hartiya 1140

Основа цифровизации - интеллект и профессионализм

9 декабря в рамках онлайн-конференции, организованной Институтом права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, состоялась секция «Интеллектуальная таможня».

3 ноября в рамках итогового форума Общественной палаты РФ «Сообщество» в Москве прошел круглый стол «Открытость и результативность общественных советов при ФОИВ: вчера, сегодня и завтра».

Предоставляя слово первому спикеру, модератор секции Михаил Степаненко, декан факультета таможенного дела Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы, подчеркнул, что Леонид Лозбенко – легендарная личность в таможенном мире: доктор социологических наук, профессор, генерал-полковник таможенной службы, долгое время был заместителем руководителя Всемирной таможенной организации, а ныне является Председателем Общественного совета при ФТС России и научным руководителем факультета таможенного дела РАНХиГС.

Начиная свой доклад о стратегическом развитии таможенной службы России в направлении создания интеллектуальной таможни, Леонид Лозбенко отметил: «Вопросы развития таможни я принимаю очень близко к сердцу, поскольку являюсь одним из основателей и советской и российской таможенной службы, был вторым лицом в мировой таможне, где и сегодня продолжаю работать в составе Группы высшего уровня мирового бизнеса. Если бы мне кто-то 5-6 лет назад сказал, что мы будем в таком разрезе обсуждать вопросы цифровизации в приложении к таможне, я бы не поверил. За последние годы таможенная служба России совершила не просто шаг вперед, а бросок вперед в части цифровизации. Вначале это казалось невозможным, но, как показала практика, если целенаправленно за дело берутся профессионалы, все возможно». Леонид Лозбенко подробно рассказал, как развивалась таможенная служба и чего удалось достичь. Он подчеркнул, что все стратегические задачи Комплексной программы развития таможенной службы РФ на период до 2020 года выполнены. Главным приоритетом этой программы был переход от более чем 600 мест таможенного оформления к 16 центрам электронного декларирования. Количество оформляемых в ЦЭДах деклараций в 2018 году составило 33,6%, в 2019 году – 67,9%, в 2020 году – 98,6%, а по итогам текущего года будет, скорее всего, 99,9%. Основной упор в Комплексной программе делался в первую очередь на автоматизацию и упрощение таможенных процедур, и за этот период из более чем 4 млн таможенных деклараций в автоматическом режиме выпущено 20% ДТ по импорту, 38% ДТ по экспорту, при этом авторегистрация ДТ составляла 3 минуты, автовыпуск – 5 минут. Оформлено 774 тысяч электронных транзитных деклараций – 99,8% от общего объема. причем 576 тысяч ЭТД автоматически зарегистрировано, 108 тысяч ЭТД автоматически выпущено. 22 тысячи перевозок осуществлено с применением электронных навигационных пломб. Произошла значительная автоматизация операций в рамках уплаты таможенных платежей – внедрен механизм единых лицевых счетов. Раньше говорили об этом как о фантастике, а сегодня участники ВЭД выражают благодарность Федеральной таможенной службе, поскольку работать с ЕЛС очень удобно: автоматическое открытие ЕЛС, автоматическая загрузка информации, автоматический зачет платежей и, что крайне важно, автоматическое устранение ошибок в платежных документах. Таможенные платежи за этот период составили 4,8 трлн руб. По словам спикера, плановый показатель для ФТС России на 2021 год составляет 27% доходной части бюджета и сегодня эта планка уже превышена. И даже при повышении планового задания у ФТС России не возникнет проблем, потому что при всех обстоятельствах эти показатели будут выполнены.

Затем докладчик перешел к задачам, поставленным в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года. Он отметил, что зарубежные коллеги с огромным интересом восприняли инициативу ФТС России по разработке интеллектуальных пунктов пропуска. Модель интеллектуального пункта пропуска была продемонстрирована на таможенном форуме, состоявшемся в конце октября, и через год-два начнется ее апробация в рамках автомобильных перевозок. «Что такое интеллектуальный пункт пропуска? Это автоматическое распознавание и фиксация номера, автоматический весогабаритный контроль, автоматический рентгеноскопический контроль, автоматическое принятие решения о выборе коридора, – пояснил Леонид Лозбенко, – то есть понятно, какой объем информации от соответствующих структур должен быть внедрен и какого уровня таможенники должны там работать. Эти технологии должны быть заложены в образовательные программы в области таможенного дела – люди должны понимать, что они придут работать в принципиально новых условиях». Среди важнейших аспектов перехода к интеллектуальной таможне спикер отметил совершенствование системы управления рисками и дальнейшее развитие контроля после выпуска товаров. «Планы Федеральной таможенной службы на ближайшую перспективу просто огромны, но они исполнимы с учетом того, что сегодня ФТС является лидером среди других контролирующих органов. Принципиально важно, что таможенная служба открыта к конструктивному диалогу с участниками ВЭД и подготовке вместе с образовательными учреждениями людей, которые будут отвечать задачам, поставленным в Стратегии-2030», – резюмировал Леонид Лозбенко.

Учитывая высокий статус докладчика как участника Группы высшего уровня мирового бизнеса при Всемирной таможенной организации, модератор попросил его дать оценку, на каком уровне находится ФТС России по развитию интеллектуальных технологий. «В плане перспектив ФТС, бесспорно, лидер, – сказал Леонид Лозбенко. – В свое время генсек Всемирной таможенной организации мне сказал: как вы не боитесь давать открыто в прессе количественные показатели, которых собираетесь достичь? А вдруг не получится? Я ответил: русские не боятся. Действительно, ФТС не боится давать такую информацию. На каком уровне мы находимся, вопрос сложный, но что ФТС входит в первую пятерку таможенных служб мира – это точно. Хотя многое делается и в таможнях ЕС, КНР, Гонконга, Южной Кореи, там эти технологии уже в практической реализации. Замах у нас выше, чем у них, но вопрос реализации требует денег и людей. Однако я уверен, что мы с этими задачами справимся». В заключение Михаил Степаненко поинтересовался, как бизнес относится к интеллектуальной таможне. По словам Леонида Лозбенко, бизнес с большим удовлетворением воспринимает новации ФТС России: «Предприниматели говорят: последние два года практически нет анекдотов про таможню, а раз нет анекдотов, значит, не к чему особо прицепиться. Конечно, есть еще много проблем и недоработок, но важно отметить, что только совместными усилиями таможни и бизнеса можно реализовать амбициозные планы, заложенные в Стретегии-2030». 

Продолжили работу секции выступления представителей таможенной службы. Так, Владислав Легкий, первый заместитель начальника управления – руководитель Центра мониторинга и оперативного контроля ФТС России, рассказал об особенностях управления деятельностью центров электронного декларирования, Валентина Арсентьева, начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств таможенного поста «Аэропорт Калининград» Калининградской областной таможни, представила презентацию о перспективах развития интеллектуальных пунктов пропуска на примере воздушного пункта пропуска. В обсуждении темы интеллектуальной таможни приняли участие также преподаватели РАНХиГС при Президенте РФ, Финансового университета при Правительстве РФ и других образовательных учреждений.