hartiya 1140
Контролирующие органы готовы к компетентному диалогу с бизнесом

Контролирующие органы готовы к компетентному диалогу с бизнесом

16 января в Москве состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению актуальных вопросов таможенного администрирования в условиях санкций. Организаторами мероприятия выступили Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве, Национальный межотраслевой союз предпринимателей и Ассоциация деловых партнеров внешнеэкономической деятельности.

16 января в Москве состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению актуальных вопросов таможенного администрирования в условиях санкций. Организаторами мероприятия выступили Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве, Национальный межотраслевой союз предпринимателей и Ассоциация деловых партнеров внешнеэкономической деятельности.

Татьяна Минеева, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве, во вступительном слове обозначила главную цель «круглого стола». Она отметила, что целый ряд проблем, с которыми сталкивается российский бизнес при ведении внешнеэкономической деятельности, уже доведен до сведения Минфина и других контролирующих органов, однако в сегодняшних изменяющихся условиях необходимо актуализировать информацию по этим болевым точкам. Также она сообщила, что в конце 2023 года более 50 отраслевых сообществ решили объединиться и создали Национальный союз предпринимателей, чтобы быть услышанными на федеральном уровне, поскольку многие проблемы общие. «Надеемся, это объединение будет конструктивно работать», – подчеркнула Татьяна Минеева.

С докладом по первому вопросу повестки выступили Дмитрий Полевой, управляющий партнер юридического агентства «Априори-ДВ», и Юрий Мальцев, генеральный директор Ассоциации деловых партнеров внешнеэкономической деятельности. Дмитрий Полевой рассказал о проблемах таможенных представителей и перевозчиков, связанных с отказом таможенных органов применять нормы по освобождению данных лиц от обязанности по уплате таможенных платежей в установленных законом случаях. В отношении перевозчиков речь идет о ситуациях, когда при таможенном транзите обязанность по уплате таможенных платежей должна прекращаться в силу утраты товаров в результате аварии. По словам спикера, таможенные органы соответствующую норму Таможенного кодекса ЕАЭС не применяют, перевозчикам приходится доказывать свою правоту в суде. Таможенные представители, несущие солидарную обязанность с декларантом по уплате таможенных платежей, не могут защитить свои права при проведении таможенных проверок после выпуска товаров. Статьей 405 ТК ЕАЭС установлены случаи, когда таможенный представитель освобождается от солидарной обязанности (например, при нарушении целей и условий предоставления льгот), но таможенные органы эту норму также не применяют. В результате компании исключаются из реестра таможенных представителей, и даже если выигрывают дело в суде, последствия в виде прекращения деятельности все равно наступают. Юрий Мальцев подробнее изложил суть проблемы: при проведении контроля после выпуска товаров таможенные представители не имеют никаких прав, но продолжают нести солидарную обязанность по уплате таможенных платежей. Таможенные проверки могут проводиться в течение трех лет, при этом таможенные представители о них не информируются, зачастую они узнают о них только при получении выписки из акта проверки или уже уведомления об уплате таможенных платежей. Срок исполнения уведомления 15 дней, затем таможенные органы применяют принудительное взыскание и исключают таможенного представителя из реестра. Докладчик отметил, что предложения о разграничении срока исполнения декларантом и таможенным представителем уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей были направлены в Минфин еще полтора года назад. Там сказали, что предложения разумные и будут рассмотрены при внесении изменений в закон о таможенном регулировании, однако до сих пор ничего не сделано. Далее Юрий Мальцев пояснил, почему таможенные представители лишены возможности доказать свою добросовестность. В Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» есть норма (пункт 7 статьи 346) об освобождении таможенного представителя от исполнения солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, в том числе при следующем условии: «таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза, что будет установлено решением суда или таможенного органа». Но до сих пор не установлен порядок реализации этой нормы, не определена форма решения таможенного органа, поэтому на практике, когда таможенный представитель обращается с просьбой  предоставить ему возможность доказать свою добросовестность, таможенный орган отказывает, ссылаясь на то, что приказом ФТС России от 8.02.2019 № 226 не предусмотрено принятие таких решений. «Предлагаем направить в Минфин предложение о внесении дополнения в приказ ФТС № 226 по принятию по результатам таможенного контроля решений, на основании которых таможенные представители будут освобождаться от солидарной обязанности, – сказал докладчик. – Внести изменения в приказ можно быстро, если предложения будут поддержаны». Проблема действительно требует срочного решения, поскольку сейчас проводится много проверок по включению в таможенную стоимость дивидендов. Это касается прежде всего компаний с иностранным участием. Такие компании использовали услуги таможенных представителей, и на них полностью легло бремя уплаты таможенных платежей после фактического прекращения инофирмами деятельности в РФ. По словам спикера, непонятно, почему таможенные представители должны нести солидарную обязанность (также не исключена административная и уголовная ответственность), если на момент декларирования они не могли знать, какую прибыль получит компания через два-три года и будут ли вообще выплачены дивиденды? Причем выясняется, что решение о выплате дивидендов за 2020-2021 годы принималось инофирмами непосредственно перед уходом с российского рынка. «Если не решить эту проблему, половина таможенных представителей будут вынуждены прекратить деятельность, – подчеркнул Юрий Мальцев. – Вселяет надежду, что контролирующие органы проблему видят. Врио руководителя ФТС России Руслан Давыдов на заседании постоянной комиссии Экспертно-консультативного совета по вопросам совершенствования таможенного администрирования, которое прошло 11 января, обратил внимание на необходимость справедливого регулирования в отношении солидарной обязанности таможенных представителей в случае включения в таможенную стоимость дивидендов». 

Выступления представителей бизнеса прокомментировал Борис Кожакин, начальник отдела проверок деятельности лиц Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. По его словам, в настоящее время проверочные мероприятия проводятся только в отношении действующих компаний, в отношении организаций, находящихся в процессе ликвидации, таможенный контроль по данному вопросу не проводится. Однако спикеры пояснили, что речь идет о компаниях с иностранным участием, которые де-юре существуют, поэтому в отношении них проверки проводятся, но фактически они деятельность прекратили, капитал выведен, поэтому платежи взыскивают с таможенных представителей. Многие из них уже получили в декабре солидарные уведомления, другие ожидают этого в ближайшее время. Конкретный пример привел Сергей Исаев, директор по ВЭД ООО «Асвакарго»: «Компания, с которой мы работали, действует, она не ликвидирована, но деньги будут выводиться, и мы об этом знаем. Не исключено, что по итогам проверки будет доначисление платежей, поэтому вопрос поднимается в расчете на упреждение». Другими словами, чем быстрее будет решена эта проблема, тем больше шансов сохранить таможенных представителей, которые не смогут заплатить доначисленные платежи (суммы исчисляются миллионами рублей). Подводя итоги обсуждению, модератор «круглого стола» Валерий Счастливцев, председатель совета директоров Ассоциации деловых партнеров внешнеэкономической деятельности, отметил, что проблема, которая сегодня обсуждается, «выстрелит» в первом квартале, поэтому предложения по ее решению будут в самое ближайшее время направлены в Минфин и ФТС России. «11 января на заседании постоянной комиссии ЭКС по вопросам совершенствования таможенного администрирования Руслан Давыдов высказал два важных тезиса, – напомнил Валерий Счастливцев. – Во-первых, он сказал, что Федеральная таможенная служба настроена на снижение конфликтного потенциала и диалог с бизнесом, соответственно, на расшивку узких мест. Во-вторых, было провозглашено расширение формы диалога и дано указание в феврале провести мероприятие с привлечением более широкого представительства бизнеса. Мы подготовим юридически обоснованную справку по нашим инициативам и попросим вынести данный вопрос на февральское мероприятие».

О проблеме, связанной с пересмотром таможенными органами классификации товаров по ТН ВЭД и ретроспективного довзыскания платежей, рассказал Вадим Бушуев, вице-президент Ассоциации импортеров плодоовощной продукции. Речь идет о сложившейся в последнее время практике таможенных органов переклассифицировать товар задним числом. Как пояснил докладчик, годами товар мог ввозиться по коду ТН ВЭД, который не вызывал сомнения у таможни, затем по итогам таможенной проверки или судебного дела одна из таможен меняет код и этот подход тиражируется на всю страну: включается постконтроль и возбуждаются дела по части 2 статьи 16.2 КоАП, а иногда и уголовные, и доначисляются платежи с пенями за три года, суммы астрономические. К чему приводит подобный подход, на конкретном примере показал Владимир Сулимов, директор ООО «РТБ-Групп», которое как таможенный представитель оформляет товары для крупного металлургического холдинга. Он рассказал, что в этот холдинг входит ряд обогатительных предприятий, и сейчас идут суды с таможней в отношении одного из элементов оборудования, применяемого в обогатительных работах. На него выдано два разных классификационных решения: одно принято ДВТУ, другое Владивостокским ЦЭДом. В адрес компании направлены уведомления на доначисление 360 млн рублей. Суд первой инстанции холдинг выиграл, но несмотря на это Владивостокский ЦЭД на очередную декларацию снова выдал уведомление на доначисление 10 млн рублей и 400 тыс. рублей пени. «Таким образом, Дальневосточная таможня игнорирует решение суда, разъяснение ФТС по этому коду, направленное на имя руководителя Уральского таможенного управления, и классификационное решение, выданное в Казахстане, – сообщил Владимир Сулимов. – В результате компания собирается закончить ведение ВЭД в России и уходить на растаможку в Казахстан или Армению. Информация доведена до губернатора Челябинской области, поскольку в холдинг входят градообразующие предприятия, также компания оказывает поддержку воинам в рамках специальной военной операции». Вадим Бушуев в связи с данной ситуацией отметил два аспекта: «Во-первых, возникает вопрос: почему таможенные органы годами допускали заявление недостоверного кода товаров? Ответ простой – код достоверный, только сейчас изменились подходы. И второй момент: как оценить работу руководителей таможенных органов, если окончательные решения тех судебных дел, которые сейчас закладываются в основу правоприменительной практики, будут вынесены не в пользу таможни? Ведь многие дела еще не окончены. Пример – бытовые аккумуляторные дрели. Все инстанции вынесли решения в пользу таможенных органов, но Верховный Суд РФ счел все эти решения незаконными. Тем временем таможенные органы добрали полтора миллиарда рублей, а теперь эти деньги возвращают, причем с процентами, поскольку судебные тяжбы затянулись на два с лишним года. Деньги возвращаются из бюджета». Следует отметить, что проблема ретроспективной переклассификации товаров неоднократно поднималась на заседаниях постоянной комиссии ЭКС по вопросам классификации и происхождения товаров, рассматривалась Советом Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике, «Большой четверкой» (РСПП, ТПП России, «Деловая Россия» и «Опора России»), а также на Международном таможенном форуме – 2023. Бизнесом и экспертами сформированы предложения по изменению нормативной базы, позволяющие решить проблему. Кратко суть их в том, что нужно ввести понятие устойчивой практики классификации товаров, сложившейся в Российской Федерации, и определить ее признаки. Если товар отвечает этим признакам, таможенный орган, проводящий таможенный контроль, не имеет права сам менять код ТН ВЭД, а должен направить запрос в ФТС России по разъяснению классификации данного товара. И изменение классификации товара возможно только с даты издания ФТС соответствующих изменений, то есть не задним числом. От Федеральной таможенной службы ситуацию кратко прокомментировал Дмитрий Мосалев, первый заместитель на начальника Управления товарной номенклатуры. «Нам эта проблема известна, – сказал он. – Мы договорились, что данный вопрос будет вынесен в феврале на заседание постоянной комиссии ЭКС по вопросам классификации и страны происхождения товаров. В настоящее время мы готовимся к обсуждению, работаем над перечнем нормативных актов, в которые надо внести изменения».

Следующий вопрос повестки осветил Юрий Ким, генеральный директор ООО «ВЭД сервис». Проблема, которую он обозначил, также связана с изменением подхода таможенных органов. В данном случае речь идет о возможности декларантов подтвердить меры технического регулирования после выпуска товаров. С осени 2022 года таможенные органы стали отказывать в условном выпуске под обязательство представить декларацию о соответствии или сертификат соответствия товаров обязательным требованиям техрегламентов в течение 45 дней. Отказ таможенники мотивируют нормой Решения Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130 «О порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза», согласно которой документы об оценке соответствия должны находиться у декларанта на момент подачи декларации на товар. По словам спикера, у бизнеса вызывает недоумение то обстоятельство, что, хотя Решение № 130 действует с 30 января 2022 года, отказы в условном выпуске начались с октября-ноября 2022 года. Собственно, представители ФТС считают, что необходимости в условном выпуске сегодня нет, поскольку товары могут выпускаться на основании деклараций о соответствии, оформляемых по временному порядку, установленному постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353. Но из временного порядка достаточно много исключений, причем перечень товаров-исключений, определенных приказом Минпромторга (последняя редакция от 15.11.2023 № 4324), все время расширяется: если ранее он занимал 7 листов, то после 1 января 2024 года вырос до 33 листов, то есть фактически выпуск по временному порядку существенно ограничен. При этом, отметил докладчик, участники ВЭД крайне заинтересованы в условном выпуске товаров, поскольку он позволяет уменьшить расходы при импорте, который сейчас серьезно затруднен. Завершая свое вступление, Юрий Ким озвучил предлагаемое решение – дополнить Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следующим положением: «Если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены декларация о соответствии, сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее 45 календарных дней после выпуска товаров». Позицию Федеральной таможенной службы обозначил Андрей Рязанов, заместитель начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля. По его словам, в условном выпуске при декларировании объектов технического регулирования заинтересовано на самом деле небольшое количество участников ВЭД. «Тем не менее, если хоть одним участником ВЭД такая процедура востребована, она должна применяться. Но она должна применяться в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, – подчеркнул представитель таможенных органов. – Проблема в том, что в соответствии с российским законодательством порядок совершения таможенных операций устанавливается Минфином, однако в Положении о Министерстве финансов РФ не предусмотрено полномочие устанавливать порядок по данной ситуации».  Сотрудник Министерства финансов, участвующий в мероприятии, сообщил, что данный вопрос не прорабатывался.

Константин Бондаренко, заместитель генерального директора по таможенному оформлению ООО «БиЭмДжей-Логистикс», затронул еще одну проблему, с которой сталкиваются импортеры товаров, подпадающих под маркировку. Он напомнил, что после ухода с рынка РФ многих брендов эти товары завозятся по параллельному импорту, соответственно, они не маркированные, поскольку их теперь нельзя маркировать на зарубежных фабриках, как ранее. К тому же количество категорий товаров, подлежащих маркировке, постоянно растет. Это приводит ко все большей востребованности процедуры таможенного склада, так как маркировку можно наносить только на таможенных складах. При этом часто выявляются несоответствия в весе, количестве и т.п., что требует внесения изменений в декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада (т.н. импорт-70). По словам докладчика, этот процесс очень долгий: инспектор ЦЭДа не принимает решение сам, а направляет корректировочный пакет в таможню на согласование с функциональными отделами. По законодательству рассмотрение КДТ должно занимать не более 30 дней, но эти сроки нарушаются, из-за чего затягивается процесс маркировки. Поэтому многие предприниматели не спешат переносить маркировку в Россию даже из недружественных стран. «Мы просим внести изменения в приказ ФТС России от 3.07.2014 № 1286, которым определен алгоритм действий должностных лиц таможенных органов при внесении изменений в ДТ после выпуска, чтобы решение о корректировке мог принять сотрудник первого уровня без формирования корректировочного пакета и направления его в таможню», – резюмировал докладчик. Комментируя эту инициативу, Максим Родиков, заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, напомнил, что Решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289 установлены два срока рассмотрения таможенными органами обращений декларанта о КДТ после выпуска: 30 дней и 3 дня для определенных случаев. О фактах нарушения этих сроков он предложил сообщать в ФТС, которая будет принимать соответствующие меры. По поводу доработки приказа, регламентирующего действия должностных лиц таможенных органов при корректировке ДТ после выпуска, представитель ФТС сообщил, что сейчас разрабатывается новая редакция данного порядка – как раз в целях автоматизации, сокращения сроков и исключения случаев направления в структурные подразделения на согласование КДТ, когда такое согласование не требуется. Задержка также упирается в отсутствие у Минфина полномочий на разработку такого порядка. Но работа идет: законопроект о внесении изменений в статью 83 закона № 289-ФЗ принят в первом чтении, и после вступления поправок в силу будет издан новый порядок. 

Завершился «круглый стол» обсуждением вопросов, связанных с верификацией сертификатов о происхождении товаров в условиях санкций, и отсутствием механизма защиты российских автопроизводителей от демпинга иностранных производителей автокомпонентов, о которых рассказали Дмитрий Полевой, управляющий партнёр юридического агентства «Априори-ДВ», и представитель Ассоциации автомобильных сервисов. 

Подводя итоги дискуссии, Валерий Счастливцев выделил главный результат мероприятия – участники услышали о готовности Федеральной таможенной службы вести компетентный диалог для выработки практических решений, а Анастасия Чурсина, эксперт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам таможенного регулирования, предложила озвученные в ходе «круглого стола» предложения направить для включения в доклад бизнес-омбудсмена Президенту России по итогам 2023 года, который сейчас готовится.

ОСФТС