Image
На страницах Aif.ru опубликована статья члена Общественного совета при ФТС России Олега Карповича, проректора Дипломатической академии МИД России

На страницах Aif.ru опубликована статья члена Общественного совета при ФТС России Олега Карповича, проректора Дипломатической академии МИД России

Изначально при введении коллективным Западом санкций против России планировалось нанести нашей стране максимальный ущерб. Вместе с тем, как выяснилось на практике, в ряде отраслей европейских государств имеется серьезная зависимость от российских товаров и технологий. Это коснулось и сектора высоких технологий.

На страницах Aif.ru опубликована статья члена Общественного совета при ФТС России Олега Карповича, проректора Дипломатической академии МИД России.

После 24 февраля 2022 года основной целью принятых западных санкций было ослабление военного и оборонно-промышленного потенциала нашей страны и лишение ее возможности доступа к зарубежным рынкам. Была предпринята попытка вытеснить Россию из глобальных производственно-сбытовых цепочек. Давайте посмотрим, что получилось на практике.

Есть несколько секторов, где Евросоюз серьезно зависит от российских технологий, оборудования и сырья, а разрыв связей сопряжен с финансовыми и техническими рисками. Наиболее серьезные проблемы возможны в сфере атомной энергетики, где Россия обеспечивает почти треть еэсовского импорта.

Ни для кого не секрет, что наша страна является ведущим игроком мировой атомной отрасли. Основные импортеры — Германия, Франция, Швеция, Нидерланды и др. На территории ЕС находится более 18 атомных реакторов (преимущественно страны Центральной и Восточной Европы), которые зависят от поставок расходных материалов, запасных частей и оборудования из России.

Полагаем, что снизить зависимость от российских ядерных технологий непросто. Несмотря на резолюцию Европарламента (от 28 февраля с. г.), призывающую страны — члены ЕС приостановить взаимодействие с Росатомом и аффилированными с ним компаниями, Евросоюз не решился наложить санкции на российскую атомную промышленность.

Россия также занимает серьезные позиции на рынке высокочистого неона, никеля, палладия. Кроме этих металлов европейские производители закупают в России алюминий и титан, а также изделия из них. Это сложные и очень энергоемкие производства. Альтернативу найти в кратчайшие сроки предельно сложно.

Считаем, что сейчас западные эксперты оценивают возможный уровень экономических потерь ЕС от разрыва связей с Россией как приемлемый при условии, что нашей стране будет нанесен серьезный ущерб. Они рассчитывают на то, что ограничительные меры не только ослабят наукоемкие секторы российской экономики, но и сделают затруднительной реализацию политики технологической модернизации и, как следствие, подорвут военный потенциал.

Фонд Карнеги провел опрос среди экспертов о влиянии западных санкций на Россию. Большая часть отметила, что введенные ограничения не оказывают существенного воздействия на российскую экономику, которая уже смогла к ним адаптироваться. Данная рестрикционная политика Запада также открывает для России новые и более широкие возможности сотрудничества с КНР и рядом других государств в рамках БРИКС, что позволит от данного сотрудничества получать серьезные экономические преимущества всем участникам без каких-либо исключений. Еще раз убеждаемся в тезисе, что мир больше не будет прежним.

ОСФТС

Мероприятия

Все мероприятия