На страницах журнала Международная жизнь член ОС при ФТС России Олег Карпович рассуждает о факторах распространения дезинформации в сети интернет, ее влиянии на молодежь и способах противодействия

На страницах журнала Международная жизнь член ОС при ФТС России Олег Карпович рассуждает о факторах распространения дезинформации в сети интернет, ее влиянии на молодежь и способах противодействия

Молодое поколение радикально отличается от других поколений своим отношением к традиционным поставщикам новостей, проявляя к ним минимальный интерес. Отсутствует желание читать газеты и смотреть телевизор. Молодежь предпочитает получать информацию из социальных сетей, поисковых систем и мессенджеров.

На страницах журнала Международная жизнь член ОС при ФТС России Олег Карпович рассуждает о факторах распространения дезинформации в сети интернет, ее влиянии на молодежь и способах противодействия.

Сейчас уже стало привычным появление так называемых «инфлюенсеров» – авторитетных, по мнению молодежи, блогеров, располагающих большим количеством подписчиков, но, к сожалению, не всегда опирающихся в своих суждениях на достоверные сведения. Важен факт того, что этой информации доверяют многие, даже если она содержит ложные утверждения.

Новые «властители умов» действуют на различных крупных международных цифровых площадках. Нужно отметить, что для распространения дезинформации созданы все условия. Фейковые сообщения могут появляться в различных формах, в том числе рассчитанных на молодое поколение, ориентированное на яркий, броский, развлекательный контент: это могут быть пародии и шутки, а также вплоть до откровенно сфабрикованных изображений и видеороликов.

Степень доверия молодежи к известным блогерам достаточно высока, участники социальных сетей продолжают верить в полученную от них информацию даже после официального ее опровержения. Кроме того, было замечено, что влияние дезинформации на личность может продолжаться долгое время, так как забытые или устаревшие сведения долго остаются в хранилищах человеческой памяти.

В период пандемии COVID-19, например, был распространен большой объем дезинформации в Интернете, что привело к появлению нового термина «инфодемия». В сеть была запущена информация о распространении вируса с помощью технологии 5G. Данная информация неоднократно официально опровергалась, но она до сих пор гуляет по миру.

Становится ясным, что необходимо сосредоточить внимание на повышении устойчивости молодых людей к ложным заявлениям и продвижении «здоровой» информационной онлайн-среды.

Необходимо заметить, что уровень развития науки и технологий позволяет в социальных сетях легко распространять ложную информацию автоматизированным ботам, для которых специально создаются поддельные аккаунты. Современная статистика говорит и о том, что зачастую до 80-90% сообщений по наиболее важным темам политической повестки может генерироваться и рассылаться с ложных аккаунтов. Некоторые блогеры для ускоренного увеличения своей аудитории также не прочь использовать современные технологии.

Существенный вклад в распространение ложных сообщений вносят «дипфейки». К этой категории относятся видеоролики, созданные или модифицированные с помощью искусственного интеллекта, которые практически невозможно отличить от реальных кадров. Для производства подобного рода продуктов специально создаются «фермы», где подготовленные люди занимаются их созданием и распространением.

Фейковые аккаунты стали активно использоваться для продвижения различного рода политизированных материалов. И особенно это стало заметным с началом специальной военной операции на Украине, когда Интернет буквально был пропитан ненавистью ко всему русскому, а некоторые цифровые платформы открыто призывали к расправе с российскими гражданами. Все это, безусловно, ведет к поляризации пользователей, появлению экстремистских настроений и различных форм проявления насилия. А цифровые платформы зачастую теряют контроль над продвижением «токсичного» контента.

Ряд экспертов пришел к выводу о том, что некоторые интернет-корпорации не только активно распространяют, но и финансируют дезинформацию. Это открывает возможность для появления дешевого рынка «пропаганды как услуги». Таким образом, уровень развития техники и технологий позволяет производить контент, который затем может масштабно распространяться ботами в социальных сетях и на интернет-платформах, что не может не вызывать обеспокоенность у всех здравомыслящих людей.

Подобного рода события в мире вновь напоминают нам о необходимости активизации переговорного процесса по международной информационной безопасности. Россия продолжает оставаться сторонницей инклюзивного диалога и равноправного международного сотрудничества с сохранением ключевой роли государства в принятии решений и центральной роли ООН как основной площадки по вопросам международной информационной безопасности.

Другие публикации

Все публикации

Публикации