hartiya 1140
Новые проблемы регуляторы и бизнес должны решать вместе

Новые проблемы регуляторы и бизнес должны решать вместе

Общественный совет при Федеральной таможенной службе 7 декабря провел онлайн-конференцию «Стратегические вопросы поддержки ВЭД: вызовы, приоритеты, новые возможности 2022-2023 годов». Организаторами конференции стали оператор таможенных платежей «Мультисервисная платежная система», Ассоциация «Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов» и ИД «Аргументы и факты».

Итоги конференции «Стратегические вопросы поддержки ВЭД. Вызовы, приоритеты, новые возможности 2022 – 2023 гг.»

С приветственным словом к участникам конференции обратился Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко. Прежде всего он отметил, что в этом году традиционная декабрьская конференция, организуемая Общественным советом совместно с Федеральной таможенной службой, проводится в условиях большого количества новых вызовов для участников ВЭД. Среди них Леонид Лозбенко выделил три основные проблемы, связанные с проведением платежей через банки, логистикой и ввозом запчастей. В этих условиях существенно возрастает роль Общественного совета при ФТС, который является по сути мостом между таможенной службой и бизнес-сообществом для выстраивания партнерских отношений. Леонид Лозбенко подчеркнул, что эффективность работы Общественного совета при ФТС, признанного Общественной палатой РФ одним из лучших в стране, во многом достигается благодаря тесным контактам с руководством Федеральной таможенной службы, и призвал участников ВЭД по всем вопросам обращаться к членам совета в регионах, а в случае возникновения серьезных проблем направлять обращения непосредственно на сайт совета. Леонид Лозбенко сообщил, что сайт Общественного совета при ФТС России также получил высокую оценку Общественной палаты РФ.

 Модерировали мероприятие Ольга Олигер, эксперт Общественного совета и Андрей Чешко, технический директором «Мультисервисной платежной системы».

По первой теме, заявленной к обсуждению, – результатах частичной легализации параллельного импорта, краткий обзор представил Евгений Пахомов, заместитель директора Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли РФ. Он проинформировал о решении правительства продлить на 2023 год разрешение ввозить товары без согласия правообладателей по перечню, утвержденному приказом Минпромторга от 19.04.2022 № 1532, так как этот режим показал свою эффективность – дефицита импортной продукции в стране не возникло. Также он разъяснил принципы формирования этого перечня. «Главным принципом было не навредить иностранным компаниям, локализовавшим производство в России, создавшим здесь свои филиалы, и тем, кто продолжает поставки на наш рынок несмотря на санкции. Поэтому был избран точечный подход: в перечень включены бренды тех, кто ушел с нашего рынка, – пояснил Евгений Пахомов. –  В течение этого года перечень уже трижды корректировался – 218 брендов из него исключены, поскольку порой иностранные компании заявляют об уходе с рынка РФ, но поставки продолжаются через третьи страны». Спикеру был задан волнующий многих участников ВЭД вопрос: будут ли регуляторы учитывать проблемы получения российскими импортерами при ввозе товаров в рамках параллельного импорта полного комплекта документов, подтверждающих, что покупка товаров в третьей стране была законной? Можно предположить, что количество таких случаев будет возрастать в связи с тем, что Совет ЕС 28 ноября включил обход антироссийских санкций в список уголовных преступлений. «Конечно, это будет приниматься во внимание, – ответил Евгений Пахомов. – Мы понимаем, что бизнес сегодня работает через третьи страны. И если возникнет проблема, когда от наших импортеров будет требоваться комплект документов, который они не могут получить, мы готовы внести поправки в регулирование – избавить их от необходимости представлять комплект документов, подтверждающих правомерность введения товаров в гражданский оборот на территории третьей страны. Главное, чтобы это не была контрафактная продукция». Еще один вопрос касался порядка обращения в Минпромторг с предложениями об исключении товарного знака из перечня либо наоборот о включении какого-то бренда. Евгений Пахомов подчеркнул, что работа велась «с колес» и регламент таких обращений не принимался, поскольку легализация параллельного импорта считалась временной мерой. Однако сейчас ведомство занимается формализацией этого процесса, и вероятно, вскоре будет издан соответствующий приказ. И кстати, данный перечень в ближайшее время планируется переформатировать – для большего удобства работы как участников ВЭД, так и таможни в нем будут указываться не бренды, а правообладатели.

Сергей Шкляев, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, подтвердил, что таможенники поддерживают данный подход. Он отметил, что в рамках параллельного импорта в страну ввезено уже более 2 млн тонн товаров общей стоимостью свыше 16 млрд долларов. «Прирост в рамках параллельного импорта составляет 10% ежемесячно, то есть это эффективный инструмент, который позволяет обеспечить ввоз высокотехнологической и критически важной продукции», – сказал Сергей Шкляев. При этом он акцентировал внимание на том, что параллельный импорт подразумевает ввоз именно оригинальной продукции, а полномочия таможенных органов в отношении контрафакта никуда не делись, ФТС не снизила контроль в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность и борьбы с контрафактом. По словам спикера, даже когда иностранные правообладатели отказываются защищать свои права в российском суде, опасаясь санкций в своей стране, то независимо от желания правообладателя, если таможенный орган получает информацию, что ввозимый товар является контрафактным, возбуждается дело по статье 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Докладчик отметил, что такую информацию таможенные органы могут получить не только от правообладателя, но и от экспертных учреждений. Отвечая на вопрос о задержках при оформлении товаров параллельного импорта, Сергей Шкляев признал наличие неоднородной практики в первые дни после вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.03.2022 № 506, но подчеркнул, что ФТС оперативно были подготовлены и доведены до таможенных органов рекомендации по работе с ввозом товаров в рамках параллельного импорта, а также проведен всероссийский семинар-совещание по практике правоприменения. Затем докладчик перешел к теме соблюдения мер технического регулирования в текущих условиях. «В связи с отказами производственных площадок давать полномочия нашим участникам ВЭД проводить оценку соответствия на территории России по критически важным товарам по инициативе ФТС было издано постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353, упрощающее ввоз данной категории товаров, что позволило участникам ВЭД быстро изменить логистику, – рассказал Сергей Шкляев. – Действие этого постановления продлено на следующий год, но хочу обратить внимание, что его надо применять правильно. Постановление дает возможность участникам ВЭД самостоятельно, без проведения оценки соответствия, на основе имеющейся доказательной базы принимать декларации о соответствии на партию товаров. Подчеркиваю – на партию товаров, то есть когда производственная линия отказывается с вами сотрудничать, но у вас есть возможность в другой стране купить этот товар у своих трейдеров, других организаций, которые с вами работают, эту партию товаров вы можете ввозить не как серийно произведенную, а именно как партию товаров, на эту партию принять документ о соответствии в рамках постановления № 353, зарегистрировать его на сайте Росаккредитации и представить в ФТС. При этом важно помнить, что в документе о соответствии должны быть указаны все сведения, предусмотренные данным постановлением».

Выступление Татьяны Зыблевой, заместителя начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, было посвящено новому инструменту контроля, который начнет применяться в режиме эксперимента с апреля 2023 года, – таможенному мониторингу. Она подчеркнула, что внедрение этого инструмента позволит значительно снизить нагрузку на участников ВЭД. Суть таможенного мониторинга заключается в том, что таможенные органы получают удаленный доступ к системе учета участника ВЭД и по результатам мониторинга извещают компанию о тех декларациях, по которым выявлены риски. Участник ВЭД самостоятельно их анализирует, затем информирует таможенный орган: если правомерность заявленных в ДТ сведений подтверждается, таможенная проверка не проводится. По словам докладчицы, вначале было предусмотрено участие в эксперименте только уполномоченных экономических операторов, но сейчас появилось предложение включить в эту схему участников промышленных кластеров.

 Следующий докладчик – Антон Дышко, начальник отдела Главного управления «Центр мониторинга и оперативного контроля» ФТС России, рассказал о практических аспектах, связанных с определением и контролем таможенной стоимости, отметив, что в этой сфере появились новые форматы взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД. Одной из новых форм взаимодействия стало консультирование в рамках приказа Минфина России от 18.07.2022 № 110н «Об установлении порядка проведения консультаций между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров в Российскую Федерацию, соответствующей статьям 41 и 42 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза». По словам Антона Дышко, не все участники ВЭД правильно поняли этот документ – он пояснил, что случаи консультирования имеют ограничения. Консультирование проводится при соблюдении следующих условий: товары ввезены в Российскую Федерацию и не заявлены под таможенную процедуру, в рамках которой таможенная стоимость подлежит определению; таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки (первым методом). Более того, консультирование в целях выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется таможенными органами, правомочными регистрировать декларации на товары, и относится к конкретному товару. При наличии этих условий таможенный орган в течение 7 дней (учитывая, что товар уже находится на таможенной территории) через «Личный кабинет участника ВЭД» предоставляет заявителю ценовую информацию об идентичных и однородных товарах. Поскольку при этом используется электронный архив декларанта, результат консультации будет доступен таможенному инспектору при декларировании. Вторая новация – возможность декларанта получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, порядок которого утвержден приказом Минфина России от 18.07.2022 № 111н, вступившим в силу 20 ноября. Антон Дышко подчеркнул, что такое предварительное решение принимается только ФТС России и лишь в тех случаях, когда имеется лицензионный договор и по мнению декларанта лицензионные платежи не подлежат включению в таможенную стоимость. Предварительное решение будет относиться только к конкретному контракту и конкретному лицензионному договору. По словам докладчика, эта услуга внедрена для оказания помощи участникам ВЭД в устранении сомнений по этому вопросу, так как он достаточно сложный. Необходимые документы размещаются в электронном архиве декларанта и в течение 30 дней выдается предварительное решение, срок действия которого зависит от лицензионного соглашения и контракта: если в них вносятся изменения, его действие может быть прекращено. Отдельно спикер остановился на обстоятельствах, при которых не назначается дополнительная проверка. В пункте 5 решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42 (в ред. от 11.01.2022 № 9) перечислены признаки недостоверного определения таможенной стоимости, а пунктом 6 установлено, что они не рассматриваются в качестве таковых при наличии следующих обстоятельств: ввозятся идентичные товары в рамках одного контракта при неизменных условиях сделки и дополнительной проверкой подтверждена достоверность таможенной стоимости. При соблюдении этих условий в отношении последующих поставок в течение 180 дней таможенный орган не назначает доппроверку. «Здесь главное – правильно заполнить графу 44 ДТ, – отметил Антон Дышко, – под кодом 0931 нужно указать номер декларации и порядковый номер товара в ДТ, по которой ранее была проведена дополнительная проверка и подтверждена достоверность таможенной стоимости». Еще он обратил внимание на особенности ситуаций, при которых декларант получает право на отложенное определение таможенной стоимости. Таких ситуаций всего четыре, и они перечислены в решении Коллегии ЕЭК от 2018 № 103 (в ред. от 6.04.2021 № 42). Спикер подчеркнул, что в любом из этих четырех случаев данная процедура применима, когда таможенная стоимость может быть определена только по первому методу и все ее элементы документально подтверждены. Отвечая на вопрос одного из участников конференции, применяется ли процедура отложенного определения таможенной стоимости, если сам товар не биржевой, но состоит из компонентов, стоимость которых определяется на бирже (например, руда, состоящая из никеля, меди), он сказал, что это допустимо, если цена товара на момент декларирования неизвестна, поскольку зависит от цены на элементы в товаре, и во внешнеэкономическом договоре установлен порядок расчета окончательной цены товара, то есть здесь главное – в договоре должно быть четко прописано, как цена определяется. Завершая свое выступление, Антон Дышко отметил, что в рамках концепции «открытая таможенная служба» и внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность таможенных органов для участников ВЭД на сайте ФТС России размещены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы таможенной стоимости, а также разъяснения по сложным вопросам определения таможенной стоимости.

Предоставляя слово завершающему докладчику – Евгению Орлову, заместителю начальника Главного управления – начальнику службы мониторинга таможенных процессов Главного управления «Центр мониторинга и оперативного контроля» ФТС России, модератор отметила, что в его выступлении впервые будут публично озвучены результаты научных исследований по созданию новой модели системы управления рисками, основанной на технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий. Докладчик подчеркнул, что создание новой СУР продиктовано необходимо обеспечения более полной цифровизации деятельности таможенных органов, которая предусмотрена Стратегией развития таможенной службы до 2030 года. Действующая СУР не позволяет применять методы обработки больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Принципиальное отличие новой модели от действующей системы состоит в изменении подхода – если сегодня применение мер по минимизации рисков зависит от результатов риск-категорирования участников ВЭД, то «умная» СУР будет оценивать риск каждой товарной партии. «Каждой не в том смысле, что каждая партия товаров будет проверяться, имеется в виду, что система управления рисками будет применяться в отношении конкретных товаров конкретной партии, – пояснил докладчик. – Сейчас идет тестирование новой модели СУР, и при этом выявляются новые рисковые ситуации, которые мы раньше не замечали». Евгений Орлов сообщил, что поэтапное внедрение новой модели СУР в таможенных органах будет проходить в течение 2023-2024 годов, а затем остановился на наиболее интересном для бизнеса аспекте – какое влияние «умная» СУР окажет на деятельность участников ВЭД. По его словам, в итоге должна существенно снизиться нагрузка на добросовестный бизнес, в том числе за счет роста автовыпуска. Сегодня показатель автовыпуска для компаний низкого уровня риска составляет чуть больше 45%. «Получается, что половина деклараций участников ВЭД даже низкого уровня риска не выпускается автоматически, – констатировал Евгений Орлов. – Это происходит в том числе из-за срабатывания СУР. Текущая модель СУР представляет собой достаточно инертную систему, в которой риски выявляются на базе нескольких индикаторов. При этом редко или вообще не учитываются результаты таможенного контроля, проведенного в отношении предыдущих аналогичных товарных партий, а также иные факторы, влияющие на определение степени риска товарной партии. Отсутствует система оценки уровня риска – любое его выявление имеет высокий уровень». Предполагается, что новая СУР избавится от перечисленных недостатков, поскольку будет строиться на основе оперативного мониторинга. «Его задачи – выявление в режиме реального времени известных и новых типов рисковых ситуаций с помощью современных технологий анализа данных, искусственного интеллекта и машинного обучения, а также проведение контрольных мероприятий по фиксации нарушений, определению фактической вероятности их совершения. На базе результатов оперативного мониторинга будут разрабатываться инструменты СУР общероссийского, регионального или зонального значения и уже в соответствии с этими профилями риска будут применяться меры по минимизации рисков», – резюмировал Евгений Орлов.

Подводя итоги обсуждению, Ольга Олигер отметила, что одной из важнейших задач Общественного совета является выстраивание слаженной работы участников ВЭД и контролирующих органов таким образом, чтобы стороны не только слушали, но и слышали друг друга. В связи с этим она напомнила приглашение Леонида Лозбенко, прозвучавшее в начале конференции, при возникновении серьезных проблем направлять обращения в Общественный совет либо на его страницы в соцсетях, либо напрямую на сайт совета, либо через сайт ФТС России. 

ОС ФТС

Мероприятия

Все мероприятия