостановки сертификатов, протоколов и деклараций о соответствии. После начала СВО и введения западных санкций действие этих постановлений было приостановлено, но лишь до 1 сентября 2022 года, так что сейчас они снова действуют. Докладчик отметил, что у каждого сертификата соответствия во ФГИС Росаккредитации есть определенный статус, и обратил особое внимание на два статуса – «прекращен» и «недействителен». Он отметил, что, хотя слова похожие, они влекут разные последствия для поставщика продукции. Если сертификат «прекращен», значит, были выявлены какие-то нарушения и сертификат с определенной даты прекращен (эта дата есть во ФГИС). С того момента, как сертификат прекращен, ввозить продукцию по нему нельзя. Но продукция, которая была ввезена до того, как сертификат прекращен, ввезена законно. Статус же «недействителен» означает, что сертификат признан недействительным с момента выдачи и вся продукция, которая по такому сертификату была когда-то ввезена, считается ввезенной без подтверждения соответствия требованиям безопасности. Поэтому есть вероятность, что вся продукция, ввезенная по такому сертификату, будет отозвана. 

Отдельно спикер остановился на приложении № 18 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353, в котором описаны отступления от стандартной схемы оценки соответствия, сделанные в связи с санкциями. Так, нужно помнить, что продукция подлежит сертификации в основном по техническим регламентам Союза и сертификаты соответствия действуют на территории всех стран ЕАЭС, а постановление № 353 действует только в отношении продукции, которая поставляется на территорию РФ. Поэтому продление действия сертификатов, установленное постановлением № 353, касается только территории России. Еще один важный аспект – разрешено не предъявлять на таможне копию сертификата соответствия. Достаточно найти в реестре Росаккредитации действующий сертификат, предъявить ссылку на этот сертификат и на основании этого осуществляется выпуск продукции. Также постановлением № 353 введено упрощенное декларирование, которое позволяет импортеру зарегистрировать на сайте Росаккредитации декларацию о соответствии продукции. «В такой декларации не надо указывать наименование регламента, которому соответствует продукция. Вы просто говорите о том, что продукция хорошая. Делается это на основании заводских иностранных протоколов испытаний, надо просто перевести первую страницу на русский язык, – пояснил Павел Бурьянов. – Но, как я уже говорил, это действует только на территории РФ и в этом случае знак ЕАС на продукцию не наносится. Возможность упрощенного декларирования продлена на следующий год». 

Также в конференции приняли участие советник Customs & Corporate Lawyers Нариман Кутлубаев, представивший свое мнение об институте параллельного импорта, и сотрудники ПАО «Газпром нефть» Константин Гончаренко и Анна Неклунская, которые рассказали о проектах компании по развитию цифровых технологий при таможенном декларировании. 


ОСФТС