«Удобно для всех?»

16 ноября в очно-заочном формате прошло очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике.
16 ноября в очно-заочном формате прошло очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике.

Председатель Совета ТПП России по таможенной политике, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России Георгий Петров, представляя докладчицу по первому вопросу повестки – Галину Донцову, советника по таможенным вопросам Ассоциации экспресс-перевозчиков, отметил, что у бизнеса много замечаний в отношении обсуждаемого проекта приказа Минфина, который в настоящее время проходит ОРВ. Галина Донцова подробно рассказала о наиболее спорных положениях проекта приказа Минфина «Об определении требований к лицам, осуществляющим доставку товаров для личного пользования в качестве экспресс-грузов и декларирование товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физических лиц в качестве экспресс-грузов, и порядка совершения таможенных операций в отношении этих товаров, включая операции по уплате таможенных пошлин, налогов». Прежде всего она напомнила, что этот нормативный акт об операторах электронной торговли обсуждается с 2018 года. В нынешнем виде документ окажет негативное влияние на участников рынка и затронет также физических лиц, которые приобретают товары в интернет-магазинах и ожидают быстрого и качественного сервиса по доставке, – с этим могут возникнуть затруднения. 

Основные претензии бизнеса к проекту приказа заключаются в том, что многие его нормы противоречат положениям новой главы Таможенного кодекса ЕАЭС «Товары электронной торговли», которая подготовлена ЕЭК и прошла внутригосударственное согласование, в том числе в России. Например, в соответствии с ТК ЕАЭС оператор электронной торговли – это лицо, осуществляющее декларирование товаров электронной торговли, а по приказу Минфина – лицо, осуществляющее доставку и декларирование товаров электронной торговли. Причем оператор обязан при декларировании представить договор на оказание услуг по доставке. Но на практике договоры доставки заключаются за границей между интернет-магазином и иностранным перевозчиком, который передает товар по цепочке агентских соглашений или по сети компаний группы (как принято у экспресс-перевозчиков), то есть российский перевозчик доставку не осуществляет. Второе противоречие: по ТК ЕАЭС товары размещаются для временного хранения на собственных складах оператора электронной торговли без статуса склада временного хранения, по проекту приказа – оператор должен быть владельцем СВХ, то есть включен в соответствующий реестр. Представители ФТС России говорят, что это дополнительное требование на уровне национального законодательства. Однако бизнес сомневается, что национальный регулятор правомочен устанавливать такое требование. Причем в приказе сказано, что временное хранение товаров должно быть на СВХ в месте расположения таможенного органа, то есть оператору придется оформлять еще процедуру таможенного транзита экспресс-груза из места прибытия (аэропорта) до таможенного поста. Почему нельзя размещать эти товары на действующих сейчас СВХ, непонятно. Следующая проблема связана с тем, что по проекту приказа оператор должен иметь на своем лицевом счете сумму авансовых платежей не менее 250 тысяч евро на каждый день работы, то есть это должен быть неснижаемый остаток, чтобы в случае неуплаты таможенных платежей таможенный орган мог немедленно списать деньги с аванса. «Эта норма является обременительной и бесполезной», – считает Галина Донцова. – Таможенные органы опасаются, что оператор наберет посылок и ликвидируется, не уплатив таможенные платежи, а недовольные граждане будут обращаться в таможню, требуя свои посылки. Но на практике физлицо все равно уплачивает таможенные платежи – или таможне, или оператору». К тому же для списания средств с аванса нужно распоряжение плательщика. И наконец, суммы авансовых платежей распределяются между бюджетами пяти государств Союза и ФТС России не имеет полномочий ими распоряжаться. В качестве альтернативы бизнес предлагает ввести дополнительное обеспечение или дополнительное требование к операторам электронной торговли (это допускается на уровне национального законодательства). Помимо этих важных аспектов в тексте проекта приказа выявлена масса более мелких, но болезненных вещей: перечень документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, шире, чем предусмотрено ТК ЕАЭС, подача декларации должна сопровождаться представлением документов, что также противоречит норме кодекса, предписано применение пассажирской декларации, хотя ТК ЕАЭС и  решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 августа 2018 г. № 142 предусмотрена специальная форма – ДТЭГ, и т.п.

По второму вопросу повестки с докладом выступила Марина Лякишева, советник генерального директора группы компаний «СВ-ТРАНСЭКСПО», которая высказала свою озабоченность рисками, которые могут возникнуть у импортеров в связи с новым порядком отмены документов об оценке соответствия. Она акцентировала внимание на том, что ни для кого не секрет, что сертификаты соответствия и декларации о соответствии часто участниками ВЭД просто покупаются, образцы не ввозятся, испытания не проводятся либо проводятся не должным образом. И хотя Федеральная служба по аккредитации старается исправить ситуацию, докладчица высказала опасения, что в ходе борьбы с недобросовестными органами по сертификации и испытательными лабораториями негативный эффект могут получить как раз добросовестные импортеры, которые обращались за получением сертификатов соответствия или самостоятельно регистрировали декларации о соответствии. Суть дела в следующем. В конце 2020 года были приняты важные поправки в федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а именно федеральным законом от 22.12.2020 № 460-ФЗ органам госконтроля за оборотом товаров на рынке предоставлены новые полномочия – прекращать действие либо признавать недействительными сертификаты соответствия и декларации о соответствии. В развитие этого закона изданы постановление Правительства РФ от 19.06.2021 № 934 «Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности» и постановление Правительства РФ от 19.06.21 № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными». Таким образом, теперь у Росаккредитации и других контролирующих органов появились полномочия приостанавливать, прекращать действие и признавать недействительными документы об оценке соответствия. Во ФГИС Росаккредитации созданы личные кабинеты органов госконтроля, где они смогут оперативно аннулировать протоколы испытаний, после чего признавать недействительными сертификаты и декларации. Согласно экспертным оценкам почти 90% протоколов испытаний выдаются с нарушениями, поэтому риски у импортеров, которые обращались в такие сертификационные органы, по мнению докладчика, очень большие. Кроме того, сейчас Росаккредитация совместно с ФТС России разрабатывает сервис по отслеживанию ввоза образцов: в момент регистрации документа об оценке соответствия в режиме онлайн будет проверяться наличие декларации на ввоз образцов. Когда начнет работать этот сервис, если образец на импортный товар не ввозился в РФ (то есть нет таможенной декларации или другого документа), зарегистрировать сертификат соответствия будет невозможно. Кстати, анализ базы данных Росаккредитации показывает, что сегодня информация о ввозе образцов вносится менее чем в 30% сертификатов.Самая неприятная для бизнеса новация, считает спикер, это признание документа об оценке соответствия недействительным с момента его регистрации, то есть его как бы не было изначально. Отсюда вытекает вопрос, какие правовые последствия это будет иметь в отношении товарных партий, ввезенных ранее ввез по сертификату соответствия, который теперь признан недействительным. Ведь эти товары были выпущены и поступили в оборот. «Хотелось бы получить разъяснение ФТС по этому вопросу, поскольку такие случаи будут выявляться массово», – высказала пожелание выступающая. Еще одна проблема связана с проведением инспекционного контроля: 19 сентября этого года был определено сроком для внесения органами по сертификации во ФГИС Росаккредитации информации о результатах инспекционного контроля по выданным ими и принятым от заявителя сертификатам соответствия. Если к 19.09.2021 сведения не внесены, это влечет за собой прекращение действия сертификата соответствия, в связи с чем импортерам следует проверить, не прекращено ли действие их документов об оценке соответствия, и вообще постоянно мониторить их наличие в реестре.

С кратким комментарием по этой теме выступила Галина Баландина, старший научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХГС при Президенте РФ, член Общественного совета при ФТС России. Она отметила, что новый порядок отмены документов об оценке соответствия вызывает ряд вопросов: «Когда сертификат соответствия признается недействительным с момента его выдачи,  сертифицирующий орган будет лишаться аккредитации? Предполагается ли наказание должностного лица Росаккредитации, выдавшего аккредитацию недобросовестному сертифицирующему органу? Как может быть в правовом государстве, что отвечает пользователь госуслуги, а не тот, кто оказал некачественную услугу? В случае несогласия участника ВЭД при признании его сертификата установленным требованиям (бывают мелкие ошибки, описки), куда он может обжаловать это решение? Есть ли процедура ведомственного обжалования?».

Для получения ответов на эти и другие беспокоящие бизнес вопросы Георгий Петров по итогам обсуждения выступил с инициативой пригласить на одно из заседаний совета заместителей министра экономического развития и министра промышленности и торговли, курирующих это направление.

Мероприятия

hartiya banner mobile