hartiya 1140

Проблемные аспекты допначислений и вычетов

28 июня Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Таможенная стоимость товаров: структура, дополнительные начисления и вычеты»

28 июня Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Таможенная стоимость товаров: структура, дополнительные начисления и вычеты»

Вебинар провел Антон Дышко, заместитель начальника отдела администрирования и методологии контроля таможенной стоимости Управления контроля таможенных рисков ФТС России. Прежде всего он напомнил, что условия применения первого метода определены статьей 39 Таможенного кодекса ЕАЭС. Таких условий четыре: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей. Ряд ограничений по использованию метода 1 также содержится в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)». Первый метод не применяется, если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, то есть ввозятся не рамках договора купли-продажи, а по безвозмездным договорам, в частности по договорам дарения, безвозмездной поставки (например, договор безвозмездной поставки рекламных, выставочных образцов); по договорам аренды; по посредническим договорам, в частности по договору комиссии, договору консигнации, агентскому договору, не содержащим цену, по которой товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза; по договорам займа, товарного кредита, по которым товары или эквивалентные им товары подлежат возврату собственнику; для проведения экспертизы, оценки (подтверждения) соответствия (в том числе для исследований, испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик); в качестве вклада в уставный капитал (фонд).

Затем докладчик остановился на дополнительных начислениях к цене и вычетах из таможенной стоимости, установленных статьей 40 ТК ЕАЭС, в отношении которых на практике чаще всего возникают проблемы в правоотношениях декларантов и таможенных органов. По его словам, к таким дополнительным начислениям относятся расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия на таможенную территорию Союза, расходы на страхование, лицензионные и иные подобные платежи. К наиболее проблемным вычетам относятся расходы на перевозку (транспортировку) товаров после прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, пошлины, налоги и сборы (в частности, утилизационный сбор), уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза; расходы на производимые после ввоза товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование. «Дополнительные начисления к цене должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, при отсутствии такой информации метод 1 неприменим», – отметил спикер. Расходы на транспортировку товаров до места прибытия подтверждают документы, на основании которых оказываются услуги по перевозке. Согласно пункту 3 статьи 180 ТК ЕАЭС они должны быть у декларанта на момент подачи декларации и подлежат указанию в графе 44 ДТ. В общем случае подача ДТ не сопровождается представлением таможенному органу заявленных в ней документов (пункт 7 статьи 109 ТК ЕАЭС), истребование транспортных (перевозочных) документов может производится при проведении таможенного контроля в соответствии со статьями 325 и 312 (в части контроля таможенной стоимости) кодекса и Положением о проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 года № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Согласно подпунктам л и п пункта 8 Положения при определении таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены транспортные и иные документы, относящиеся к перевозке и реализации товаров. При этом перечень запрашиваемых документов носит открытый характер. «Данные расходы не ˝сидят˝ в цене товара и подлежат добавлению. Учитывая, что услуги по перевозке товаров организовывает покупатель, у декларанта-покупателя такие документы должны быть», – подчеркнул Антон Дышко. Вторым аспектом, вызывающим проблемы в данном случае, является распределение суммы на перевозку до места прибытия и расходов на перевозку после прибытия товаров на таможенную территорию Союза. По словам докладчика, таможенные органы обращают внимание на разумность распределения таких расходов и один из критериев разумности – пропорциональность распределения. Если согласно договору на оказание услуг по перевозке предусмотрена предоплата, декларантом может быть представлен документ, подтверждающий факт оплаты. При проверке данных сведений, если они не указаны в ДТ, таможенный орган вправе их запросить (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС), и в случае если представленные документы не подтверждают достоверность заявленных сведений, таможенный орган может назначить дополнительную проверку и истребовать иные документы и пояснения, имеющие отношение к перевозке товаров. Если заявленные сведения подтверждены, таможенный орган принимает таможенную стоимость. 

Спикер отметил, что одним из самых сложных является вопрос включения/невключения в структуру таможенной стоимости лицензионных платежей. По его мнению, без изучения документов ответить, подлежат или не подлежат включению лицензионные платежи, невозможно. Поэтому в помощь декларантам Евразийской экономической комиссией предусмотрена возможность отложенного определения таможенной стоимости и подготовлены рекомендации Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары», где приведены конкретные примеры включения или невключения лицензионных платежей в зависимости от различных договорных отношений. Также нередко возникают вопросы по включению в структуру таможенной стоимости страховых расходов в рамках генерального полиса на страхование грузов, который распространяется на весь внешнеторговый контракт, в связи с чем сумма страховой премии на конкретную поставку не определена. «Таможенные органы в таких случаях исходят из следующего: если страховую премию можно соотнести к ввозимым товарам, она включается пропорционально стоимости, если ее невозможно соотнести к конкретной поставке – необходимо включать всю страховую премию», – пояснил представитель ФТС России.

Докладчик отметил, что декларантами часто заявляются в качестве вычетов расходы на перевозку товаров после прибытия на таможенную территорию Союза, но практика показывает, что документальное подтверждение таких расходов отсутствует. Это связано с тем, что при таких условиях поставки, когда расходы на перевозку включены в цену товаров, организация перевозки осуществляется продавцом, который заключает договор на оказание услуг по перевозке (на конкретную перевозку, мультимодальные, транспортной экспедиции и т.д.). Декларант данными документами, как правило, не располагает и даже если их запрашивает у своего контрагента, продавец часто в этом отказывает, ссылаясь на коммерческую тайну. «Когда нет документального подтверждения, не стоит и заявлять вычеты из цены сделки, – заявил Антон Дышко, – поскольку нормы кодекса однозначно требуют документального подтверждения, так что таможенный орган не согласится с заявленными вычетами и примет решение о включении данных расходов в цену товаров и корректировке таможенной стоимости». Заявить как вычеты расходы на строительство, возведение, сборку, монтаж и т.п. можно, если они выделены из цены товаров во внешнеторговом контракте. В случаях, когда такие услуги оказываются на основании отдельных договоров (пункты 3 и 5 решения Коллегии ЕЭК № 283), декларант, безусловно, имеет право на вычет, но при проведении дополнительных проверочных мероприятий он должен предъявить подтверждающие документы, в том числе акты на выполненные работы, услуги. 

Завершая свой доклад, Антон Дышко обозначил позицию ФТС России в отношении расходов, связанных с уплаченными таможенными пошлинами и утилизационным сбором: «Декларанты порой заявляют такие вычеты из цены сделки, это характерно при поставках на условиях DDP. Данный вопрос до определенного времени являлся спорным. Мы исходили из того, что таможенные пошлины и налоги невозможно точно рассчитать, чтобы заявить, поскольку они исчисляются на основании таможенной стоимости (то есть они должны быть туда включены, а в то же время заявляются, как вычеты). ФТС обращалась по данному вопросу в Минфин, позиция которого состоит в том, что правовых оснований для заявления в качестве вычетов из цены сделки таких расходов не имеется. Эта позиция была оспорена декларантами, но на прошлой неделе суд первой инстанции г. Москвы вынес решение, что таможенный орган в данном случае отказал в вычетах правомерно и обоснованно». 

Последнее разъяснение не показалось убедительным участникам вебинара, и в сессии ответов на вопросы эта тема была продолжена. Один из слушателей поинтересовался, что мешает впоследствии откорректировать таможенную стоимость и вычесть таможенные пошлины из цены сделки? Отвечая на этот вопрос, представитель ФТС России к сказанному ранее добавил следующее: «Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально. Таким образом, одно из условий включения в вычеты состоит в том, что указанные расходы должны быть частью цены товара. По определению ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункт 3 статьи 39), поэтому необходимо, чтобы пошлины и налоги были уплачены продавцом и расходы на их уплату были учтены продавцом при определении общей суммы всех платежей покупателя продавцу. Но продавец, не являясь плательщиком таможенных платежей, не вправе возмещать данные расходы. С учетом всего этого правовых оснований на такие вычеты не имеется».

Среди других вопросов со стороны участников несколько однотипных касались лицензионных платежей. Один из слушателей попросил уточнить, включается ли НДС. Спикер ответил, что по данному вопросу есть позиция Минфина, согласно которой лицензионные платежи уплачиваются исчисленные, а не перечисленные, поэтому сумма должна содержать в том числе НДС. Отвечая на вопрос о включении в таможенную стоимость дивидендов, спикер обратил внимание, что в общем случае необходимо исходить из нормы ТК ЕАЭС о невключении дивидендов в таможенную стоимость, если они не относятся к цене товара. «Но если за дивидендами скрывается часть цены товара, которая подлежит перечислению декларантом продавцу как условие продажи товаров, или за ними скрываются иные платежи, которые подлежат добавлению, то они включаются в таможенную стоимость», – пояснил он. В ответ на вопрос, как правильно рассчитать сумму роялти к ввозимым товарам, если роялти в адрес принципала складывается из реализации ввозимых товаров, реализации товаров, сделанных в России, и ресторанной деятельности, докладчик сказал: в структуру таможенной стоимости включается сумма роялти, относящаяся к ввозимым товарам, но если ее невозможно выделить, включается вся сумма роялти. Он добавил, что по данному вопросу есть разъяснение Минфина, размещенное на сайте ФТС России в разделе «Участникам ВЭД – Таможенная стоимость товаров», однако в указанном разделе находятся только реквизиты двух приказов Минфина, не имеющих отношения к этой теме. Следующий вопрос касался страховой премии: можно ли ее включить в таможенную стоимость не пропорционально на все возимые товары, а единоразово включить эти расходы в одну ДТ и далее прикладывать к остальным ДТ разъяснительное письмо? Ответ отрицательный: включение страховых расходов регламентируется решением ЕЭК от 22.05.2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров», которое не предусматривает включение расходов в одну декларацию. Один из слушателей попросил разъяснить, можно ли сделать дополнительные начисления, а затем вычеты в случае смешанного контракта по оказанию услуг по монтажу, если стоимость этих услуг оформлена отдельным приложением? По словам спикера, если контракт смешанный, то есть это и товары, и услуги, соответственно стоимость сделки включает и стоимость оборудования, и стоимость монтажа. В декларации таможенной стоимости необходимо в разделе «Основа для определения таможенной стоимости» указать общую сумму сделки с ввозимыми товарами, то есть стоимость оборудования плюс стоимость монтажа, в разделе «Вычеты» заявляются вычеты на монтаж. Другой участник спросил, что включает пакет необходимых документов для вычета при транспортировке товара по территории ЕАЭС на условиях поставки DAP и CIP? Ответ: документы для вычета – это документы, которые отражают содержание услуги, то есть договоры на перевозку, счет на оплату оказанных услуг. В идеале это договор на оказание экспедиторских услуг, договор на перевозку, заключенный между продавцом и перевозчиком, и счет на оплату данных услуг с разбивкой расходов до места прибытия и после прибытия на таможенную территорию Союза. Вопрос: товар, ввезенный по процедуре временного ввоза (на время оформления разрешений и сертификатов) с уплатой таможенных платежей, сбора, НДС, впоследствии был помещен под процедуру ИМ-40. Каким образом формируется таможенная стоимость на момент процедуры ИМ-40? «Все достаточно просто, – ответил Антон Дышко. – Таможенная стоимость определяется при помещении товара под таможенную процедуру, перечень которых определен нормами ТК ЕАЭС. В случае ввоза товара для сертификации таможенная стоимость определяется по правилам главы 5, она должна быть та, которая определена при помещении под процедуру временного ввоза. После завершения этой процедуры декларант обязан подать ДТ. При помещении товара под процедуру импорт-40 таможенный инспектор проводит таможенный контроль и, если возникнут вопросы по достоверности заявленных сведений, вправе запросить дополнительные документы». Последний вопрос касался валюты. Спикер пояснил, что в структуру таможенной стоимости включаются расходы в валюте счета независимо от того, будет он потом пересчитываться на дату платежа или не будет. Если валюта счета отличается от валюты РФ, она переводится по курсу на дату подачи ДТ либо заявления, если декларирование было до подачи ДТ.