hartiya 1140

От психологии конкуренции к психологии сотрудничества

15 мая состоялся Международный форум «Содействуя евразийской экономической интеграции: фактор делового сотрудничества», организованный РСПП совместно с Деловым советом Евразийского экономического союза в рамках «Недель российского бизнеса».

Открывая заседание форума, который в этом году проходил в онлайн-формате, Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, отметил, что кризис, вызванный пандемией, затронул экономики всех стран ЕАЭС. Согласно прогнозу Евразийского банка развития ВВП стран – членов банка (ЕАЭС плюс Таджикистан) по итогам 2020 года сократится на 2,2%, в то время как в 2019 году был рост на 1,7%. В наибольшей степени прогнозируется сокращение экономик РБ и РФ. По мнению Александра Шохина, на восстановление роста может уйти весь следующий год, тем не менее уже сейчас нужно думать о перенастройке, реструктуризации экономик стран Союза. Основа для этого – интеграционная динамика, которая остается позитивной: доля внутрисоюзной торговли в объеме общей торговли ЕАЭС за время существования Союза выросла с 1% до почти 9%. Однако инвестиционное сотрудничество сильно отстает – доля взаимных прямых инвестиций составляет менее 2,5%. «Этот разрыв между торговлей и инвестициями означает, что для бизнеса наших стран есть возможности укрепить свои позиции на рынке ЕАЭС, наладить кооперационные связи и т.д., – подчеркнул Александр Шохин. – Мы со своей стороны сейчас завершаем подготовку первого практического справочника РСПП, посвященного сотрудничеству в рамках ЕАЭС, который, надеемся, поможет компаниям извлечь максимальную пользу из евразийской интеграции».

«Нынешний кризис стал серьезным испытанием на прочность нашего интеграционного объединения, – констатировал в начале своего выступления Михаил Мясникович, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии. – И лидеры стран ЕАЭС в это сложное время демонстрируют сплоченность в борьбе с новыми вызовами, идет слаженная работа, поиск оптимальных решений». В качестве серьезного недостатка текущей ситуации он назвал наличие разрыва между политической волей, когда принимаются документы, направленные на укрепление интеграционных процессов, и реализацией их на практике (национальные акты не всегда содержат те решения, которые принимаются на высшем уровне). В связи с этим ЕЭК намерена активизировать работу с бизнес-структурами стран-членов, чтобы формировать единую позицию в рамках пятерки и оказывать влияние на национальные правительства. В частности, предполагается создание евразийских транснациональных корпораций, которые были бы способны обеспечивать и нужды внутреннего рынка Союза, и выходить на рынки третьих стран. При этом рассматривается возможность предоставления таким корпорациям преференций, особенно производителям высококонкурентных товаров, которые включены в интеграционные цепочки. «Принципиально важно переходить от психологии конкуренции к психологии сотрудничества и взаимодополняемости в рамках Союза, – подчеркнул Михаил Мясникович. – В этом контексте принципиальным является принятие Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, разработанных совместно с бизнесом сторон».  

Подробно о проекте Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года рассказал Сергей Глазьев, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии. Документ включает 11 направлений работы, по которым предусмотрены 330 мер и механизмов, то есть фактически это дорожная карта дальнейшего развития интеграции. «Многие из этих мер и механизмов внедряются давно и речь идет об углублении работы по таким традиционным направлениям, как устранение барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС, повышение эффективности функционирования рынков товаров, совершенствование таможенного регулирования», – пояснил Сергей Глазьев. Но есть и новеллы, причем достаточно серьезные, особенно в финансовой сфере. Предусмотрено формирование общего платежного пространства ЕАЭС и расширение использования национальных валют, для чего потребуется плотное взаимодействие ЕЭК с центральными банками сторон. «Необходимо добиться стабилизации соотношения обменных курсов, которые очень сильно подрывают возможности планирования совместных инвестиций, нужно укреплять доверие и защищать наше платежное пространство от внешних санкций, – подчеркнул Сергей Глазьев. – Предполагается развернуть направление по формированию ценовых ориентиров и созданию собственных рынков биржевых товаров, таких как нефть, нефтепродукты, металлы, зерно и т.д.». Также предлагается наделить Комиссию дополнительными полномочиями, в частности, правом пресекать злоупотребления на рынке Союза корпораций третьих стран, исключать из единого перечня органов по сертификации (создание которого предусмотрено проектом) органы, ведущие себя недобросовестно (полностью с выступлением С.Ю. Глазьева можно ознакомиться здесь).

Андрей Слепнев, член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК, в своем выступлении также подчеркнул необходимость перехода на расчеты в национальных валютах: «Риск долларизации внутренних расчетов опасен и с точки зрения санкций, и валютных скачков, и роста цен. Мы сейчас готовим предложения по крайней мере отказа от валютного контроля при расчетах в национальных валютах во взаимной торговле. Россия этот шаг уже сделала, очередь за остальными странами Союза». Он также рассказал о работе Комиссии по заключению соглашений о зоне свободной торговли между ЕАЭС и зарубежными партнерами. Сейчас идут переговоры с Египтом, Израилем, Индией, в перспективе предполагается создание ЗСТ с другими государствами Африканского континента и Юго-Восточной Азии. «Но нам нужно серьезно пересмотреть подходы к этим переговорам, – сказал Андрей Слепнев. – Мы сейчас скатились к обсуждению простых поставок товаров через границу. Но мы много не выиграем, если не будем работать в сфере инвестиций, услуг, в том числе цифровых. Услуги здравоохранения, образования, транспорта, ЖКХ – это тоже товары, которые мы можем продавать. Так что охват этих переговоров надо расширять». Большой потенциал для экономик Союза представляет совместное продвижение экспорта. Соответствующие пункты включены в Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Речь идет о координации мер поддержки, позволяющих объединять ресурсы финансовых институтов стран Союза, обеспечивать синдицированное кредитование по совместно произведенной продукции, активно использовать страховые инструменты. И здесь очень велика роль бизнес-сообщества, так как сегодня разобщенность присутствует и на внутреннем, и на внешних рынках.

Представители бизнеса поддержали министра торговли. Аблай Мырзахметов, председатель правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», отметил, что преодолеть последствия кризиса может лишь углубление кооперации между предприятиями стран Союза. «Нужно менять модель бизнеса: перестать жаловаться на конкуренцию, проанализировать возможные кооперационные цепочки. Зачем нам конкурировать, например, в доступе на китайский рынок свинины? Можно разделить квоты между заинтересованными компаниями и согласованно поставлять. Считаю, здесь ЕЭК могла бы помочь», – предложил Аблай Мырзахметов. «Мы не только в доступе на рынки третьих стран наступаем на пятки друг другу, но и в конкурсах, – добавил Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ. – Полагаю, ЕЭК надо подумать о том, как создать синергию». Анатолий Харлап, председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей» Республики Беларусь, обратил внимание на то, что барьеры для компаний Союза присутствуют не только на рынках третьих стран, но и на внутреннем рынке ЕАЭС. По его мнению, странам-членам надо взять на себя более жесткие обязательства по применению ограничительных мер. Данил Ибраев, президент Киргизского союза промышленников и предпринимателей, также подчеркнул необходимость консолидации усилий бизнеса Союза, в связи с чем поддержал наделение Комиссии дополнительными полномочиями, что позволит активизировать участие предпринимателей стран-членов в комитетах ЕЭК, чтобы они имели больше возможностей воздействовать на процесс принятия решений. 

Возможности Союза в международном аспекте осветили генеральный директор отделения ООН в Женеве Татьяна Валовая и председатель Европейской экономической комиссии ООН Юрий Амбразевич. Татьяна Валовая акцентировала внимание на том аспекте, что ЕАЭС не в полной мере использует возможности, предоставляемые сотрудничеством с ООН, в отличие от других региональных объединений. Например, есть чему поучиться у АСЕАН и можно было бы даже определенные мероприятия проводить совместно с этим объединением. В свою очередь Юрий Амбразевич рассказал о возможностях использования инструментария Европейской экономической комиссии ООН для повышения конкурентоспособности экономик стран ЕАЭС. Также необходимо активизировать взаимодействие двух комиссий: Евразийской экономической комиссии и ЕЭК ООН, которые еще в 2013 году заключили меморандум о сотрудничестве. Пока представители стран ЕАЭС участвуют в работе всех органов ЕЭК ООН в качестве самостоятельных участников, а представители ЕЭК – лишь в качестве наблюдателей. Впрочем, первый шаг к углублению сотрудничества уже сделан. «Сегодня мы получили информацию о первой официальной просьбе ЕЭК о предоставлении ей статуса полноправного члена в ряде рабочих групп ЕЭК ООН по стандартизации», – сообщил Юрий Амбразевич. 

В работе форума принял участие Алексей Оверчук, заместитель председателя Правительства РФ, который подчеркнул, что начало очередного пятилетнего цикла интеграции ознаменовалось новыми непростыми вызовами и в этих стрессовых условиях Союз показал свою институциональную устойчивость. «Обострилось ощущение взаимозависимости наших стран. В условиях пандемии органы Союза активизировали работу, стали быстрее приниматься решения, оперативно был утвержден целый комплекс совместных мер, направленных на поддержание экономической стабильности, обеспечение рынка ЕАЭС продуктами питания, предметами первой необходимости, создан зеленый коридор для таких поставок, обнулены пошлины на комплектующие для системных отраслей, то есть мы показали, что мы как объединение мыслим в унисон», – резюмировал Алексей Оверчук. Подводя итоги обсуждению, Александр Шохин отметил, что сегодня время переломное и Союз должен сделать рывок в своем развитии, тем более что после пандемии вести бизнес по-прежнему будет уже невозможно. Он заверил, что бизнес-сообщество всех стран ЕАЭС в полной мере поддерживает усилия Евразийской экономической комиссии по углублению евразийской интеграции.