hartiya 1140
Новый пакет санкций, который Евросоюз готовится ввести в отношении России, будет способствовать углублению глобального кризиса

Коллективный Запад против мировой экономики?

Новый пакет санкций, который Евросоюз готовится ввести в отношении России, будет способствовать углублению глобального кризиса. На страницах газеты Труд член Общественного совета при ФТС России, проректор Дипломатической академии МИД России Олег Карпович размышляет о причинах кризиса действующей модели глобальной экономики

Новый пакет санкций, который Евросоюз готовится ввести в отношении России, будет способствовать углублению глобального кризиса

Большинство экспертов считают, что мировая экономика находится на грани рецессии. Предсказывают стагфляцию, спад производства, безработицу, динамичный рост цен на продукты питания. Ряд аналитиков говорит о кризисе глобализации, который получил свое начало еще в период пандемии COVID-19. По целому ряду признаков, выделяемых экспертами, мир вступает в период кризиса действующей модели глобальной экономики, выстроенной вокруг западных институтов.

Серьезное влияние на возникновение кризиса оказали три фактора: торговые войны между США и КНР, пандемия короновируса, нарушившая логистические и производственные цепочки, а также эскалация конфликта на Украине, которая только усилила все вышеуказанные тренды.

Даже западные аналитики приходят к выводу, что США утрачивают роль мирового производственного центра, происходит ослабление позиций коллективного Запада в пользу Китая. Еще в 2020 году объем промышленного производств в Поднебесной составил 6 трлн. долларов, что больше, чем в США и Европейском союзе вместе взятых.

Подобное изменение баланса сил способствует развитию конфликта за мировое лидерство между Пекином и Вашингтоном, а также ведет к фрагментации мировой экономики и образованию нескольких обособленных технологических зон, оформленных в политико-экономические сообщества: западный и китайский как минимум, а вероятно можно говорить о евразийском и ряде других.

Последствия пандемия COVID-19, оказание массированной помощи киевскому режиму требуют значительных финансовых вливаний, что в свою очередь влечет рост инфляции. Уже сейчас наблюдается серьезное ослабление евро и английского фунта. В США проявляется значительный рост индекса потребительских цен, чего не замечалось с 1982 года. Растет и индекс цен производителей. Продолжает увеличиваться совокупная долговая нагрузка, что оказывает серьезное давление на нефинансовый сектор как развитых, так и развивающихся стран. Все эти факторы могут вызвать обвал долгового рынка и привести не только к рецессии, но и к депрессии.

На наш взгляд, очень серьезным дестабилизирующим фактором еще до начала Специальной военной операции на Украине стали нелегитимные антироссийские санкции, которые отразились на энергетике, транспорте, продовольственной сфере и ряде других секторов.

С подачи коллективного Запада продолжается эскалация конфликта на Украине и принимаются новые антироссийские санкции. Украинский кризис негативно влияет и даже угрожает транспортному сообщению между Европой и Азией. Над Россией закрыт трансконтинентальный воздушный коридор, что делает авиарейсы большинства авиакомпаний экономически невыгодными, а скорее убыточными. Возросла стоимость страхования перевозок, транспортные тарифы, перегруженность портов, что в конечном итоге отражается на потребителях.

Мир в последний раз переживал энергетический кризис в 1970-х годах, но тогда он был скорее нефтяным. Сейчас же кризис носит комплексный характер и коснулся нефти, газа, угля. Все это вполне может затронуть вопросы энергетической безопасности, поскольку цены взлетели буквально до небес.

Запад пытается переложить вину за это на нашу страну, называя специальную военную операцию основной причиной роста цен на энергоносители, но это не соответствует реальной действительности. Нужно сказать, что основная причина в другом – недостаточные инвестиции в традиционную энергетику на протяжении многих лет.

Эксперты выделяют два фактора снижения инвестиций в традиционную энергетику. Первый – пандемия COVID-19 нанесла серьезный удар по экономикам большинства стран. Второй, более долгосрочный – неверно выбранная политика и стратегия перехода к зеленой энергетике. На фоне пандемии коронавируса ряд стран решили ускориться в переходе к «чистой энергетике». Все эти непродуманные действия привели к возникновению массы проблем, а также значительному росту цен на энергоносители.

Эксперты из компании «Яков и партнеры» в своем недавно выпущенном докладе «Европейский энергетический баланс в новой реальности» предсказывают общую сумму затрат на смягчение энергокризиса для Европы в размере 1 трлн. евро.

Проблемы в энергетике, в свою очередь, спровоцировали продовольственный кризис. Увеличение цены на газ ведет к взлету цен на химические удобрения. Повышение стоимости удобрений и топлива в совокупности с проблемами в функционировании цепочек поставок вызвали рекордное подорожание продуктов питания. По расчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в 2022 году индекс продовольственных цен достиг максимума за всю историю ведения измерения. Ситуацию осложняют и риски низких урожаев по всему миру из-за глобальных климатических изменений, которые могут коснуться США, Индию, Бразилию и ряд других стран.

Деструктивные действия западных государств по изоляции России, введение многочисленных незаконных санкций, разрыв торгово-экономических отношений, попытки навязать мировому сообществу «коллективную ответственность» по дестабилизации социально-политической ситуации в нашей стране, все это не могло не отразится на состоянии глобальной экономики.

Министр иностранных дел РФ С. В. Лавров четко определил, что Запад, вводя санкции против России, ведет агрессивную политику в отношении мировой экономики. Точнее и не скажешь.

Читать в источнике   ОСФТС

Другие публикации

Все публикации

Публикации