hartiya 1140
Бизнес просит навести порядок

Бизнес просит навести порядок

13 марта состоялась Международная конференция, организованная Комитетом РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Комитетом ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, посвященная актуальным вопросам технического регулирования и стандартизации в ЕАЭС

13 марта состоялась Международная конференция, организованная Комитетом РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Комитетом ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, посвященная актуальным вопросам технического регулирования и стандартизации в ЕАЭС.

С приветственным словом к участникам конференции обратились Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, и Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ. Обсуждение началось с краткого сообщения Алексея Медникова, помощника заместителя председателя Правительства РФ – министра промышленности и торговли, который предложил провести инвентаризацию действующих мер в сфере технического регулирования с целью оценки их эффективности. Отвечая на это предложение, Виктор Назаренко, член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии, отметил, что Комиссия постоянно проводит мониторинг принимаемых мер. В своем выступлении он сделал акцент на том, что более 15 лет предпринимаются усилия для преодоления последствий отказа от единого технического регулирования, которое было в СССР, и эта работа буксует. «В ЕАЭС на наднациональный уровень удалось передать только формирование единых обязательных требований к безопасности продукции, все остальное страны-участницы оставили на национальном уровне, – напомнил докладчик. – В устранении технических барьеров во взаимной торговле при обеспечении безопасности продукции мы прошли половину пути, но дальнейшее продвижение существенно затормозилось. Более того, есть попытки вернуться к национальному регулированию отдельных видов продукции. Задача защиты внутреннего рынка также решается неуспешно. Мы понимаем необходимость насыщения рынка необходимыми товарами, но это не должно осуществляться в ущерб защите рынка от небезопасной продукции». Что касается создания единой системы технического регулирования в Союзе, план разработки техрегламентов выполнен на 27%, план разработки изменений в техрегламенты – на 23%. «Темп работы, который был набран в первые годы, нивелирован. Сегодня мы имеем полное отсутствие исполнительской дисциплины, более того, появилось желание разрабатывать национальные техрегламенты взамен союзных. Процесс пошел в обратную сторону, – констатировал Виктор Назаренко. – Необходимо, чтобы в каждой стране Союза был вице-премьер, отвечающий за эти вопросы, который контролирует работу уполномоченных органов и в состоянии принимать необходимые решения. Или отдайте эти полномочия Комиссии». Еще одна проблема – план по разработке межгосударственных стандартов выполнен лишь на 58%, кроме того, есть 16,5 тыс. межгосударственных стандартов со сроком более 20 лет, которые нужно пересматривать. Спикер также обратил внимание, что не видно результатов деятельности органов по аккредитации. «Мы ожидаем, что Совет руководителей национальных органов по аккредитации, который в этом году возглавила российская сторона, начнет наконец практическую работу, то есть будет рассматривать сотни документов, которые останавливаются надзором на рынках стран ЕАЭС. Сегодня сформирована целая сеть структур по оценке соответствия, которая в связке с недобросовестными уполномоченными иностранных изготовителей открывает дорогу в страны Союза некачественному импорту, – почеркнул Виктор Назаренко. – Мы понимаем, что ряд стран-участниц испытывает трудности, приходится принимать неординарные меры. Заменили сертификат соответствия декларацией о соответствии, которую кто угодно может принять, не выходя из дома. Вторая мера – автоматическое продление на год всех сертификатов и деклараций, срок действия которых закончился. Непонятно, откуда взялось это решение, кем оно обосновано. Комиссия считает, что это решение не проработано, оно нанесло ущерб не только нашей промышленности, но и добросовестным органам по оценке соответствия». 

Антон Шалаев, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, был более оптимистичен. Он отметил, что прозвучавшая критика справедлива, тем не менее многое сделано. По его словам, в РФ стандарты разрабатываются хорошими темпами: в 2022 году в обеспечение техрегламентов разработано 1635 национальных стандартов и 188 межгосударственных стандартов. Сокращены сроки разработки стандартов – средний срок 7,9 месяца. Сегодня более 9000 стандартов, большинство из которых межгосударственные, составляют доказательную базу принятых техрегламентов ЕАЭС. Чтобы понять, как они применяются, ЕЭК в прошлом году инициировала выработку Порядка проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу техрегламентов ЕАЭС и перечней стандартов к ним. По словам докладчика, Росстандарт работает над реализацией этого проекта, данный порядок будет представлен в конце года. Также он рассказал о работе в рамках Совета руководителей государственных (национальных) органов по стандартизации государств ЕАЭС по постепенному уходу от включения в доказательную базу отраслевых методик и ведомственных испытаний, которые не являются документами по стандартизации. «Их должны сменить межгосударственные стандарты, принятые на основе отраслевого консенсуса стран ЕАЭС, – считает Антон Шалаев. – Но это невозможно без цифровизации исходя из массива требований, содержащихся в стандартах. Поэтому реализуемый проект цифрового технического регулирования в Союзе должен стать основой этой работы, а в дальнейшем платформа техрегулирования должна быть интегрирована с другими цифровыми платформами ЕАЭС – по торговле, логистике, прослеживаемости и т.д.».

Выступление следующего докладчика – Куаныша Еликбаева, председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Казахстана, также оказалось весьма острым. Прежде всего он обозначил такую проблему, как длительные сроки принятия и актуализации единых обязательных требований техрегламентов ЕАЭС (порой более десяти лет). Это приводит к отсутствию единых обязательных требований к товарам, поставляемым в рамках взаимной торговли: среди них стройматериалы, удобрения, никотинсодержащая продукция, синтетические моющиеся средства, товары бытовой химии, корма и т.д. «Также мы не выработали систему борьбы с серыми сертификатами соответствия, – подчеркнул Куаныш Еликбаев. – В одной из стран ЕАЭС они генерируются без всяких испытаний. И предъявляя на таможне просто номера таких серых сертификатов, в наши страны ввозят миллионы тонн не проверенных на безопасность товаров. В сфере технического регулирования основная цель – безопасность продукции, и за нее бизнес должен платить, а тем, кто считает, что она не нужна, придется расплачиваться».

Вячеслав Бурмистров, директор департамента технического регулирования и метрологии Минпромторга, признал, что с принятием временных мер, в том числе по особенностям подтверждения соответствия, был некоторый перебор. «С начала пандемии на уровне ЕЭК были согласованы временные меры, а в РФ издано постановление № 353, которое немного ˝распустило˝ оценку соответствия. Но оно будет действовать недолго – до 1 сентября 2023 года, – отметил спикер. – Там есть норма о разработке Минпромторгом перечня продукции, на которую не распространяется упрощенное декларирование соответствия. Так вот по итогам обсуждения с промышленниками оказалось, что в этот перечень попадет львиная доля промышленной продукции. Это означает, что добросовестный бизнес стремится предъявлять к своей продукции нормативные требования в части оценки соответствия. Поэтому мы должны возвращаться к безусловному соблюдению требований техрегламентов и стандартов, а также процедуры оценки соответствия. Либерализация даже в таких тяжелых условиях не должна привести к тому, чтобы некачественные товары появлялись на нашем рынке и за них никто не нес ответственность. Ответственность и отзывы продукции должны быть, это позволит очистить рынок: один-два показательных примера и никто больше не будет так делать, мы убедились в этом на многих примерах работы Росстандарта». По словам Вячеслава Бурмистрова, сейчас Минпромторг совместно с Росстандартом ведет разработку системы информирования об опасной продукции по аналогии с действующей в Белоруссии. Она будет функционировать на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). В перспективе в ГИСП планируется интегрировать сегмент прослеживаемости продукции на всех этапах: от ввезенного образца до конкретной единицы продукции (по аналогии с ГИС «Честный знак»). Система прослеживаемости будет основана на «привязке» номенклатуры продукции через электронный каталог товаров и услуг к требованиям, которые распространяются на эту продукцию. Предполагается также включить в ГИСП информационную панель, на которой будут отражаться результаты мониторинга разработки технических регламентов в разбивке по ФОИВам и разработчикам. 

Во второй части конференции выступали представители бизнес-сообщества. Анатолий Харлап, председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП», поддержал заявление предыдущего спикера о необходимости возврата к нормальным процедурам в данной сфере. «Принятые меры по приостановке процедуры сертификации в отношении ввоза критически важных товаров допустимы, но на короткий период времени. Для торгового бизнеса это хороший вариант, а для промышленности это рост недобросовестной конкуренции», – подчеркнул докладчик. Также он поддержал идею о расширении полномочий ЕЭК и выделении в бюджетной росписи отдельной статьи затрат на разработку документов по стандартизации. «Конечно, это не исключает того, что бизнес тоже должен платить за безопасность продукции», – резюмировал Анатолий Харлап.

Алексей Турундаев, исполнительный директор Национального координационного центра по развитию экономических отношений со странами АТР, продолжая тему расширения функционала ГИСП, рассказал об инициативе РСПП создать цифровую платформу, на которой российские промышленники и предприниматели будут выстраивать новые торгово-производственные цепочки, в том числе с контрагентами из стран ШОС, БРИКС и АТР. «Мы запустили сайт под названием b2brics.com, где поставщики и производители могут оставить заявки и предложения. Предполагается интеграция этой платформы с ГИСП», – сообщил Алексей Турундаев.

Улукбек Сагынбаев, исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Киргизии, отметил недостаточную синхронизацию справочников и отсутствие в ЕАЭС единой базы данных товаров и услуг, что создает препятствия во взаимной торговле. Он выступил с предложением создания единой централизованной и доступной базы данных сертифицированной продукции и услугах на территории ЕАЭС, что упростит мониторинг соответствия продукции обязательным требованиям.

Жазира Шуйкебаева, директор департамента технического регулирования Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», заострила внимание на одном из положений Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС, вступившего в силу 24 февраля 2023 года. Статьей 8 соглашения предусмотрено создание системы информирования об опасной продукции. «Мы видим здесь риски для добросовестного бизнеса. В реестр опасной продукции может попасть продукция, например, с нарушением маркировки. Или в магазине не соблюден температурный режим хранения какого-то продукта, и он будет включен в этот перечень, от чего пострадает производитель, который к нарушению условий хранения не имеет отношения, – пояснила докладчица. – По нашему мнению, корректно этот реестр назвать системой о несоответствии продукции требованиям технических регламентов». 

В свою очередь Сергей Пугачев, председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, среди главных проблем назвал отсутствие механизма контроля за внедрением и применением на национальном уровне принятых 52 техрегламентов ЕАЭС. Затронув также вопрос длительных сроков разработки перечней стандартов, образующих доказательную базу техрегламентов ЕАЭС, спикер предложил радикальный способ решения этой проблемы. «Надо воспользоваться опытом ЕС, где разработку стандартов по мандату осуществляет Еврокомиссия. И нам нужно уйти при разработке стандартов от той сложной процедуры, которая применяется при разработке техрегламентов», – сказал Сергей Пугачев. Кроме того, по его мнению, необходимо заключение полноценного соглашения о сотрудничестве между ЕЭК и Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. 

Андрей Лоцманов, заместитель сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, в своем выступлении поднял вопрос о необходимости восстановления госконтроля за соблюдением требований всех техрегламентов. Он напомнил, что федеральным законом от 11.06.2021 № 170 фактически отменен госконтроль за требованиями 13 техрегламентов Союза, а постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 – обязательная сертификация продукции, не подпадающей под действие техрегламентов. К чему это приводит, спикер показал на примере: снят госконтроль за соблюдением требований техрегламента ТС «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» – и только за два месяца 2023 года было уже пять случаев взрыва бытового газа. РСПП в прошлом году направил обращение в правительство с призывом восстановить госконтроль в этой сфере, а после вступления в силу Соглашения о принципах и подходах госконтроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов ЕАЭС Россия уже на уровне международного договора обязана обеспечить такой контроль. 

Завершилось обсуждение выступлением Сергея Михневича, исполнительного секретаря, члена президиума Делового совета ЕАЭС. Он отметил, что по инициативе РСПП в составе Делового совета ЕАЭС будет создан Комитет по техническому регулированию. «Нам необходимо системно и в контакте друг с другом выстраивать работу по наведению порядка в этой сфере, обсуждать проблемы и доводить единое мнение до ЕЭК, – подчеркнул Сергей Михневич. – Надеюсь, что в этом году в рамках председательства в Деловом совете ЕАЭС российской стороны, многие проблемы в области технического регулирования будут решены». 

ОС ФТС