hartiya 1140

Работа ФТС с бизнесом продолжается

24 марта состоялось первое в этом году заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике.

24 марта состоялось первое в этом году заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике.

 

Открывая заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике, председатель Совета Георгий Петров, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России сообщил, что палата живет полноценной жизнью, а также проинформировал об итогах VIII съезда Торгово-промышленной палаты РФ, в том числе о переизбрании президентом палаты Сергея Николаевича Катырина, избрании нового состава Совета и Правления палаты, назначении и утверждении вице-президентов. Все предложения, высказанные на предсъездовских дискуссиях, обработаны. Подготовлены соответствующие обращения в федеральные органы исполнительной власти. Совет планирует отслеживать прохождение этих предложений, а также решения, которые будут по ним приняты. 

В начале мероприятия Георгий Петров обратил внимание участников на большую и напряженную повестку заседания. Ключевым выступлением, вызвавшим живую дискуссию у участников заседания, стал доклад Сергея Шкляева, начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы «О принимаемых ФТС России мерах по сокращению количества разрешительных документов, представляемых при декларировании товаров». Приступая к теме доклада, Сергей Шкляев обратил внимание, что неоднократно на встречах представителей различных уровней ТПП России, бизнес-сообщества и ФТС России подчеркивалось, что партнерские отношения между таможенными органами и предпринимательским сообществом являются одним из важнейших элементов обеспечения современного развития таможенного администрирования.  Развитие электронного декларирования, базирующееся на внедрении новых технологий совершения таможенных операций, – одна из основных задач, решаемая таможенными органами на постоянной основе. В настоящее время усилия ФТС России сосредоточены на поэтапном обеспечении условий совершения таможенных операций в автоматическом режиме, при которых обязательные требования в сфере запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации, соблюдаются в полном объеме. 

На первом этапе проведена работа по следующим направлениям: сокращение перечней разрешительных документов, представляемых при таможенном декларировании товаров; минимизация двоякого толкования перечней подконтрольных товаров при отнесении их к объектам таможенного и иных видов государственного контроля (надзора); обеспечение полного и своевременного информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях в сфере запретов и ограничений, а также о порядке и правилах их соблюдения при совершении таможенных операций, прежде всего  посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте ФТС России, которая актуализируется на постоянной основе. Сергей Шкляев обратился с просьбой к Совету ориентировать бизнес активно пользоваться этим инструментом. Второй этап включает в себя ряд ключевых мероприятий, которые обеспечивают автоматизацию процессов совершения таможенных операций, технологий и алгоритмов применения Единой автоматизированной системы таможенных органов (ЕАИС ТО). Так, ФТС России разработан и согласован с федеральными органами исполнительной власти справочник масок номеров разрешительных документов, который интегрирован в ЕАИС ТО и используется при сверке сведений, заявленных в декларациях на товары. Обеспечено совершение форматного и форматно-логического контроля полноты и правильности заполнения сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, в декларации на товары, а также сверки соответствия формата фактически полученного системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) сообщения формату единого электронного сервиса и зарегистрированного протокола обмена (вида сведений). По мнению ФТС России, преодоление указанного выше контроля при указании декларантом сведений в декларации на товары с нарушением установленной структуры и видов масок номеров разрешительных документов в настоящее время не представляется возможным.

Также ФТС России проводится работа по электронному информационному взаимодействию с заинтересованными лицами посредством развития электронных сервисов «Личного кабинета участника ВЭД». Проделанная работа обеспечила повышение эффективности таможенного администрирования; устранение избыточных административных барьеров; повышение скорости совершения таможенных операций без потери эффективности таможенного контроля; улучшение условий ведения бизнеса участниками ВЭД.  «Мы продолжим эту работу, – отметил Сергей Шкляев, – в том числе проведем комплекс мероприятий, связанных с организацией электронного взаимодействия с другими ведомствами с использованием исключительно современных информационных сервисов». Эта работа тем более важна, что согласно данным ЕАИС ТО уже сегодня 53% импортного декларационного массива сопровождается обязательным представлением разрешительных документов и/или сведений о них и из них. Таможенные органы при совершении таможенных операций получают в рамках СМЭВ сведения о разрешительных документах, содержащихся в информационных ресурсах разных ФОИВ, в автоматическом режиме, близком к реальному времени. Информационная система в автоматическом режиме запрашивает такие документы при указании сведений о них в графе 44 ДТ непосредственно из информационных систем ФОИВ, с которыми ФТС России работает в режиме онлайн, либо из Базы данных разрешительных документов ЕАИС ТО, если работа с ведомством выстроена на регламентной основе. Несколько слов о видах разрешительных документов. При экспорте – это заключения в области экспортного контроля (44%), лицензии Минпромторга (10%). Сергей Шкляев обратил особое внимание на то, что в настоящее время участники ВЭД при оценке характеристик товара либо по результатам проведенной экспертизы могут самостоятельно формировать заключение в области экспортного контроля по установленной форме и представлять сведения о нем таможенным органам, в том числе при совершении таможенных операций, а ФТС России обеспечена реализация процедуры автоматизированной проверки соответствующего решения декларанта. При импорте – почти 90% всех разрешительных документов составляют документы о соответствии продукции обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС. В настоящее время сервис взаимодействия ФТС России и   Росаккредитации работает с высокой степенью эффективности. Представление содержательных ответов позволяет исключить запросы у декларантов сведений о декларациях о соответствии и сертификатов соответствия, а также минимизировать количество запросов дополнительных документов.

Еще одним достижением в развитии таможенного администрирования по направлению запретов и ограничений стало завершение работы по полномасштабному использованию ЕАИС ТО при осуществлении контроля исполнения лицензий, выданных Минтромторгом России. В 2020 году в соответствии с приказом ФТС России от 18.12.2019 № 1907 «Об утверждении технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование» определены совокупность и последовательность совершения таможенными органами действий, связанных с применением ЕАИС ТО. Технология применяется в отношении лицензий, сведения из которых могут быть получены таможенными органами из ЕАИС ТО, а также из информационных систем иных государственных органов в рамках информационного взаимодействия. В ходе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товара, при экспорте и (или) импорте которого применяется лицензирование, ЕАИС ТО обеспечивает получение должностным лицом таможенного органа, в котором осуществляется таможенное декларирование и выпуск лицензируемого товара, сведений из лицензии, указанной в декларации на товары, необходимых для осуществления контроля и учета такого товара, а также хранение информации об исполнении лицензии. При этом при обеспечении технической возможности действия, предусмотренные технологией, в ближайшем будущем планируется осуществлять исключительно в автоматическом режиме без участия должностного лица таможенного органа. Уже можно подвести итоги и констатировать, что технология заработала и показывает себя достаточно эффективной. Лицензии представляются в таможенный орган в электронном виде без необходимости представления их на бумажном носителе. С учетом опыта работы с лицензиями Минпромторга России ФТС России сейчас проводится комплекс мероприятий, направленных на автоматизацию контроля за перемещением товаров, лицензируемых ФСТЭК России. В целом, развитие таких технологий направлено на увеличение объема автоматического выпуска товаров, в отношении которых применяется лицензирование. 

Не менее важным направлением является работа по совершенствованию электронных сервисов, предназначенных для персонифицированного информационного взаимодействия между участником ВЭД и таможенными органами. На основе «Личного кабинета участника ВЭД» и информационного сервиса «Разрешительные документы», декларанты в режиме времени, близкому к реальному, могут видеть поступающие и используемые ЕАИС ТО документы, выданные различными ФОИВ для таможенных целей. Проверив наличие сведений о разрешительных документах в электронном архиве декларанта либо в иных информационных ресурсах ЕАИС ТО посредством применения «Личного кабинета участника ВЭД», можно декларировать товары без опасения поступления дополнительных запросов со стороны таможенных органов в отношении таких документов. По мнению Сергея Шкляева, функциональные возможности электронных сервисов, которыми могут пользоваться декларанты, значительно упрощают процесс декларирования, сокращают временные издержки, позволяют отказаться от посреднических услуг и исключают условия для возникновения коррупционных рисков в процессе совершения таможенных операций. ФТС России продолжит работу, направленную на автоматизацию совершения таможенных операций, в том числе по внедрению технологий и элементов искусственного интеллекта. «Анализ неструктурированных данных – это то, над чем мы сегодня активно работаем во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС. В настоящее время в отдельных таможенных органах проводится эксперимент по внедрению технологии применения семантических подходов обработки сведений, представляемых декларантами для подтверждения соблюдения запретов и ограничений. Мы полагаем, что по результатам эксперимента перейдем на очередной уровень развития таможенного администрирования, позволяющий полностью обеспечить автоматический выпуск товаров, которые в настоящее время не реализованы в алгоритмах автовыпуска», – поделился планами Сергей Шкляев. 

По окончании доклада представитель ФТС России ответил на вопросы. По традиции были заданы вопросы, связанные с ввозом проб и образцов для целей оценки соответствия. В частности, бизнесом предложено разработать рекомендации ФТС России таможенным органам, в которых учесть сформированную правоприменительную и судебную практику. Сергей Шкляев сообщил, что таможенными органами предложения бизнеса, которые были направлены в установленном порядке, учтены и направлены на рассмотрение в Минпромторг и Росаккредидацию с проектом соответствующих рекомендаций. Однако до настоящего времени от данных ведомств согласованный проект документа в ФТС России не поступил. Также бизнесом была предоставлена информация о проблеме, связанной с реализацией возможности российским аккредитованным органам по сертификации и лабораториям открывать свои филиалы за рубежом. 

Галина Донцова, консультант Ассоциации экспресс-перевозчиков, свое выступление посвятила вопросу применения сертификатов о происхождении товаров на непреференциальные страны. Суть проблемы она пояснила на конкретном примере: были введены антидемпинговые пошлины на китайские подшипники и теперь российская таможня требует на все аналогичные товары из иных стран также представлять оригинал сертификата происхождения в бумажном виде, а до его предоставления требует обеспечение на сумму антидемпинговой пошлины (30-40% от таможенной стоимости). При этом таможенники ссылаются на решение Совета ЕЭК от 13 июля 2018 г. № 49 «Об утверждении правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)». Но товар ввозится из европейских стран, где торгово-промышленные палаты выдают сертификаты только в электронном виде. Информация о сертификатах размещается на сайтах зарубежных ТПП и на сайте ЕЭК, поэтому в других странах ЕАЭС импортеры просто указывают номер сертификата, который они получили в иностранной ТПП, таможня сверяет номер с информацией на указанных сайтах, и выпускает товар. Таким образом, российский бизнес находится в неравных конкурентных условиях из-за того, что российские таможенники требуют

оригиналы сертификатов на бумажном носителе. Необходимо эту ситуацию исправлять, резюмировала Галина Донцова. Комментируя выступление эксперта, Олег Князев, представитель Управления товарной номенклатуры ФТС России, отметил, что сегодня в таможенный орган можно представить копию сертификата из электронной базы, а не оригинал, поэтому, по его мнению, речь идет о каких-то конкретных случаях. Со своей стороны, представитель ЕЭК Олег Павлюченко проинформировал участников заседания, что Комиссия с прошлого года ведет мониторинг правил, утвержденных решением Совета ЕЭК № 49, и на основе предложений бизнеса сейчас готовятся поправки в этот документ, которые устранят проблемы с использованием электронных сертификатов. Завершая дискуссию по этому вопросу, Георгий Петров предложил агрегировать эти конкретные случаи и подготовить обращение в УТР ФТС России и в ЕЭК.

Затем Галина Баландина, старший научный сотрудник РАНХиГС, проинформировала участников заседания о ходе обсуждения на площадке Минфина предложений по внесению изменений в главу 24 Таможенного кодекса ЕАЭС в отношении процедуры переработки на таможенной территории. Подготовленные бизнесом поправки направлены на изменение подхода таможенных органов к контролю в рамках этой процедуры. «Если кратко сформулировать, суть этих поправок заключается в переходе от контроля каждой декларации к контролю по данным учета предприятия за определенный период, – пояснила Галина Баландина. – Исходя из опыта других стран мы полагаем, что только таким путем можно снять излишние административные барьеры и повысить эффективность таможенного контроля». Докладчица с сожалением констатировала, что пока переговоры идут очень сложно, поскольку по мнению представителей ФТС России особых проблем с применением данной процедуры нет. Тем не менее одна маленькая победа уже одержана: таможенная служба согласилась на то, что в процедуре переработки на таможенной территории могут применяться такие операции, как маркировка, упаковка, переупаковка.

В заключение Константин Курочкин, руководитель компании «Таможенный адвокат», рассказал о правоприменении статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ («Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия…»). Проблема состоит в том, что это бланкетная норма и упоминаемые в ней понятия достаточно размыты, поэтому на практике в зоне риска привлечения к уголовной ответственности по этой статье находится любое лицо, перемещающее товары через границу. По мнению спикера, необходимо четко дифференцировать составы этой статьи, а товарную контрабанду передать в административное законодательство.