hartiya 1140
Государство не должно создавать для бизнеса режим непредсказуемости

Государство не должно создавать для бизнеса режим непредсказуемости

16 ноября состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике

16 ноября состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике

Заседание Совета ТПП России по таможенной политике провел заместитель председателя Общественного совета при ФТС России Георгий Петров.  Началось заседание с обсуждения проблемы, связанной с пересмотром таможенными органами классификации товаров и ретроспективного довзыскания таможенных платежей. Основной докладчик по этой теме Вадим Бушуев, вице-президент Ассоциации импортеров плодоовощной продукции, отметил, что данная проблема, возникшая еще в 2019 году, в последнее время по остроте превзошла даже вопросы корректировки таможенной стоимости. «Товар долго ввозился и успешно выпускался по определенному коду, а спустя два-три года участник ВЭД внезапно получает решение о том, что код все это время был недостоверным и к доплате серьезная сумма, – пояснил суть ситуации спикер. – В связи с этим возникает два вопроса: проводилась ли ранее проверка достоверности кода, и где участник ВЭД мог узнать подход ФТС к классификации данного товара в случае, когда код внезапно изменился?» Вадим Бушуев рассказал, что деловым сообществом и экспертами подготовлены предложения, которые позволили бы решить проблему. За основу подхода предлагается взять пункт 4  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», в котором сказано: «При применении решений Комиссии о классификации отдельных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, с учетом положений статей 34 (часть 1), 35 (часть 1), 54 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, судам следует исходить из того, что в случае изменения Комиссией ранее сложившейся в Российской Федерации устойчивой практики классификации соответствующих товаров, выраженной в предварительных решениях по классификации товаров, срок действия которых не истек, решениях и разъяснениях по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Таможенного кодекса, и (или) в судебной практике, обязанность по дополнительной уплате таможенных пошлин, налогов на основании решения Комиссии не может быть возложена таможенными органами на участников внешнеэкономической деятельности, осуществивших уплату таможенных платежей при выпуске товаров до издания Комиссией таких изменений в соответствии с ранее существовавшей практикой и добросовестно полагавших, что обязанность по уплате таможенных платежей исполнена ими полностью. Кроме того, с учетом положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятые в сфере таможенного регулирования акты, входящие в право Союза (включая решения Комиссии), затрагивающие права, свободы и обязанности участников внешнеэкономической деятельности, применяются в Российской Федерации при условии их официального опубликования для всеобщего сведения в соответствии со статьей 111 Договора». Взяв эту формулировку за основу, предлагается определить понятие «устойчивая правоприменительная практика в области классификации» следующим образом: 1) в отношении товаров данного вида таможенными органами выдавались предварительные решения о классификации; 2) в отношении товаров данного вида сформированы решения, разъяснения или мнения Евразийской экономической комиссией или Федеративной таможенной службой РФ, выраженные в информационных, разъясняющих письмах, обращениях; 3) правомерность классификации товаров данного вида подтверждена вступившими в законную силу судебными решениями; 4) отсутствие в течение не менее трех лет до даты декларирования проверяемых товаров практики принятия решения об изменении их классификационного кода (данный пункт применяется в случае, если товар настолько прост, что не было ни предварительных решений, ни судов, но почему-то подход таможенных органов к их классификации изменился). В случае наличия одного из этих четырех условий решение о изменении классификационного кода товара не должно приниматься. Такую норму бизнес предлагает внести в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 15 «Классификация товаров»). Второе предложение делового сообщества, озвученное спикером, – сформировать систему источников информации о подходе ФТС России к классификации того или иного товара. Сегодня таких источников всего два: решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, принятые ЕЭК, и приказ ФТС от 17.11.2021 № 995 «Об утверждении разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров». Статус обоих этих нормативных актов таков, что оперативно вносить в них изменения невозможно, а других источников у бизнеса нет. Поэтому предлагается ввести дополнительные инструменты. Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено, что в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД таможенные органы могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных видов товаров, а также обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений (п. 6 ст. 21). Кроме того, есть решения о классификации Всемирной таможенной организации, которые российские таможенные органы на практике не применяют, и бизнес хотел бы узнать, почему. Последний вопрос к Федеральной таможенной службе касается предварительных решений о классификации: они публикуются и на сайте ФТС России, и на сайте ЕЭК, но применяются только для лиц, которые их получили. «Зачем предварительные решения публикуются, если кроме самого пользователя они не могут никем использоваться? – задал риторический вопрос Вадим Бушуев. – Мы считаем: в случае, когда выдавалось предварительное решение, оно закрепляет код на пять лет, и такие же товары, даже если на них не было получено предварительное решение, должны классифицироваться тем же кодом. Иначе невозможно обеспечить единообразие классификации, что является основным принципом ТН ВЭД, получится, что на один и тот же товар будет два классификационных кода». Завершая свой доклад, Вадим Бушуев сообщил, что данные предложения направлены в ФТС России для обсуждения на очередном заседании Постоянной комиссии по вопросам классификации и страны происхождения товаров Экспертно-консультативного совета, которое состоится в декабре. 

В дискуссии по этому вопросу приняли участие Вильгельмина Шавшина, партнер, руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли ГК Б1, Игорь Бурлов, председатель Таможенного комитета Ассоциации экспортеров и импортеров, Галина Баландина, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, а также представитель Управления товарной номенклатуры ФТС России. В частности, Игорь Бурлов предложил помимо предварительных решений размещать в открытом доступе решения по классификации, принимаемые отделами товарной номенклатуры, разумеется, в обезличенном виде по аналогии с тем, как публикуется ценовая информация в рамках контроля таможенной стоимости. Это позволит участникам ВЭД своевременно получать информацию о смене кода в отношении того или иного товара. Со своей стороны, представитель УТН озвучил встречное предложение Федеральной таможенной службы о развитии института предварительных решений о классификации. «Мы хотели бы понять, готов ли бизнес использовать этот инструмент в качестве устойчивой практики? Сегодня он мало используется участниками ВЭД», – сказал он. Участники встречи прокомментировали инициативу ФТС России. Галина Баландина отметила, что институт предварительных решений о классификации – уникальный инструмент хеджирования рисков бизнеса, и вопрос не стоит, нужно ли развивать этот институт, вопрос в том, как его развивать. Среди недостатков процедуры выдачи предварительных решений она назвала следующие: много случаев отказа в выдаче ПР; сильно сдерживает применение этого инструмента то, что ПР выдается на один артикул, а также то, что невозможно пользоваться ПР еще некоторое время после его отмены, как это принято в мировой практике (например, по Таможенному кодексу ЕС, если новый код с более высокой ставкой пошлины, то держатель ПР имеет право пользоваться им до истечения контракта). Георгий Петров, председатель Совета ТПП России по таможенной политике, заместитель председателя ОС при ФТС России, добавил, что сдерживающими факторами являются также длительные сроки получения предварительных решений и недостаточная квалификация сотрудников, выдающих ПР. «Если бы эта процедура была легкой и простой, мы бы ей пользовались», – резюмировал Игорь Бурлов.

Второй вопрос повестки был посвящен проблеме, с которой столкнулся ряд предпринимателей, чьи товары попали под «гибкие» экспортные пошлины, при вывозе коммерческих грузов небольшой стоимости, запасных частей, образцов для сертификации российской продукции за рубежом, рекламных материалов, товаров, реализуемых в рамках электронной торговли, документов, корреспонденции и т.п. Из-за того, что в постановлении Правительства РФ от 21.09.2023 № 1538 забыли предусмотреть лимит беспошлинного вывоза по аналогии с ввозом, на все эти мелкие посылки начисляется экспортная пошлина, соответственно, требуется определение таможенной стоимости вывозимых товаров. Мнениями по этой теме обменялись Галина Донцова, президент Ассоциации экспресс-перевозчиков, и Антон Дышко, начальник отдела методологии и контроля таможенной стоимости Главного управления «Центр мониторинга и оперативного контроля ФТС России. Однако принципиально данная проблема уже решена – 13 ноября подкомиссией по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной Комиссии по экономическому развитию принято решение о том, что экспортные пошлины не будут взиматься с товарных партий стоимостью менее €200. Осталось дождаться окончания ОРВ соответствующего проекта постановления и вступления его в силу.

С информацией по последнему вопросу повестки выступила Оксана Курочкина, руководитель АК «Право для бизнеса». Она рассказала об отчаянной ситуации, в которой оказались таможенные представители, работающие с компаниями с иностранным участием. По ее словам, в этом году за помощью очень часто стали обращаться таможенные представители в связи с проведением таможенного контроля после выпуска в отношении включения в таможенную стоимость товаров дивидендов. «Много компаний с иностранным участием ушли с российского рынка либо прекратили деятельность в России. В настоящее время проводятся массовые проверки компаний с иностранным участием, поскольку в конце 2022 года Верховный Суд РФ кардинально поменял позицию о включении в таможенную стоимость дивидендов, – пояснила Оксана Курочкина. – По итогам таких проверок декларант не платит по уведомлениям и у таможенных представителей, которые несут солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, списываются средства с банковской гарантии, и они автоматически исключаются из реестра. Суммы превышают десятки и даже сотни миллионов рублей, что приводит к банкротству таможенных представителей. В настоящее время проводится около 700 таких проверок. Проблема требует экстренного решения, поскольку то, что сейчас происходит, – это уничтожение самого института таможенных представителей». Оксана Курочкина озвучила ряд предложений по решению этой проблемы, разработанных Ассоциацией деловых партнеров в сфере ВЭД. Основное предложение – освобождение таможенного представителя от солидарной обязанности, когда речь идет о взыскании средств с компаний, учредителями которых являются резиденты недружественных стран, прекративших деятельность в РФ. Вильгельмина Шавшина добавила, что экспертами Ассоциации европейского бизнеса также подготовлена поправка в Федеральный закон о таможенном регулировании, суть которой в следующем: при ликвидации компании Федеральная налоговая служба направляет информацию об этом в Федеральную таможенную службу, которая обязана провести контрольные мероприятия в отношении такого декларанта, чтобы не выпустить эту компанию с долгами. Инициативы бизнеса прокомментировала Марина Омельченко, начальник отдела организации взыскания задолженности по таможенным платежам Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России. «Мы готовы рассматривать ваши предложения о внесении изменений в нормативно-правовые акты, в том числе в Федеральный закон, только хотелось бы обратить внимание на необходимость конкретных формулировок. Если речь идет о случаях, когда таможенные представители будет освобождаться от солидарной обязанности, такие случаи должны быть детально прописаны и должна быть возможность их установления и применения таможенными органами», – подчеркнула Марина Омельченко. Подводя итоги обсуждения, Георгий Петров заверил участников заседания, что рассмотренные предложения после доработки будут сформулированы и направлены в ФТС России.


ОС ФТС