hartiya 1140
Дискуссия позволяет найти баланс интересов

Дискуссия позволяет найти баланс интересов

5 апреля состоялось заседание Общественного совета при Федеральной таможенной службе, на котором были подведены итоги работы таможенных органов и Общественного совета в прошлом году, обозначены главные задачи на 2023 год, а также обсуждены актуальные проблемы участников ВЭД

В заседании Общественного совета принял участие заместитель руководителя Аппарата Общественной палаты РФ Владимир Балашов. Открыл обсуждение врио руководителя ФТС России Руслан Давыдов, который рассказал об основных результатах работы службы в 2022 году и планах на текущий год. «2022 год можно назвать уникальным по сложности в истории современной таможни. Тем не менее основные показатели нашей деятельности выполнены, – подчеркнул Руслан Давыдов. – В марте-апреле отмечалось значительное снижение внешнеторгового оборота вследствие беспрецедентных западных санкций, но к концу года мы вышли на почти 1 млрд тонн в весовом исчислении и 850 млрд долларов в стоимостном исчислении. И даже выполнен план по перечислениям в федеральный бюджет». Говоря о мерах поддержки бизнеса, докладчик отметил, что с обнулением ввозных пошлин, по мнению самих предпринимателей, вначале был даже некоторый перебор. Поэтому в прошлом месяце на заседании Совета Евразийской экономической комиссии принято решение больше не прибегать к пакетному обнулению импортных пошлин, а работать точечно (за исключением товаров для авиационной отрасли). Также он обозначил проблему, связанную с категорированием участников ВЭД. По его словам, достаточно много правонарушений совершается компаниями низкого уровня риска, уполномоченными экономическими операторами и организациями, подписавшими Хартию добросовестного участника ВЭД, что никак не соответствует их статусу. В связи с этим Руслан Давыдов обратился к председателю Общественного совета с просьбой в текущем году обязательно проработать этот вопрос: проанализировать статистику правонарушений, совершаемых данными категориями участников ВЭД, и сделать определенные выводы, на основе которых ФТС могла бы скорректировать систему контроля, в том числе, возможно, провести точечную перенастройку элементов системы управления рисками.  

Отдельно спикер остановился на задаче информирования общественности о деятельности службы. «В прошлом году мы постарались максимально открыться для бизнеса, – сказал он. – Мы хотели бы, чтобы наши сайт и telegram-канал являлись основными источниками информации о работе таможенных органов. К сожалению, многие используют наши данные, вплетая туда негатив или информацию, не относящуюся к таможенному администрированию. Поэтому призываю членов Общественного совета активнее использовать наш сайт и telegram-канал. Этот формат будет все более востребован, поскольку молодежь его предпочитает, и нам приходится приспосабливаться к обстоятельствам – обращаться к современным способам доведения информации, хотя понятно, что глубины освещения вопросов тяжело достигнуть через  telegram-канал». При этом в работу с молодежью входит и воспитание будущих таможенников, прежде всего в стенах Российской таможенной академии. «Необходимо искать новые форматы работы с нашими сотрудниками, и мне кажется, это одно из направлений, к которому Общественный совет мог бы подключиться», – отметил Руслан Давыдов. В заключение он затронул тему противодействия коррупционным проявлениям, выделив аспект, о котором СМИ обычно умалчивают. «В коррупционных схемах задействованы две стороны: не только таможенники, но и так называемые представители бизнеса, тот, кто дает взятку, тем самым создавая условия для получения неправомерных конкурентных преимуществ по сравнению с честным бизнесом. Мы со своей стороны активизировали работу Комиссии по противодействию коррупционным проявлениям, будем с этим бороться, но хотелось бы попросить и Общественный совет помочь нам проводить воспитательную и профилактическую работу по формированию нетерпимости к любым проявлениям коррупции», – резюмировал Руслан Давыдов. 

По второму вопросу повестки выступил председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко, который представил отчет о деятельности совета в 2022 году. Он напомнил, что с мая прошлого года совет работает в новом составе, и поблагодарил Общественную палату РФ, которая прислушалась к мнению руководства Общественного совета и не стала менять представителей в регионах. «Таможенная сфера достаточно сложная и нецелесообразно менять человека через несколько месяцев, когда он только начал вникать в тему. Представители совета в федеральных округах наладили прямой диалог с руководством РТУ и таможен. Для нас это источник оперативной информации и живая связь с бизнесом на местах», – подчеркнул Леонид Лозбенко. Он также акцентировал внимание на нестандартной форме организации работы совета: «Мы пришли к выводу, что выносить все вопросы на заседания Общественного совета нецелесообразно, да и нереально – их миллион. Мы пошли другим путем: за каждым членом совета закреплены конкретные направления и обязанности, информацию с мест дают представители в регионах, огромное количество вопросов рассматривается на таможенных комитетах и подкомитетах ˝Большой четверки˝, которые возглавляют члены нашего совета». Комментируя высказывание Руслана Давыдова о большом количестве правонарушений, совершаемых компаниями, подписавшими Хартию добросовестного участника ВЭД, Леонид Лозбенко отметил, что темпы роста присоединения к ней хорошие (на сегодня 5814 компаний подписали Хартию и 381 бизнес-объединений – Декларацию о поддержке Хартии), в то же время число правонарушений, совершаемых такими организациями, действительно исчисляется весьма внушительными цифрами. По его словам, этот вопрос требует обсуждения с бизнесом на местах для выяснения причин. Завершая свой доклад, Леонид Лозбенко заверил руководство ФТС в том, что в 2023 году Общественный совет продолжит оказывать содействие таможенной службе в выполнении поставленных перед нею задач, уделяя особое внимание работе с кадрами, а также будет по-прежнему оперативно информировать ФТС России о проблемах, возникающих у бизнеса. Отдельно он выразил благодарность руководству Общественной палаты РФ за высокую оценку деятельности совета и постоянное внимание к его работе.

Затем модератор передал слово представителю Общественного совета в Калининграде Марине Фицак, которая познакомила участников заседания с ситуацией в этом регионе. По ее словам, главная проблема бизнеса в Калининградской особой экономической зоне связана с подтверждением союзного статуса товаров при ввозе в ОЭЗ. Она признала, что эксперимент, который ФТС проводит с 27 апреля прошлого года, значительно упростил идентификацию товаров при ввозе через морские и воздушные пункты пропуска, однако остается проблема с теми поставками российского товаров, которые не прошли эту процедуру. Дело в том, что из-за запрета ЕС на транспортировку сухопутным транспортом, возник ажиотажный спрос на морские перевозки, очереди на паромы доходят до трех месяцев, поэтому много партий сырья и комплектующих, необходимых для работы производственных предприятий, ввозится без прохождения процедуры идентификации. А согласно поправкам в федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ, вступающим в силу 18 апреля, товары, которые не могут быть идентифицированы таможенным органом как товары Союза, при их ввозе на остальную часть таможенной территории ЕАЭС рассматриваются как иностранные товары, то есть за них придется уплачивать таможенные платежи. В связи с этим докладчица попросила включить в план работы ФТС России на 2023 год два вопроса: об организации рабочей группы для дальнейшего упрощения процедуры идентификации товаров Союза при ввозе в Калининградскую область и о создании электронной базы учета объема ввоза таких товаров, то есть внедрении безбумажной технологии, потому что сейчас количество требуемых бумажных документов зашкаливает. Комментируя эту просьбу, Руслан Давыдов согласился с тем, что в отношении процедуры идентификации проблема, действительно, есть и ее надо решать, что же касается базы учета объема ввоза товаров Союза в ОЭЗ, то ФТС не обладает полномочиями интегрировать данные о товарах ЕАЭС, поскольку они не находятся под таможенным контролем. Тем не менее он пообещал, что этот вопрос будет рассмотрен рабочей группой, которую возглавляет заместитель руководителя ФТС России Андрей Струков. Попутно он сообщил хорошую новость для калининградских перевозчиков: 4 апреля штабом по транспортно-логистическим коридорам под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова принято решение проработать вопрос о том, чтобы разрешить грузовым автомобилям, ввезенным в Калининградскую область по процедуре свободной таможенной зоны, осуществлять перевозки и по остальной территории РФ. 

В свою очередь представитель Общественного совета в Московской таможне Руслан Мельников также внес несколько предложений. Так, он считает необходимым разработать более гибкий механизм определения страны происхождения для товаров критического импорта, поскольку действующие нормы создают препятствия для развития российских производств. Кроме того, Руслан Мельников отметил: «Важным фактором эффективности и результативности функционирования процессов и в целом работы ФТС России, бесспорно, являются кадровые ресурсы. С учетом современных реалий и стоящих перед таможенными органами задач необходимо продолжить работу по укреплению кадрового потенциала на всех уровнях, стимулировать вовлеченность сотрудников, проводить дополнительное обучение и переподготовку». Отвечая на прозвучавшую критику, Руслан Давыдов пояснил, что с предложением о совершенствовании определения страны происхождения следует обратиться в Минпромторг, так как ФТС не обладает правом законодательной инициативы. В отношении дополнительного обучения и переподготовки таможенных инспекторов он с докладчиком не согласился. «С подготовкой кадров у нас неплохо обстоит дело, – подчеркнул Руслан Давыдов. – Вы же сами в выступлении сказали об ошибках декларантов при заполнении ДТ. В свое время бизнес настоял, чтобы из закона о таможенном регулировании убрали норму о наличии в штате таможенного представителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению для получения лицензии. Не может необученный человек правильно заполнить декларацию – отсюда ошибки. И если уж ставить вопрос о подготовке кадров, то должен быть сопоставимый уровень подготовки и таможенников, и бизнеса. Давайте вернем норму о том, чтобы в компаниях, уполномоченных подавать декларации за других, были сертифицированные специалисты. Как не может человек управлять автомобилем, если не сдал экзамен и не получил права, так и подача декларации – это серьезная интеллектуальная задача». 

Большая дискуссия возникла в ходе заседания по уточненным требованиям к обустройству, оборудованию и местам расположения складов временного хранения, которые сейчас рассматриваются в Госдуме (законопроект № 296887-8 «О внесении изменений в федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»). Леонид Лозбенко сообщил, что этот вопрос поднимался в рамках «Большой четверки», и достигнута договоренность с Комитетом Госдумы по бюджету и налогам, что они отложат рассмотрение законопроекта до детального обсуждения его с бизнесом. По его словам, в целом у предпринимателей есть понимание необходимости улучшать инфраструктуру складов временного хранения, но вопрос в том, чтобы сделать это наименее болезненно для бизнеса, поскольку речь идет о значительных денежных вложениях. Так, по подсчетам компании «Северсталь» для дооборудования склада временного хранения по новым требованиям потребуется 200 млн рублей. «Мы дадим поручение нашим представителям в регионах поговорить с бизнесом на эту тему», – сказал Леонид Лозбенко и попросил Руслана Давыдова прокомментировать позицию ФТС по данному вопросу. «Мы знаем, что законопроект вызывает беспокойство у части бизнеса, так как предполагает инвестирование в инфраструктуру. Но этот шаг неизбежен. Мы провели реформу таможенных органов: свели 636 мест таможенного оформления к 16 ЦЭДам, а складов временного хранения, где таможенники проводят операции по фактическому контролю, так и осталось 636. Многие из них что называется «сарайного» типа, и там происходит лишь имитация досмотров, – пояснил Руслан Давыдов. – Это, с одной стороны, коррупционный фактор, а с другой – если компания низкого уровня риска оформляет товары на СВХ, который ничем не оборудован и не отвечает современным требованиям, думаю, к таким партиям мы должны применять другие критерии и пересмотреть настройки системы управления рисками. На СВХ должны быть созданы адекватные условия для проведения фактического контроля, в результатах которого мы можем быть уверены. Это будет и стимулом для бизнеса заниматься вложением средств в оснащение СВХ». При этом, учитывая, что владельцам СВХ придется вкладывать серьезные суммы для соответствия новым требованиям, врио руководителя ФТС предложил предусмотреть поэтапное введение норм этого закона, чтобы растянуть инвестиционный цикл. «Но общий посыл справедливый, поскольку о том, что нужно вкладывать в инфраструктуру СВХ, мы говорим не годами, а десятилетиями уже. И я прошу Общественный совет в этом вопросе нас поддержать», – обратился к участникам заседания Руслан Давыдов. Комментируя поручение председателя Общественного совета представителям в округах, он внес встречное предложение: поручить представителям совета в течение двух месяцев (до 1 июня) провести обследование складов временного хранениях в своих регионах – сравнить, где какая физическая инфраструктура, IT-система, система учета и т.п. ФТС со своей стороны окажет помощь, выделив сотрудников РТУ и таможен, можно привлечь также членов консультативных советов. «Затем мы соберемся и выслушаем объективное мнение членов Общественного совета о том, насколько инфраструктура того или иного склада временного хранения отвечает условиям, необходимым для качественного проведения фактического контроля», – заключил Руслан Давыдов. «Предложение принимается, – ответил Леонид Лозбенко. – ФТС подготовит чек-лист, члены совета объедут СВХ в своих регионах, затем, может быть, надо будет провести совещание в ФТС, после чего мы представим материалы в Госдуму». 

В заключение дискуссии Руслан Давыдов одобрил формат работы Общественного совета, когда в ходе заседаний происходит живое обсуждение конкретных проблем. Завершилось мероприятие кратким выступлением Владимира Балашова, который также дал высокую оценку работе совета, отметив, что Общественный совет при Федеральной таможенной службе в рейтинге Общественной палаты РФ по всем параметрам входит в первую десятку лидеров, и выразил надежду на дальнейшее плодотворное взаимодействие.

ОС ФТС