hartiya 1140
Время требует углубления интеграции

Время требует углубления интеграции

В Москве состоялся Евразийский деловой форум «Интеграция», организованный Научным советом РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию и АНО «Корпорация Альфа» при поддержке Евразийской экономической комиссии.

В Москве состоялся Евразийский деловой форум «Интеграция», организованный Научным советом РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию и АНО «Корпорация Альфа» при поддержке Евразийской экономической комиссии.

Открывая пленарное заседание форума, модератор дискуссии Сергей Глазьев, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, отметил, что текущий год стал наиболее сложным для Евразийского экономического союза в связи с очень тяжелой международной обстановкой. Тем не менее Союз успешно прошел через пандемические испытания и сегодня активно развивается несмотря на санкции в отношении Беларуси и России. «Утвержденная в 2020 году главами государств ЕАЭС Стратегия-2025 реализуется строго по плану. Не теряя темпов, мы наращиваем взаимную торговлю. И внешняя торговля несмотря на санкции в этом году просела не так сильно. Сегодня центр мировой экономики смещается в Азию и мы быстро наращиваем торговлю с южными и восточными соседями, особенно с Китаем и Индией, здесь хорошая динамика, – сказал Сергей Глазьев. – Таким образом, ЕАЭС показывает устойчивость к шокам извне, наше интеграционное объединение зарекомендовало себя как эффективное, разнообразное, позволяющее сочетать конкурентные преимущества стран-участниц». 

Михаил Мясникович, Председатель Коллегии ЕЭК, конкретизировал утверждения модератора. Он также начал с констатации факта, что экономика стран ЕАЭС работает в беспрецедентно сложных условиях в связи с санкциями и другими недружественными действиями в отношении государств и предприятий Союза. «В этой ситуации надо находить новые варианты развития экономик, прежде всего обратить внимание на инвестиционную деятельность, которая проседает. Кредитных ресурсов мало, и они дорогие, основные фонды стареют, новые предприятия не создаются. Если не изменить ситуацию, завтра будет еще хуже, – подчеркнул глава Коллегии ЕЭК. – Поэтому Комиссия подготовила конкретные предложения по мерам поддержки и финансирования кооперационных проектов в ЕАЭС. Полагаем, что нужно серьезное субсидирование процентных ставок по кредитам, и предлагаем интеграционными проектами считать 3+, то есть в них должны участвовать как минимум представители трех государств. Можно направить на эти цели на первом этапе около 10% от взимаемых специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин – в прошлом году они составили сумму около 200 млн долларов. Надо определить с правительствами стран приоритетные отрасли и виды деятельности и в первую очередь обратить внимание на микроэлектронику, фармацевтическую промышленность, авиастроение». Вторым фактором ускорения экономического роста, по мнению Михаила Мясниковича, является стимулирование научно-технологического развития. «Чтобы эффективно торговать, надо иметь конкурентоспособные товары, в основе которых – современные технологии, а их создание требует фундаментальных знаний». Третьим ключевым направлением он назвал формирование Большого Евразийского партнерства, идея которого принадлежит Владимиру Путину. В рамках этой идеи планируется объединить усилия с Шанхайской организацией сотрудничества по развитию транспортно-логистического мегапроекта. Евразийским межправсоветом в августе был одобрены семь приоритетных инфраструктурных транспортных проектов в странах ЕАЭС, направленных на развитие евразийских транспортных коридоров и маршрутов, транзитного потенциала и транспортной инфраструктуры, входящей в коридоры «Восток – Запад» и «Север – Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс – один путь». Для реализации этих проектов нужна полноценная цифровизация и реализация Соглашения о единой системе таможенного транзита, которое не должно ограничиваться только государствами Союза, поэтому оно готовится по модели «5+. «Наконец, Союз подразумевает единые правила взаимной торговли, но сегодня, к сожалению, этих правил пять – это сложная и запутанная ситуация. Полагаем, наши коммерческие банки и контролирующие органы могли бы по-другому вести себя, а именно формировать удобные для хозяйствующих субъектов условия, особенно касающиеся транзитных перевозок», – сказал в завершение своей речи Михаил Мясникович.

Второй спикер – президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин – сделал акцент на необходимости активизировать взаимодействие предпринимательского сообщества с Евразийской экономической комиссией. «Взаимодействие ЕЭК с бизнесом сегодня приобретает особое значение. В условиях глобальной неопределенности нужно повысить роль бизнеса в принятии стратегических решений, повысить эффективность тех площадок на евразийском пространстве, где состыкуются интересы бизнеса и регуляторов, национальных правительств, ЕЭК», – считает Александр Шохин. Он предложил расширить практику оценки фактического воздействия регуляторных механизмов, а также обозначил новые направления совместной работы. Так, на последнем заседании Консультативного совета шла речь о создании евразийских компаний. По его словам, важно определить статус евразийских корпораций и компаний, механизмы их инкорпорирования, льготного налогообложения: «Проработка правового статуса евразийских корпораций в формате 3+ и кредиты позволят сформировать новый класс юридических лиц, который сможет вытягивать супертяжелые с финансовой точки зрения, но очень перспективные высокотехнологичные проекты, например, в области микроэлектроники». Александр Шохин подчеркнул, что развитию взаимной и внешней торговли может помочь внедрение цифровых финансовых активов, а также использование новых платежных инструментов. «Сегодня даже расчеты в национальных валютах сталкиваются с препятствиями – с опасениями, что банковские структуры могут пострадать от вторичных санкций из-за того, что работают с российским рублем. Поэтому нужно максимально быстро оцифровать платежно-расчетные отношения, в том числе использовать криптовалюты. В РФ уже есть проект соответствующего акта, такие же документы должны быть и в странах-членах. И безусловно, нужно пилотировать новые платежные инструменты. Президент США подписал закон, запрещающий России использовать специальные права заимствования МВФ, обменивая СДР на доллары. У нас там около 20 млрд долларов в специальных правах заимствования. Давайте подумаем над тем, чтобы использовать этот российский ресурс, может быть, как раз для финансирования проектов на евразийском пространстве», – предложил Александр Шохин. 

Затем модератор передал слово представителям таможенной сферы. Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Ивин выделил три ключевых направления, которые позволят вывести интеграцию в ЕАЭС на новый уровень. По его мнению, во-первых, ЕЭК необходимо ускорить работу по внесению поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС, так как это повысит уровень единообразия таможенного администрирования в странах-членах. Докладчик напомнил, что эта работа идет с 2020 года, но до сих пор ни один пакет поправок не принят. «Это печально, поскольку первый пакет поправок формировался как исправление ошибок, в том числе технических и грамматических, которые были допущены при подготовке ТК ЕАЭС, – пояснил Владимир Ивин. – Готовящиеся изменения в кодекс очень важны, так как отражают актуальные вызовы, которые произошли в связи со сменой экономической парадигмы ведения внешней торговли: это, с одной стороны, отступление от норм ВТО, с другой – повсеместное применение цифровых технологий». Второе ключевое направление – подготовка Соглашения о единой системе таможенного транзита, которое будет способствовать углублению интеграции и даст толчок экономическому развитию стран Союза. «Мы видим интерес к упрощению транзита со стороны СНГ и ШОС. Определенные шаги здесь предпринимаются – подписываются документы в двустороннем или трехстороннем формате. Этот процесс надо упорядочить и протестировать новый механизм. Оптимальным государством для этого мог бы стать Узбекистан. Всем было бы удобно, если бы товар помещался под таможенный транзит, условно говоря, сразу от Ташкента до Минска», – отметил Владимир Ивин. И третье, что сильно сдерживает достижение оптимального уровня интеграции и для таможенников означает необходимость контроля даже во внутренней торговле, – это недостаточное наднациональное регулирование экспорта. Еще в период Таможенного союза был подготовлен проект документа о едином экспортном регулировании, но впоследствии эта работа затормозилась. «Сейчас это очень актуально в связи с тем, что выстраиваются новые логистические схемы, новые схемы расчетов в международной торговле, – подчеркнул замруководителя ФТС России. – Очевидно, что в ближайшее десятилетие произойдет разворот экспорта наших товаров от ЕС, Великобритании и США на другие направления. Поэтому так важны три составляющие, которые сейчас прорабатываются, – единые правила определения страны происхождения экспортируемых товаров, применение общих запретов в случае, если неконтролируемый экспорт отрицательно влияет на безопасность, и единый подход к тарифному регулированию экспорта. Последнее сложнее всего, но к этому тоже надо подходить». 

Максат Мамытканов, министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК, в ответ на прозвучавшую критику пояснил, что изменения в ТК ЕАЭС представляют собой предложения, которые направляют в Комиссию пять стран-участниц, и задача ЕЭК достигать по ним консенсуса. «Это работа очень сложная, у всех стран-участниц есть свои интересы, которые достаточно сложно приводить к единому знаменателю, – отметил Максат Мамытканов. – Но мы над этим работаем, и на последнем совещании группы высокого уровня таможенные службы сторон приняли решение до конца года доработать первый пакет поправок в ТК ЕАЭС и направить в страны Союза. Так что, если к нам не поступят новые противоречивые предложения, мы процесс по первому пакету завершим. Сейчас готовится второй пакет поправок в кодекс. Вопросы, которые не удалось решить в рамках первого пакета, автоматически переходит во второй, поэтому если вы не увидите в первом пакете поправок свои предложения, это не означает, что о них забыли». Затем министр проинформировал о других актах Комиссии, работа над которыми близка к завершению. Сформирован и направлен в страны Союза Протокол о внесении изменений в Таможенный кодекс в части регулирования внешней электронной торговли. К концу года планируется направить сторонам на согласование окончательный вариант проекта Соглашения о единой системе таможенного транзита. Соглашение о применении электронных навигационных пломб для отслеживания перевозок уже проходит ратификацию в государствах ЕАЭС. Среди других приоритетов работы ЕЭК Максат Мамытканов выделил цифровизацию таможенных процессов – это тот механизм, за счет которого будет углубляться интеграция, а также модернизацию таможенной инфраструктуры: здесь проблема в том, что из-за санкций пункты пропуска в Белоруссии, которые были модернизированы, сегодня простаивают, и теперь надо оперативно обустраивать пункты пропуска на восточной границе ЕАЭС. 

Со стороны участвующих в пленарном заседании представителей бизнеса также прозвучала некоторая критика в адрес наднационального регулятора. Андрей Бельянинов, генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии, дав положительную оценку решению о создании Евразийской перестраховочной компании, отметил, что предполагаемый уставный капитал ЕПК в 200 млн долларов – очень маленькая сумма. «Причем уставной капитал ЕПК определен в долларах, а надо в национальных валютах, – считает Андрей Бельянинов. – Мы постоянно говорим о том, что надо переводить расчеты в национальные валюты, но до сих пор все наши аналитические отчеты и проекты измеряем в долларовом эквиваленте. Пора это изживать». Кроме того, по его мнению, перезрел вопрос о создании Евразийской лизинговой компании, а также слишком долго рассматриваются заявки тех стран, которые хотели бы заключить с ЕАЭС соглашения о зоне свободной торговли. «Мы не успеваем за развитием мировой торговли, – резюмировал Андрей Бельянинов. – Надо расширять экономическое пространство Союза». 

В ходе пленарного заседания свое видение обсуждаемых вопросов озвучили также генеральный директор АО «Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийский железнодорожный альянс» Алексей Гром, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, с видеообращениями выступили Председатель Совета ЕЭК, первый заместитель Председателя Кабинета министров Кыргызской Республики Адылбек Касымалиев, член Совета ЕЭК, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, директор ООО «ЛВО» (Республика Беларусь) Олег Кондратенко и другие.

ОС ФТС

Мероприятия

Все мероприятия