hartiya 1140
Необходимо задействовать экспертный потенциал общественных советов

Необходимо задействовать экспертный потенциал общественных советов

29 марта на площадке Общественной палаты РФ прошел круглый стол, тема которого была обозначена как «тренды правового регулирования бесшовной таможенной логистики и трансграничного зеленого цифрового коридора»

29 марта на площадке Общественной палаты РФ прошел круглый стол, тема которого была обозначена как «тренды правового регулирования бесшовной таможенной логистики и трансграничного зеленого цифрового коридора».

Круглый стол был организован Комиссией Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив совместно с Союзом ветеранов таможенной службы, Ассоциацией экспресс-перевозчиков и РУДН. В качестве модераторов выступили представители Общественной палаты РФ Михаил Бажинов и Михаил Тюнин. К участию были приглашены представители ФТС России, научные сотрудники, преподаватели и студенты вузов, представители ассоциаций и бизнес-объединений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, логистикой и транспортом. Особо Михаил Бажинов отметил участие в данном мероприятии председателя Общественного совета при Федеральной таможенной службе Леонида Лозбенко. 

Открыл обсуждение заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, который подчеркнул, что заявленная тема крайне актуальна. «Мы понимаем, что эффективность наших таможенных служб зависит от цифровизации регулирования внешнеэкономической деятельности, – сказал он. – Нам сегодня надо быть более эффективными, применять цифровые технологии для создания максимально комфортного для добросовестных участников ВЭД регулирования и, конечно, использовать все имеющиеся у России логистические преимущества». По словам спикера, тема данного круглого стола достаточно сложная и предназначена для обсуждения разбирающимися в ней экспертами. «Мы могли бы рассмотреть эти вопросы на заседаниях общественных советов профильных госорганов – не только Общественного совета при ФТС России, но и советов при Минэкономразвитии, Минпромторге, ряде других ведомств, – предложил Владислав Гриб. – По моему мнению, экспертный потенциал у наших общественных советов огромный, и думаю, что выработанные экспертами рекомендации найдут отражение в документах профильных ведомств, а в конечном счете в актах правительства и новых законопроектах. Общественная палата РФ будет вам в этом всемерно помогать».

О работе Евразийской экономической комиссии по внедрению в таможенное регулирование цифровых технологий рассказал директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров. Он напомнил, что в Таможенном кодексе ЕАЭС изначально был заложен приоритет цифровых технологий, а сейчас готовятся поправки, направленные на их совершенствование. По его словам, первый Комплексный протокол по внесению изменений в ТК ЕАЭС подготовлен, и предполагается в мае направить его в государства Союза для проведения внутригосударственного согласования. Подробнее докладчик остановился на поправках, имеющих непосредственное отношение к теме круглого стола. Во-первых, контейнеры, предназначенные для международной перевозки товаров, будут перемещаться через границу Союза без таможенного декларирования; таможенные органы не будут устанавливать срок их нахождения на территории ЕАЭС и за его пределами; отменяется запрет на использование контейнеров во внутренних перевозках, что снизит издержки перевозчиков и, соответственно, сумму транспортных расходов в цене товаров. Во-вторых, упрощается ввоз на территорию Союза улова, добытого судами государств ЕАЭС в исключительной экономической зоне, на континентальных шельфах или в открытом море, а также рыбной продукции, произведенной на таких судах, в том числе из улова судов третьих стран: они будут признаваться товарами Союза и ввозиться без таможенного декларирования. В-третьих, решен вопрос морских каботажных перевозок. Сейчас право Союза не делает исключений для внутреннего каботажа между российскими морскими портами, когда суда осуществляют судоходство с внутренних причалов, но в связи с особенностями фарватера пересекают таможенную границу Союза без захода в иностранный порт. Теперь в подобных случаях в отношении судов не будут совершаться операции, связанные с прибытием и убытием, и они не подлежат таможенному декларированию. Операции прибытия и убытия товаров и транспортных средств между территорией Союза и шельфовыми объектами будут совершаться в соответствии с национальным законодательством. Целый ряд поправок унифицирует действия перевозчиков и таможенных органов при завершении процедуры таможенного транзита за счет передачи компетенции в отношении данной процедуры на наднациональный уровень. Также Сергей Владимиров проинформировал участников встречи о ситуации с Соглашением о применении в ЕАЭС электронных навигационных пломб – оно наконец ратифицировано во всех государствах-членах. ЕЭК ожидает последнюю официальную ноту от Казахстана и с момента ее получения начнет подготовку нормативных актов для реализации соглашения. На это Комиссии дается 180 дней, в течение которых должны быть разработаны требования к навигационным пломбам, установлен перечень товаров, которые не подлежат отслеживанию с помощью пломб, а также определены порядок, места наложения, снятия, активации, дезактивации пломб, нештатные ситуации, механизм взаимодействия уполномоченных операторов государств ЕАЭС. В завершение доклада Сергей Владимиров обозначил одну из проблем, требующую оперативного решения. Она связана с работой над Протоколом об электронной торговле. Комиссия рассматривает результаты уже второго внутригосударственного согласования и до сих пор имеются серьезные разногласия по трем вопросам – в отношении стоимости товаров, обязанностей уполномоченных операторов электронной торговли и ответственности.  

Затем заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы Григорий Боярский рассказал, как обстоят дела по обсуждаемой теме в России. Он отметил, что таможенные органы остро почувствовали на себе изменение логистики после введения западных санкций и пришлось в максимально короткие сроки адаптировать свою работу к новым условиям. По мнению докладчика, ФТС России достойно справилась с этой задачей. С первых дней санкционного давления был введен первоочередной порядок оформления социально значимых товаров, сырья и комплектующих для российских предприятий, разрешено многократно использовать для внутренних перевозок временно ввезенные иностранные контейнеры, в наиболее загруженных пунктах пропуска определены иные места прибытия и т.д. Спикер подчеркнул, что работа проводилась ФТС России в тесном взаимодействии с ЕЭК, поскольку в ряде случаев требовалось вносить изменения и в наднациональное законодательство (например, при увеличении лимита беспошлинного ввоза товаров для личного пользования). «Комиссия, наверное, уже шарахается от нас из-за огромного количества наших инициатив», – пошутил Григорий Боярский. Но Сергей Владимиров заверил, что это не так: «На самом деле мы рады таким инициативам – на их основании и пишется таможенное законодательство Союза». Отдельно представитель ФТС России остановился на мерах, принятых в прошлом году в рамках деятельности штаба по транспортно-логистическим коридорам под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова и оперативного штаба Федеральной таможенной службы по мониторингу ситуации в таможенных органах. Так, в пунктах пропуска был приостановлен транспортный контроль, при ввозе товаров первой необходимости отменен весовой и габаритный контроль, обеспечены контейнерные перевозки из дальневосточных портов, увеличена пропускная способность пунктов пропуска в створе международного транспортного коридора Север – Юг, а также на азово-черноморском и восточном направлениях. «В результате принятых мер пропускная способность, например, МАПП Верхний Ларс увеличилась в три раза и сейчас превышает около 1000 транспортных средств в сутки (конечно, в зависимости от погодных условий и с учетом продолжающейся реконструкции иногда возникают очереди), – рассказал Григорий Боярский. – Пропускная способность МАПП Яраг-Казмаляр выросла на 30% до 500 грузовых транспортных средств в сутки. На Дальнем Востоке нормализуется ситуация с хранением контейнеров в порту и регулярностью их вывоза». Заключительную часть доклада Григорий Боярский посвятил внедрению цифровых технологий в таможенные процессы. Он сообщил, что по итогам прошлого года в автоматическом режиме зарегистрированы 84% всех деклараций, автовыпуск составил 30,5%, средний срок выпуска безрисковых партий сократился при импорте на 29,2% (до 46 минут), при экспорте – на 29,4% (до 24 минут). При этом, подчеркнул спикер, таможенные органы применяют новый подход – авторегистрация и автовыпуск осуществляются в круглосуточном режиме без привязки к времени работы конкретного таможенного органа. «Мы начали внедрять абсолютно новую технологию автоматизированной регистрации и автоматизированного выпуска, суть которой в том, что человек работает с декларацией только в той части, по которой машина не смогла принять решение. Машина указывает инспектору, что необходимо проверить, то есть инспектор будет проверять не всю декларацию, а лишь какой-то этап, например, проверит сертификат происхождения товара, которые, к сожалению, пока еще на бумажном носителе. Также многие разрешительные документы иных ФОИВ, в том числе в рамках контрсанкционных мер, выдаются на бумажном носителе, что не позволяет автоматизировать их контроль, – пояснил Григорий Боярский. – Тем не менее благодаря современным технологиям в прошлом году в течение 4 часов было выпущено 90% деклараций, в течение суток – 96,9%». 

Следующий спикер – президент Ассоциации экспресс-перевозчиков Галина Донцова – в своем докладе отметила проблему, с которой сталкиваются производственные компании при ввозе проектной документации. По ее словам, уже много лет идут споры из-за нестыковки в законодательстве: если проектная документация перемещается в электронном виде, она не является товаром, а если на бумажном носителе – это товар. В последнем случае главная проблема связана с определением таможенной стоимости: таможенные органы считают, что дополнительным начислением к стоимости проектной документации должна быть стоимость услуг по ее разработке. Завершился круглый стол выступлениями представителей науки. Доцент кафедры «торговое дело и торговое регулирование» МГИМО Антон Кожанков перечислил главные нормативные акты, на базе которых ведется работа по созданию в ЕАЭС системы бесшовной грузовой логистики. При этом он предложил вернуться к рассмотрению проведенной Евразийской экономической комиссией научно-исследовательской работе «Эталонная модель национального механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности», которая была закончена в 2017 году, но так и не получила дальнейшего развития. Последний выступающий – преподаватель РАНХиГС Ренат Галатдинов – акцентировал внимание на том, что в этом году в органах ЕАЭС председательствует Россия, поэтому 2023 год, по его мнению, представляет собой «окно возможностей» в смысле активизации работы по формированию новой транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе развитию бесшовных международных транспортных коридоров, о чем сказал в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС  Президент РФ Владимир Путин по случаю председательства России в органах Союза в 2023 году.

ОСФТС