hartiya 1140
Главная задача – создать пространство доверия

Главная задача – создать пространство доверия

В рамках II Евразийского экономического форума, который прошел 24-25 мая в Москве, состоялась сессия «Современные вызовы и новые партнерства: как будет развиваться таможенное регулирование в ЕАЭС».

В рамках II Евразийского экономического форума, который прошел 24-25 мая в Москве, состоялась сессия «Современные вызовы и новые партнерства: как будет развиваться таможенное регулирование в ЕАЭС».

Модератором сессии выступил врио руководителя Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов. Открывая обсуждение, он подчеркнул, что сфера таможенного регулирования является крайне важной для дальнейшего развития ЕАЭС – Евразийский экономический союз, собственно, и вырос из Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. О работе по улучшению таможенного администрирования на наднациональном уровне рассказал Эльдар Алишеров, министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии. «Основной задачей является создание пространства доверия на нашем интеграционном пространстве в таможенной сфере, – сказал он. – При этом должны доверять друг другу не только государственные органы, но и бизнес должен относиться с доверием ко всем контролирующим органам стран Союза, а контролирующие органы должны способствовать переходу бизнеса в категорию лиц, которым мы доверяем». Еще одной первостепенной задачей на ближайшее будущее министр ЕЭК назвал разработку единых стандартов таможенного администрирования, включая сопряжение национальных систем управления рисками. По его мнению, сегодня наилучшим проектом стало бы использование Межгосударственного центра Союзного государства России и Белоруссии для координации работы по управлению рисками на всю «пятерку» в качестве единого аналитического центра интеграции, а затем стоит подумать о создании на его основе специализированной организации, имеющей контролирующие функции на территории всего Союза. 

Предоставляя слово следующему спикеру, Руслан Давыдов напомнил, что с 2020 года на площадке Евразийской экономической комиссии готовятся изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС и в рабочей группе координатором с российской стороны является Минфин, поэтому логично, чтобы о ситуации с первым пакетом поправок рассказал статс-секретарь – замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. Докладчик прежде всего сообщил, что работу над первым блоком поправок в ТК ЕАЭС планируется завершить до конца года, чтобы с конца 2024 года или с начала 2025 года они вступили в силу. Из наиболее важных изменений он назвал следующие. При ввозе контейнеров в качестве транспортного оборудования не понадобится их декларировать, что упростит процедуру перевозки, увеличит оборачиваемость контейнеров и снизит транспортные расходы компаний. Также без декларирования будет осуществляться ввоз на таможенную территорию Союза рыбы, выловленной в исключительной экономической зоне стран ЕАЭС, на континентальном шельфе или в открытом море. Такая рыбная продукция будет признаваться товаром Союза. Не нужно будет осуществлять таможенные операции, связанные с прибытием и убытием морских судов при морских каботажных перевозках, когда перевозки осуществляются между двумя точками Союза, но при этом пересекается таможенная граница. Регулирование перевозок товаров между территорией Союза и искусственными островами передается на национальный уровень. В то же время регулирование транзитных операций, наоборот, передается на уровень ЕЭК, что, как считают разработчики, позволит покончить с лжетранзитом. Большой блок поправок связан с использованием электронных навигационных пломб для отслеживания перевозок товаров по процедуре таможенного транзита. Ряд изменений направлен на развитие электронного документооборота, включая унификацию электронных документов, которые применяются странами Союза, и создание сквозных таможенных процессов на «пятерку». «Большой блок изменений, который, мы надеемся, вступит в силу в середине 2024 года, – выделение в отдельную категорию товаров электронной трансграничной торговли, – отметил Алексей Сазанов. – В ТК ЕАЭС появится глава, посвященная регулированию электронной торговли. Вводится институт оператора электронной торговли, который будет осуществлять декларирование и уплату таможенных платежей за физических лиц». 

Вторая тема, затронутая в ходе сессии, была посвящена внедрению механизма прослеживаемости движения товаров – физической и документарной. Первые итоги маркирования товаров средствами идентификации озвучила Екатерина Приезжева, заместитель министра промышленности и торговли РФ. Она проинформировала, что сейчас в России маркируется 11 товарных групп и в стадии эксперимента находится еще ряд позиций. По каждой группе уже есть позитивные результаты: после введения маркировки за год оборот просроченной молочной продукции снизился в 3 раза, оборот лекарств с истекшим сроком годности – на 50%, доля нелегального рынка обувной продукции сократилась на треть, незаконного оборота парфюмерии – на 8,5%, шин и покрышек – более чем вдвое, табачного рынка – на 3,5% (но по табаку каждый процент – это более 6 млрд рублей). «Результаты свидетельствуют, что система работает, она эффективна и ее нужно распространять на другие товарные группы, – считает Екатерина Приезжева. – Система маркировки интегрирована с системами контролирующих органов, прежде всего с ЕАИС ФТС, что позволяет нам обеспечивать контроль импортной продукции». В заключение докладчица подчеркнула, что в условиях открытых границ в рамках ЕАЭС полноценно потенциал системы маркирования будет раскрыт только после распространения на всю «пятерку», и такая работа ведется: это углубление интеграции систем стран Союза, унификация национальных требований, единые подходы к криптографической защите. О том, как идет внедрение документарной прослеживаемости, доложил Александр Егоричев, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ. Он напомнил, что в России национальный сегмент был запущен два года назад. Принцип работы документарной прослеживаемости состоит в том, что контроль движения товаров осуществляется исключительно по учетным системам. «Отталкиваясь от данных ФТС по декларациям, дальше по идентификатору на любой момент времени мы можем сделать срез по РФ и понять, какой объем ввезенного товара реализован конечному потребителю, а какой еще находится на складах», – отметил спикер. По его словам, сегодня прослеживается 8 товарных групп, которые относятся к малоперерабатываемому товару и импортируются в большом объеме. «На таких товарах проще апробировать внедрение системы, но прослеживать можно и песок, и картофель, любые сыпучие вещества, то есть не обязательно товар с индивидуальной упаковкой. В этом отличие от системы маркирования, – пояснил Александр Егоричев. – Национальный сегмент мы внедрили и теперь с коллегами прорабатываем уже трансграничный обмен информацией, чтобы прослеживаемость была от импорта до конечного потребителя в любой стране Союза». Он сообщил, что с Белоруссией по холодильному оборудованию такая практика действует уже год, на сегодня во всех странах Союза готовы национальные сегменты и к концу года планируется закончить эксперимент по трансграничному обмену информацией на «пятерку», чтобы запустить его в промышленную эксплуатацию. При этом решен вопрос признания электронных документов одной страны ЕАЭС на территории другого государства Союза. «Мы договорились с Минцифры, что признание валидности электронного документа и подписи лица другого государства на документе будет происходить на базе соглашения двух хозяйствующих субъектов с валидацией через доверенную третью сторону легитимности подписи. Это позволит признавать не только товаросопроводительные, но и транспортные документы. И когда подключатся разрешительные документы, можно будет полностью переходить на электронный документооборот в рамках взаимной торговли», – резюмировал Александр Егоричев. 

Сегодня, когда происходит серьезное изменение логистики, совершенствование таможенного регулирования невозможно без улучшения транспортной инфраструктуры. Предпринимаемые в этом направлении меры осветил Валентин Иванов заместитель министра транспорта РФ. Он сообщил, что в районе Азово-Черноморского бассейна реализуется масштабный проект развития железнодорожных подходов к морским портам, которые также дооснащаются под новую номенклатуру товаров. На южной границе в этом году завершится реконструкция МАПП Верхний Ларс на границе с Грузией (вместо 14 будет 39 полос движения, что позволит в 5 раз увеличить мощность пропуска грузовых транспортных средств) и МАПП Яраг-Казмаляр на границе с Азербайджаном, заключены договоры о реконструкции АПП Тагиркент-Казмаляр и АПП Ново-Филя, реконструируется железнодорожный пункт пропуска Дербент и строится новая железнодорожная станция Самур-II. В рамках коридора «Север – Юг» подписано межправительственное соглашение о строительстве недостающего участка железнодорожного пути в направлении Ирана (160 км). На границе с Казахстаном с казахстанскими коллегами синхронизированы планы по реконструкции 10 автомобильных пунктов пропуска, также по всем 19 железнодорожным погранпереходам запланированы мероприятия, которые позволят увеличить объем грузопотока. На границе с КНР после реконструкции автомобильных пунктов пропуска их мощность вырастет в 5 раз. Реализация проекта «Восточный полигон» позволит существенно увеличить грузопоток в восточном направлении. Также Валентин Иванов озвучил планы по цифровизации транспортной инфраструктуры. По его словам, с сентября вступит в действие электронная очередь на первых четырех автомобильных пунктах пропуска – Верхний Ларс, Забайкальск (граница с КНР), Бугристое (граница с Казахстаном) и Чернышевское (Калининградская область, граница с Литвой). Кроме того, в этом году начинается разработка серийного образца интеллектуального пункта пропуска. Еще одна инновация – установка портальных инспекционно-досмотровых комплексов, позволяющих в 10 раз сократить время сканирования транспортного средства, которое осуществляется в движении без покидания водителем грузовика. В МАПП Маштаково на границе с Казахстаном портальный ИДК уже функционирует, в АПП Тагиркент-Казмаляр (граница с Азербайджаном) идет подготовка к опытной эксплуатации. В этом году такими комплексами будут оснащены также пункты пропуска Петухово (граница с Казахстаном) и Забайкальск, а в перспективе на границах появятся 42 ИДК портального типа. В заключение докладчик коснулся вопроса внедрения электронных навигационных пломб. Первый этап был успешно реализован в 2020 году – состоялось более 45 тысяч транзитных перевозок через РФ отдельных видов санкционных товаров. В России определен национальный оператор пломбирования – ООО «Центр развития цифровых платформ», который сейчас работает на 17 автомобильных пунктах пропуска, 14 железнодорожных и в 3 морских портах. В рамках второго этапа реализуется Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок, составлена дорожная карта. Основная задача на 2023 год – сформировать всю нормативную базу и провести апробацию в формате экспериментов, чтобы с января 2024 года перейти к полноценной эксплуатации цифровых пломб.  

Логистическо-транспортную тему продолжили представители таможенных служб Белоруссии и Киргизии. Андрей Большаков, заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, сделал акцент на контрмерах, которые страна вынуждена была принять в ответ на запрет ЕС белорусским и российским автоперевозчикам движение по своей территории. «60% грузов через наш участок границы перемещался перевозчиками из России и Беларуси, 30% – из ЕС и 10% – из Казахстана, Киргизии, Турции, Сербии и других стран, таким образом, Евросоюз за сутки 60% перевозчиков выдавил с рынка, – подчеркнул спикер. – Мы оперативно ввели ответные меры, запретив движение транспортных средств ЕС по территории Республики Беларусь. А чтобы товары могли перемещаться, мы придумали механизм перецепки/перегрузки. Было организовано 18 таких мест. Контроль за европейскими перевозчиками при перемещении в установленные для перецепки места обеспечивают навигационные пломбы, которые впервые были нами применены во время пандемии. За текущий год выявлено около 9 тысяч нарушителей, которые пытались проехать по территории РБ, также не допущено ни одного факта утраты груза, то есть эта система работает». В свою очередь Элнура Мамбетжунушева, заместитель председателя Государственной таможенной службы при Министерстве финансов Кыргызской Республики, рассказала о мерах по развитию транспортно-логистических каналов с Китаем, который является основным торговым партнером страны. Два действующих на киргизско-китайской границе контрольно-пропускных пункта Торугарт и Иркештам не справляются с возросшим уровнем грузопотока, поэтому принято решение о расширении этих КПП. Также достигнута договоренность с КНР об открытии третьего КПП на перевале Бедель. Докладчица обратила внимание, что именно через этот перевал когда-то пролегал Великий шелковый путь. Кроме того, 18 мая был подписан меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций КР, Министерством транспорта Узбекистана и Государственным комитетом по развитию и реформам КНР о строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Реализация этого проекта расширит географию перевозок из Азии через Турцию в Европу, в регион Ближнего Востока, Иран, страны Персидского залива и Северной Африки. 

Ашот Мурадян, заместитель председателя Комитета государственных доходов Республики Армения, посвятил свой доклад развитию цифровых технологий в таможенной сфере. Он отметил, что применение технологий, основанных на анализе больших данных, элементах искусственного интеллекта, позволяет проводить идентификацию рентгеновских снимков, осуществлять автоматическую классификацию товаров и т.п. Одна из основных задач сегодня – цифровизация всех процессов в рамках взаимной торговли. Для этого необходимо обеспечить взаимное признание сопроводительных документов во всех странах ЕАЭС. «С Россией мы провели такой эксперимент, с Белоруссией и Киргизией аналогичные эксперименты планируются. Надеемся, что в ближайшие годы взаимная торговля будет сопровождаться исключительно электронными документами», – сказал Ашот Мурадян. 

Завершилась сессия выступлением Леонида Лозбенко, председателя Общественного совета при ФТС России, который подвел итоги обсуждению. «Участники сессии получили значительный объем полезной информации, – отметил он. – Вы видите, какая колоссальная работа сейчас ведется. Сегодня у бизнеса три главных проблемы – банки, логистика и номенклатура. Без взаимодействия с таможней решить эти вопросы невозможно, и я хочу поблагодарить руководство Федеральной таможенной службы за внимание к запросам участников ВЭД. Еще 3-4 года назад мы не могли сказать, что налажено взаимодействие бизнеса и таможни, а сегодня баланс интересов во многом найден». Леонид Лозбенко подчеркнул, что таможенная служба выполнила все свои обязательства, взятые в рамках инициативы «10 шагов навстречу бизнесу», включенной в Комплексную программу развития ФТС России на период до 2020 года. Он напомнил, что на эту инициативу бизнес ответил Хартией добросовестного участника ВЭД, которую на сегодня подписали около 6 тысяч компаний, и более 380 крупных ассоциаций подписали Декларацию о поддержке Хартии. «Хартия открыта для подписания и иностранными участниками ВЭД. Вы можете это сделать, тем самым резко повысив свой имидж перед российскими таможенными органами», – предложил в заключение Леонид Лозбенко.

ОС ФТС