hartiya 1140
20 марта в Москве прошла конференция «Таможенное регулирование трансграничной электронной торговли», организованная Советом ТПП России по таможенной политике, Советом ТПП России по развитию электронной коммерции и Ассоциацией трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки.

Очень много вопросов

20 марта в Москве прошла конференция «Таможенное регулирование трансграничной электронной торговли», организованная Советом ТПП России по таможенной политике, Советом ТПП России по развитию электронной коммерции и Ассоциацией трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки.

20 марта в Москве прошла конференция «Таможенное регулирование трансграничной электронной торговли», организованная Советом ТПП России по таможенной политике, Советом ТПП России по развитию электронной коммерции и Ассоциацией трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки.

Модерировал конференцию заместитель председателя Общественного совета при ФТС России, председатель Совета ТПП России по таможенной политике Георгий Петров.  

В качестве основного докладчика выступил Сергей Владимиров, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, который представил обзор новаций, введенных Протоколом о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Протокол был подписан главами государств ЕАЭС 25 декабря 2023 года и в настоящее время проходит процедуру ратификации в странах Союза. Докладчик подчеркнул, что речь идет не об изменении существующих таможенных правил, а о введении нового регулирования новой категории товаров – товаров электронной торговли. Это товары, приобретаемые с помощью интернет-ресурсов в формате B2C (юридическое лицо продает товар физическому лицу). Для таможенного оформления таких товаров вводятся новые понятия – оператор электронной торговли и декларация на товары электронной торговли. Товары электронной торговли нельзя вовлекать в коммерческий оборот, контроль за этим отнесен на национальный уровень. Предусмотрены две логистические схемы. Первая – прямая поставка товаров: товар поступает покупателю от продавца из-за границы и его декларирует либо оператор электронной торговли, либо сам покупатель-физлицо. Платеж состоит из таможенной пошлины по единой ставке, которая определяется ЕЭК, и налогов, если они предусмотрены национальным законодательством. Сергей Владимиров пояснил, что при прямой поставке базой исчисления таможенной пошлины является не таможенная стоимость, а итоговая стоимость товаров, определяемая по чекам, банковским платежным документам или иным документам, связанным с приобретением товаров. Вторая схема – отгрузка товара покупателю со склада на территории Союза, куда он был заранее привезен (т.н. бондовый склад), – возможна только при участии оператора электронной торговли. В этом случае уплачиваются ввозная таможенная пошлина по ставкам Единого таможенного тарифа и налоги в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, базой для исчисления таможенной пошлины является таможенная стоимость, определяемая в общеустановленном порядке по правилам для торгового оборота. 

Сергей Владимиров сообщил, что в настоящее время Комиссия активно готовит нормативно-правовые акты, необходимые для применения на практике нового регулирования. Проект решения ЕЭК, устанавливающий форму декларации на товары электронной торговли и порядок ее заполнения, а также проект решения ЕЭК, определяющий порядок идентификации товаров электронной торговли для возврата после приобретения, находятся на завершающей стадии. По проекту решения ЕЭК о размере обеспечения для оператора электронной торговли достигнута договоренность, что он будет составлять 500 тысяч евро. Идет работа над документами, которые определяют форму общего реестра операторов электронной торговли и свидетельства о включении лица в этот реестр. По двум самым важным решения Совета ЕЭК – о перечне товаров, которые не признаются товарами электронной торговли, и о единых ставках таможенной пошлины на такие товары, консенсуса пока нет. По словам спикера, страны Союза занимают разные позиции по многим аспектам: каким должен быть размер ставки, будет ли одна ставка на все товары или несколько в зависимости от категории товара, останется ли лимит беспошлинного ввоза и т.д. Также нет единого мнения по применению к электронным товарам запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования, – обсуждение этих вопросов запланировано на апрель. Отвечая на вопрос модератора конференции Георгия Петрова, председателя Совета ТПП России по таможенной политике, успеет ли Комиссия принять все нормативные акты к 1 июля (к этой дате планируется завершить ратификацию Протокола), Сергей Владимиров сказал: «Мы надеемся, что удастся в первом полугодии завершить работу над нормативно-правовой базой в развитие Протокола». 

Однако, в ходе дискуссии стало понятно, что участники рынка электронной торговли не разделяют оптимистического настроя представителя ЕЭК. Напротив, в выступлениях тех, кому придется применять новое регулирование на практике, звучали панические нотки. Алексей Федоров, председатель Совета ТПП России по развитию электронной коммерции выразил пожелание, чтобы эти поправки в ТК ЕАЭС вступили в силу как можно позже.  А лучше, чтобы не вступали совсем, поскольку это приведет к сокращению или даже к полному исчезновению трансграничного сегмента рынка электронной торговли, который и так составляет сегодня всего 3% в общем объеме онлайн-торговли. Его поддержал Алексей Минаев, заместитель управляющего директора компании «Озон». Он также считает, что решения Комиссии, которые сейчас готовятся, приведут к схлопыванию этого рынка как минимум в два раза. «Работа сейчас вообще идет не в том направлении. Обсуждается регулирование продажи с бондовых складов, правила идентификации этих товаров и т.д. Все это не имеет никакого отношения к реальному бизнесу: никакой продажи с бондовых складов нет, и никто не будет этим заниматься», – подчеркнул Алексей Минаев. Он призвал регуляторов прислушиваться к мнению бизнеса.

Почему бизнес так боится введения нового регулирования, объяснила Галина Донцова, исполнительный директор Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки. «Обсуждая декларацию на товары электронной торговли, спотыкаемся на каждом шагу», – отметила докладчица. Нормы очень запутаны и недоработаны. Надо подтверждать соответствие или не надо, будет лимит беспошлинного ввоза или не будет. При прямой поставке декларантом является покупатель – физлицо, обязанность по уплате возлагается на оператора, но уплата производится за счет денежных средств декларанта. Стоимость при прямой поставке определяется на основании чеков, но таможня будет проводить контроль, сравнивая цены на аналогичные товары. Покупатель имеет право вернуть товар, но возврат платежей в документах не прописан и т.д. «То есть все непонятно, одни вопросы, ответов нет», – резюмировала Галина Донцова.

Выступления участников рынка электронной торговли прокомментировали представители Федеральной таможенной службы Дмитрий Прокофьев, начальник отдела обеспечения контроля за безопасностью ввозимых товаров Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Валерий Решетников, заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, и Артем Костылев, заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования внутренней торговли Минпромторга. Дмитрий Прокофьев напомнил, что в странах Союза проводится эксперимент в области внешней электронной торговли на основании распоряжения Совета ЕЭК от 5.04.2021 № 7 и решения Совета ЕЭК от 15.07.2022 № 107, которым утвержден временный порядок подтверждения соблюдения требований технических регламентов в отношении товаров электронной торговли. Он сообщил, что сейчас готовится доклад в правительство о необходимости продления на год этого эксперимента, чтобы уже по его результатам сформировать регулирование для данной категории товаров. «ФТС считает, что необходимо принимать меры по недопуску ввоза небезопасной продукции, но механизм госрегулирования должен быть необременительным для бизнеса», – отметил Дмитрий Прокофьев. В свою очередь Валерий Решетников акцентировал внимание на рисках, которые возникнут не только для бизнеса, но и для контролирующих органов, если к моменту вступления в силу поправок в кодекс не будут подготовлены соответствующие акты национального законодательства. Так, надо прописать процедуру возврата платежей, утвердить форму и порядок заполнения корректировки декларации на товары электронной торговли, предусмотреть исключения для товаров электронной торговли, попадающих в перечень продукции, на которую установлены вывозные пошлины. Также регуляторам придется дорабатывать свои информационные средства. На все это нужно время, поэтому, по мнению Валерия Решетникова, новое регулирование вряд ли будет введено в июле-августе. Артем Костылев также постарался развеять опасения бизнеса. Он сообщил, что планируется повторно провести эксперимент по оформлению экспресс-грузов, который осуществлялся в рамках приказа Минфина от 26.04.2022 № 62н, при этом расширив спектр товаров. «Мы считаем, что необходимо дать возможность бизнесу включиться в этот процесс, отработать мониторинг, получить какие-то итоги и тогда уже закреплять их нормативно-правовым актом», – пояснил Артем Костылев. Его мысль продолжила Галина Баландина, заместитель председателя Совета ТПП России по таможенной политике. Подводя итоги обсуждению, она обратилась к участникам рынка электронной торговли с призывом самим проявлять активность и выходить с предложениями. «Можно ввести какие-то изъятия, оговорки и т.д., но регуляторы сами их не предложат, – подчеркнула Галина Баландина. – Поэтому если вместо критики будут предложения, до середины мая мы сможем их внести в готовящиеся нормативные акты».


ОСФТС