hartiya 1140

Расставляя приоритеты

Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко 14 октября принял участие во 2-м Международном внешнеэкономическом научно-практическом форуме «Вызовы и решения для бизнеса, энергия регионов», организованном РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко 14 октября принял участие во 2-м Международном внешнеэкономическом научно-практическом форуме «Вызовы и решения для бизнеса, энергия регионов», организованном РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Выступление Председателя Общественного совета при ФТС России открыло стратегическую сессию форума «Таможенное регулирование, современные реалии и тенденции». В начале своего выступления Леонид Лозбенко с удовлетворением сообщил, что таможенный контроль признан лучшим по качеству администрирования среди 38 видов государственного контроля (надзора) по результатам исследования, проведенного в 2021 году Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с НИУ «Высшая школа экономики».  И это не случайность, Федеральная таможенная служба четвертый год подряд занимает лидирующую позицию в целом среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольную и надзорную деятельность. В этом есть заслуга и Общественного совета, его совместных действий с ФТС России. Ведь мероприятия по кардинальному реформированию системы таможенных органов согласовывались, продвигались и внедрялись в тесном взаимодействии. Леонид Лозбенко рассказал о том, что цель работы Общественного совета — это не только и не столько общественный контроль деятельности Федеральной таможенной службы. Главным образом Совет следит за тем, как позиционирует себя таможенная служба в системе государственных институтов власти, следит за тем, все ли хорошо в службе, каковы условия работы, все ли хорошо с зарплатами и т.д. Все перечисленные вопросы открыто обсуждаются на заседаниях Общественного совета. Вот и на прошлой неделе состоялось заседание, на котором руководство ФТС России по большому счету отчиталось о том, как выполняются мероприятия Плана реализации Стратегии-2030 на период 2021-2024 гг., в том числе о мероприятиях текущего года, о том, чего же они достигли. «Мне как человеку, который создавал и советскую, и российскую таможенную службу, есть возможность оценить все то, что происходило за эти годы, - поделился своими впечатлениями председатель Совета. - За последние 3-5 лет таможня кардинально изменилась, именно кардинально.  Российская таможенная служба сегодня идет в авангарде. И я очень горжусь этим». Реформы стартовали еще в 2018 году. Тогда руководитель Федеральной таможенной службы сформулировал девиз реформ, который звучит достаточно понятно: «Простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства».  Но за этими, казалось бы, общими словами стоит огромная, масштабная работа, то к чему пришла таможенная служба к концу 2020 года. Стратегия развития Федеральной таможенной службы до 2030 года выделила еще более амбициозные цель и задачи по созданию к 2030 году качественно новой, насыщенной передовыми информационными технологиями, современной таможенной службы. «Кто может сказать, какие основные задачи выполняет таможенная служба? - задал аудитории вопрос спикер. - У большинства ответ всегда прост – деньги в бюджет».  И это принципиальная задача для многих таможенных служб.  Российская таможня не исключение. На 2021 год была поставлена задача внести в доходную часть бюджета чуть больше 5 триллионов рублей.  По итогам прошедших 9 месяцев есть твердая уверенность, что таможенная служба принесёт в доход свыше 6 триллионов рублей, то есть задача обеспечить доходную часть бюджета в 27 % будет перевыполнена. Но у таможенной службы еще масса функций, о которых многие и не подозревают. Это принципиально важные задачи, которые направлены на содействие внешней торговле, создание для участников ВЭД комфортных условий работы. Леонид Лозбенко рассказал, как не просто шла работа по реализации революционной задачи перевода декларационного массива в центы электронного декларирования (ЦЭД), какие серьезные проблемы возникали на первом этапе, с которыми впервые столкнулись и таможня, и участники ВЭД, как Общественный совет активно включился в эту работу. Члены Совета выезжали на места, беседовали с людьми, оперативно доносили всю информацию руководству, совместно с ФТС России искали оптимальные решения. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Федеральная таможенная служба имеет 16 ЦЭДов, 2500 выпускающих инспекторов и концентрацию декларирования 98,6%. Когда этот вопрос был решен, стали поступать вопросы о том, как таможенная служба добивается таких результатов. И тогда Общественный совет по согласованию с ФТС России, с одобрения Генерального секретаря Всемирной таможенной организации, штаб-квартира которой находится в Брюсселе, на страницах журнала этой уважаемой организации опубликовал информацию о том, чего же намерена достигнуть российская таможня в результате запланированных реформ.  Надо отметить, что членами этой уважаемой, одной из самых мощных международных организаций являются 183 страны. Леониду Аркадьевичу довелось ее возглавлять, он 10 лет работал в Брюсселе. Так вот, эта информация произвела взрыв интереса. Интереса к тому, что русские не боятся публиковать конкретные данные, хотя обычно страны не очень-то разглашают подобные вещи. В статье кроме информации о планах таможни рассказали и о конкретных инициативах, которыми бизнес ответит на такую открытость и на возможность изменений системы администрирования в пользу участников ВЭД. Российское деловое сообщество, которое состоит из 4 крупнейших бизнес-объединений (ТПП России, РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России»), выступило с инициативой создания Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Общий смысл этого небольшого по объему документа состоит в том, что участник ВЭД, подписавший Хартию, добровольно принимает на себя обязательство работать, соблюдая все правила и нормы законодательства. Это принципиально важная вещь, после этого сразу стал заметен всплеск интереса контрагентов из других стран к подписантам Хартии. На сегодняшний день подписантов Хартии 4853 и 317 крупнейших ассоциаций подписали Декларацию в поддержку Хартии.  Это огромный успех. Сегодня по данным ФТС России к надежным участникам ВЭД с низким уровнем риска отнесено более 11 тысяч компаний, от которых в доходную часть бюджета поступает 86 % всех таможенных платежей и налогов. «Вот что дает совместное движение вперед. Это как раз то, на чем сосредоточена наша работа как общественного контролера за деятельностью ФТС России», - подчеркнул Леонид Лозбенко.

Спикер также подробно остановился на результатах выполнения поставленных Планом реализации задач на период 2021–2024 гг. о достижении показателей авторегистрации ДТ и автовыпуска товаров, скорость которых сегодня составляет 3 и 5 мин соответственно, о том, как реализуются мероприятия полноценного внедрения электронного транзита, о том, что введение электронных навигационных пломб в 2022 году станет нормой на всем пространстве ЕАЭС, о планах по перенастройке системы управления рисками и таможенного контроля после выпуска товаров, о технологических, цифровых достижениях в администрировании таможенных платежей. Большие дискуссии и интерес на Западе вызвали планы Федеральной таможенной службы по запуску к 2030 году базового пункта Стратегии-2030 -  интеллектуальных пунктов пропуска, которые являются лицом страны. 

Что касается участия Общественного совета в этой работе, сегодня за всеми разделами Программы по реализации Стратегии-2030 закреплены члены Совета. Они не только осуществляют контроль, но и всемерно помогают ФТС России, поддерживают, подсказывают, предлагают варианты решений.  С этого года такое взаимодействие стало эффективнее, более точечным. «Наша совместная с руководителем ФТС России Владимиром Ивановичем Булавиным идея, поддержанная Общественной палатой РФ, нашла воплощение», - рассказал об основном тренде в работе Совета в текущем году докладчик.  Внимание Совета сосредоточено на активизации контактов с регионами.  Состав Совета увеличен на 8 человек, его представителей в федеральных округах. Складывается уникальная ситуация, при которой Совет имеет постоянную связь с «землей», когда есть возможность анализировать, вычленять наиболее острые, масштабные проблемы, которые не находят решения в Региональных таможенных управлениях, и доносить их до руководства Федеральной таможенной службы. Леонид Лозбенко обозначил основную задачу, на решении которой сосредоточился Общественный совет при ФТС России, - обеспечить единообразное применение таможенных правил на всей территории РФ. «Абсолютно убежден, что именно во взаимосвязи бизнеса и таможни успех реализации всех программ, и мы его добьемся», - завершил выступление спикер.

Продолжил тему взаимодействия Федеральной таможенной службы и бизнеса заместитель Председателя Общественного совета, председатель Совета по таможенной политике ТПП РФ Георгий Петров. Он поделился с аудиторией информацией, как  совместно с бизнес-общественностью осуществлялась подготовка Стратегии-2030, что практически все высказанные замечания были приняты ФТС России и учтены в проекте документа. Высоко оценив правильность решения руководства ФТС России об уходе центров электронного декларирования с территории частных компаний и их обустройстве на государственных площадях, он высказал озабоченность. По его мнению, основной проблемой стала квалификация инспекторского состава таможен. Уровень знаний, подготовки должны быть такими, чтобы сотрудники и должностные лица таможенной службы свободно владели IT-технологиями, хорошо знали специфику и особенности товаров, свободно ориентировались в бухгалтерском учете, то есть их экономическая подготовка была сопоставима со знаниями, которые сегодня дает РЭУ им. Г.В. Плеханова, организатор проводимого мероприятия. Основное внимание в своем выступлении Георгий Георгиевич уделил вопросу над работой по внесению поправок и изменений в Таможенной кодекс ЕАЭС. Спикер напомнил, что когда кодекс принимали, все понимали, что он далеко не совершенен, что пройдет какое-то время и начнется работа по его совершенствованию. Действительно, жизнь меняется, меняются технологии и внешнеторговые потоки, появляются новые вызовы. ТК ЕАЭС должен быть максимально усовершенствован, чтобы электронный транзит стал возможным, беспрепятственным и приносил настоящие доходы, чтобы стала нормативно определенной электронная торговля, которая получает очень большое развитие. Есть формы деятельности, развитие которых могло бы способствовать решению стратегической задачи развития несырьевого экспорта за счет повышения доли высокотехнологичных товаров, товаров с большой добавленной с стоимостью. Речь идет о переработке на таможенной территории. Мировой опыт свидетельствует об эффективности развития этой процедуры.  За рубежом это порядка 10 % экспорта, у нас не более 2%. «И надо сказать, что наши эксперты были услышаны регулятором, в Минфине была создана рабочая группа, в которой эксперты от бизнес-сообщества работают в тесном контакте с представителями ФОИВ, многие предложения бизнеса получают поддержку», - поделился своими впечатлениями от этой работы докладчик. Процесс работы над поправками очень непростой еще и потому, что это работа всех 5 государств, входящих в состав ЕАЭС, она не получается гладкой. Было принято решение, что каждая страна должна заявить о своих приоритетах. Это было сделано. И стало ясно, что приоритеты мало стыкуются. С одной стороны, ЕАЭС – большой шаг вперед, это важная экономическая задача прежде всего, большой успех на постсоветском пространстве. С другой – сказать, что единообразие достигнуто по всем вопросам ВЭД, нельзя, нужно искать компромиссы, чтобы пространство ЕАЭС было не только гармонизировано, но и унифицировано. Тогда исчезнут многие проблемы. «Очень хотелось бы, чтобы отечественные товаропроизводители были защищены, а наша продукция была конкурентной не только на внешних рынках, но прежде всего на рынке России», - завершил свое выступление Георгий Петров.