hartiya 1140

Таможенный контроль после выпуска товаров в современных условиях

16 ноября Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
16 ноября Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Вебинар провел Денис Грязин, начальник отдела проверок деятельности лиц после выпуска товаров Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Он начала доклад с краткого напоминания о том, что таможенный контроль после выпуска товаров (КПВТ) неразрывно связан со всеми процессами таможенного контроля, включая декларирование и выпуск, и что подразделения КПВТ раньше назывались таможенной инспекцией. В настоящее время основной функцией этих подразделений является проведение комплекса мероприятий по борьбе со схемами уклонения от уплаты таможенных платежей и пресечения незаконного ввоза и оборота товаров во взаимодействии со смежными структурами и другими контролирующими органами. 

Первая задача подразделений КПВТ – контроль при обороте товаров с целью выявления и возмещения материального вреда государству в случаях, когда недобросовестным компаниям удалось обойти систему контроля при декларировании товаров или использовать для минимизации уплаты таможенных платежей схемы ввоза товаров через другие страны ЕАЭС и последующего перемещения их в Россию при отсутствии таможенного контроля на границе между государствами Союза. Также осуществляется контроль компаний категории низкого уровня риска, которым предоставляются упрощения на этапе декларирования. В отношении этих лиц подразделения КПВТ ведут регламентный мониторинг, ежеквартально анализируют базу деклараций, выпущенных без применения мер по минимизации рисков (распоряжение ФТС от 21.06.2016 № 176-р), динамику показателей декларирования (распоряжение ФТС 2019 года № 281-р) и автовыпущенных деклараций (распоряжение ФТС 2016 года № 270-р). При выявлении признаков нарушений инициируется проведение контрольных мероприятий. Вторая задача до введения санкций рассматривалась как дополнительная –контроль за соблюдением запретов и ограничений, но сегодня она стоит наравне с фискальной и осуществляется мобильными группами. 

Докладчик отметил, что подразделения КПВТ имеют полномочия применять все определенные статьей 322 ТК ЕАЭС формы таможенного контроля кроме личного досмотра. Должностные лица вправе самостоятельно определять форму таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение (статья 338 ТК ЕАЭС). «С точки зрения коррупционных рисков имеющийся пока субъективизм в выборе форм контроля может использоваться должностными лицами. Мы это понимаем и планомерно в рамках автоматизации таможенных процедур будем исключать человеческий фактор, – подчеркнул Денис Грязин. – Так, с 1 января 2021 года введена единая информационная база данных о ходе и результатах таможенного контроля после выпуска товаров». Перечень лиц для проверки довольно широкий (часть 5 статьи 331 ТК ЕАЭС) – кроме участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в него входят при контроле оборота все лица, обладающие полномочиями в отношении товаров иностранного производства, включая перевозчиков, покупателей второго звена и далее. По словам спикера, такой широкий перечень лиц обусловлен в том числе необходимостью сбора доказательств выявленных правонарушений. «Наши проверки своей целью имеют ликвидацию последствий и возмещение ущерба государству. Когда дело касается больших сумм, на которые мы и ориентируемся при выборе объектов контроля, исходим из того, что проверяемое лицо будет использовать все возможные ресурсы, чтобы воспрепятствовать контролю и не возвращать деньги (не представляет документы, обжалует в суде, воздействует на должностных лиц, направляет заявления в прокуратуру, госорганы и президенту)», – сказал докладчик. – Мы стараемся минимизировать коррупционные риски путем создания автоматизированных технологий выбора объектов, исключая человеческий фактор, мониторим действий должностных лиц путем видеофиксации (распоряжение ФТС от 9 января 2019 года № 1 «Об организации работы по противодействию коррупции должных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров»). В основе проведения проверочного мероприятия лежит использование системы управления рисками при выборе объектов контроля, форм контроля и мер, обеспечивающих его проведение. При этом используется собственная аналитика, базирующаяся на выпущенных ДТ, информация от смежных подразделений таможенных органов, иных контролирующих и правоохранительных органов, СМИ и другие источники. По словам спикера, сегодня исключены случаи, когда инспектор сам проводит псевдоаналитику, а потом объявляет о начале проверки. Все действия инспектора фиксируются в КПС «Постконтроль» и руководитель всегда может проверить объективность инициирования проверки и объем выполненных действий. Уже сегодня в КПС «Постконтроль» есть ряд автоматизированных методик выбора объектов контроля, что является шагом к минимизации человеческого фактора.

КПС «Постконтроль» используется подразделениями КПВТ с 2013 года, и на базе этого программного средства в настоящее время разрабатываются умные технологии, среди которых электронная камеральная проверка, позволяющая сократить время проверки документов и сроки контроля. Также с применением КПС «Постконтроль» осуществляется связь с проверяемым лицом через «Личный кабинет участника ВЭД»: посредством информационного сервиса «Таможенная проверка» можно обмениваться электронными документами, знакомиться с результатами таможенного контроля, подать возражение на акт, направить в таможенный орган отчетность. Кроме того, составлена программа проведения таможенной проверки, в рамках которой визуализируются все действия, которые проверяемое лицо должно совершить. 

Затем Денис Грязин сообщил, что в рамках цифровизации таможенных операций ФТС России сегодня разрабатывается технология цифрового двойника, которая существенно изменит подходы к формированию досье проверяемого лица и позволит точно определять объект проверки. Новая модель основана на критериях оценки поведения участника ВЭД. Под цифровым двойником понимается постоянно меняющаяся цифровая копия (цифровой профиль, цифровая модель) участника ВЭД, позволяющая с использованием методов математического анализа оценивать и моделировать (предсказывать) поведение данного лица с целью определения необходимости проведения в отношении него контрольных мероприятий. Эта технология должна обеспечить точность, а также скорость в выборе объектов контроля за счет применения автоматизированного алгоритма, позволяющего оценивать лицо и критически важные изменения в его поведении. Планируется реализовать переход к выбору объектов контроля после выпуска товаров с использованием данных, накапливаемых цифровыми двойниками, с определением рисковых поставок проверяемых лиц и проведением при необходимости ретроспективного контроля в отношении этих поставок. За выбором объекта контроля следует сама проверка. «Набор действий в отношении проверяемого лица пока не стандартизирован, – признал спикер. – Но мы постепенно к этому идем: разработаны чек-листы и поставлена задача по стандартизации всех элементов проверки, хотя надо отдавать себе отчет, что сценариев по проведению проверки может быть множество и стандартизировать абсолютно все невозможно».

Перспективными направлениями постконтроля являются проверки налогоемких товаров различных групп (в том числе 84, 85, 87, 88), морских и воздушных судов (на соблюдение ограничений при процедуре временного ввоза и правильность заявления таможенной стоимости при проведении ремонта за пределами ЕАЭС), включения в таможенную стоимость товаров транспортных расходов, обоснованности льготы по уплате НДС при ввозе технологического оборудования, а также контроль законности оборота товаров в местах их реализации и хранения. 

В заключение докладчик ответил на вопросы участников. Один из слушателей интересовал вопрос о способе уведомления проверяемого лица о начале проверки после выпуска только почтой или можно посредством личного кабинета? Денис Грязин ответил: в соответствии с нормами ТК ЕАЭС и федерального закона № 289-ФЗ есть выбор, может использоваться направление уведомления как почтой, так и через «Личный кабинет участника ВЭД». Другой участник вебинара спросил, планируется ли внедрение возможности предоставления документов по запросу в ходе проверки в электронной форме, без копий на бумаге? «Мы ведем работу в этом направлении и уже есть обмен в электронном виде с проверяемым лицом, – сказал докладчик. – Все зависит от того, какие документы запрашивает таможенный орган». Следующий вопрос: есть ли какие-то ограничения по количеству запрашиваемых документов и сведений? Ответ: ограничений таких нет, в зависимости от вопросов, которые возникают в ходе проверки, должностное лицо решает, какие документы необходимо запросить. Еще один слушатель хотел выяснить, отменена ли добровольная уплата таможенных платежей после приказа Минфина от 31.03.2021 № 51н, который урезал полномочия таможенных органов по оформлению незаконно перемещенных товаров. «Мы прорабатываем этот вопрос с Минфином, – пояснил Денис Грязин. – Добровольную уплату таможенных платежей никто не отменял». Последние два вопроса касались таможенного аудита: планируется ли внедрение таможенного аудита при постконтроле и возможна ли при этом передача части полномочий таможни на аутсорсинг? По словам спикера, работа по внедрению таможенного аудита ведется: издан приказ ФТС России от 29.10.2021 № 960 «О проведении эксперимента по внедрению таможенного аудита» и уже определены 32 участника этого эксперимента. Что касается второго вопроса, Денис Грязин ответил так: «Полномочия таможенных органов будут переданы на аутсорсинг не будут, это будет дополнительный инструмент. Возможно предоставление дополнительных упрощений тем, кто получит положительное заключение таможенных аудиторов».