hartiya 1140
Сергей Глазьев, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии

Союз на пороге больших перемен

Сергей Глазьев, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, на международном форуме «Содействуя евразийской экономической интеграции: фактор делового сотрудничества», состоявшемся 15 мая в рамках «Недели российского бизнеса 2020», представил проект Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, который будет рассмотрен Высшим Евразийским экономическим советом 19 мая. 

Стенограмма выступления

Работа над проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года близка к завершению. Рассчитываем, что 19 мая Высший Евразийский экономический совет этот документ утвердит, и мы вместе со странами – членами ЕАЭС приступим к его реализации. Проект включает 11 направлений работы, по которым предусмотрены 330 мер и механизмов во исполнение Декларации о развитии евразийской экономической интеграции до 2025 года. Многие из этих мер и механизмов внедряются давно и речь идет об углублении работы по таким традиционным направлениям, как устранение барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС, повышение эффективности функционирования рынков товаров, совершенствование таможенного регулирования. Но в проекте есть и новеллы. Так, в сфере таможенного регулирования серьезное продвижение планируется по упрощению транзитных процедур, в области технического регулирования предполагается существенное увеличение полномочий Евразийской экономической комиссии в части создания цифрового пространства – надеемся, что наконец удастся добиться реализации механизма единого окна. Содержатся в документе и совсем новые направления, такие как выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию, совместные кооперационные проекты, совместные научно-исследовательские работы, без которых успешное экономическое развитие невозможно в условиях структурных изменений мировой экономики. 

На некоторых новеллах я остановлюсь подробнее. Среди главных задач Стратегических направлений я бы выделил повышение инвестиционной активности в модернизации экономик государств-членов на основе нового технологического уклада. Мир меняется, стоит на пороге новой формации, которую мы назвали интегральным мирохозяйственным укладом. Она отличается от предыдущей эпохи глобальной либерализации тем, что акцент смещается со свободы движения товаров, услуг и капитала как таковых на подчинение взаимодействия хозяйствующих субъектов общим целям экономического развития. Стержнем здесь становятся совместные инвестиции. Думаю, мы далеко продвинулись по формированию общего рынка ЕАЭС: работа по снятию барьеров и ограничений, а также повышению эффективности нашего общего рынка приобрела постоянный характер, а вот повышение инвестиционной активности – это новая задача. Пока уровень наших совместных инвестиций даже по сравнению с инвестициями Китая, Европы и других стран выглядит очень скромно, и новые направления, которые отражены в Стратегических направлениях, во многом нацелены на решение этой задачи. 

В Стратегических направлениях нашли отражение документы по завершению формирования общего рынка товаров, услуг и капитала, которых принято уже немало. Новым здесь является упор на развитие инфраструктуры общего финансового рынка – формирование общего платежного пространства в соответствии с Концепцией формирования общего финансового рынка ЕАЭС, а также разработка предложений по расширению использования национальных валют. Эта Концепция была принята в октябре прошлого года, и теперь необходимо ее наполнять реальными мерами и механизмами в том числе по созданию условий для расширения использования национальных валют. Это очень актуальная тема, которая требует более серьезного взаимодействия ЕЭК с центральными банками сторон. Необходимо добиться стабилизации соотношения обменных курсов, которые очень серьезно подрывают возможности планирования совместных инвестиций, нужно укреплять доверие и защищать наше платежное пространство от внешних санкций. В рамках Стратегических направлений мы практически договорились со сторонами по завершению процесса цифровизации государственных закупок и планируем сделать серьезный шаг по дальнейшей либерализации рынка услуг. В части повышения эффективности общего рынка ЕАЭС хотел бы обратить особое внимание на формирование биржевого рынка товаров. При всей, казалось бы, банальности этого направления в действительности мы ориентируемся на внешние центры ценообразования на биржевые товары: следим, как колеблются цены на Лондонском рынке, на голландских, американских рынках. Свою систему ценообразования мы пока не сформировали, а это весьма важная и необходимая инфраструктурная часть перехода на расчеты в национальных валютах. Можно довольно легко имитировать переход на расчеты в национальных валютах, если просто будем разные курсы использовать, но надо кроме национальных валют иметь еще национальные центры ценообразования на товары, чтобы наш рынок был более устойчив и имел больше возможностей. Предполагается развернуть направление по формированию ценовых ориентиров и созданию собственных рынков биржевых товаров, таких как нефть, нефтепродукты, металлы, зерно и т.д. 

Очень интересная новелла предполагается в части антимонопольного регулирования, связанная с необходимостью продвинуться в эффективности защиты конкуренции и на трансграничных рынках пресекать злоупотребления не только корпораций Союза, но и корпораций третьих стран. Пока у Комиссии таких полномочий нет, хотя очевидно, что злоупотребления со стороны крупнейших транснациональных корпораций бывают куда более значительны, чем нарушения добросовестной конкуренции со стороны наших компаний. Стратегические направления переводят по сути на новый уровень работу по обеспечению гарантий качества и безопасности товаров. В рамках технического регулирования предполагается переход на электронные формы, на использование общих методов оценки рисков нарушения требований технических регламентов ЕАЭС. Нужно более плотно работать по стандартизации, в связи с чем предполагается создание Евразийской системы качества обращаемой на общем рынке продукции. И конечно, необходимо добиться единообразного подхода к толкованию и применению технических регламентов Союза, в связи с чем надо существенно поднять требования к работе органов по сертификации, которые сейчас оставляют желать много лучшего. Система идет вразнос, по сути таможенные брокеры занимаются сертификацией, и эта имитация сертификации подрывает не только безопасность потребителей, но и экономическую безопасность. Поэтому Стратегические направления предусматривают повышение требований к органам по сертификации наряду с формированием единого перечня таких органов. Мы хотим предложить сторонам наделить Комиссию полномочиями по исключению из этого перечня тех органов, которые ведут себя недобросовестно и не выполняют общих требований. 

Формирование цифрового пространства Союза – здесь самый сложный вопрос, вызвавший наибольшие дебаты, это обеспечение прослеживаемости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и перемещаемых между государствами-членами. Развернуты большие планы по маркировке товаров, которые вызывают неоднозначную реакцию у бизнеса, поэтому для оптимизации этой работы необходимо активное сотрудничество с деловым сообществом сторон. 

И самая интересная новелла – формирование системы стратегического планирования, которая мыслится как основанная на частно-государственном партнерстве. Предполагается разработка прогнозов экономического развития наших государств, формирование общих приоритетов развития, развертывание программ (особенно в сфере развития инфраструктуры), формирование инвестиционных консорциумов. Совместные кооперационные проекты – это главное содержание нашей работы по интеграции, поскольку именно на основе развития кооперации производств можно наращивать и взаимную торговлю, и совместные инвестиции, и повышать конкурентоспособность наших стран. Не все вопросы мы здесь смогли решить. Главный вопрос – финансирование этих инициатив. У ЕЭК нет своих источников для финансирования проектов. В Стратегических направлениях упоминаются институты развития – Евразийский банк развития и Международный финансовый центр «Астана», но мы планируем подумать о надежных источниках финансирования совместной инвестиционной, научно-технической, кооперационной деятельности как через формирование национальных систем рефинансирования совместных инвестиционных проектов (рассчитываем на активное подключение к этой работе центральных банков сторон, без которых не сможем ни снизить процентные ставки, ни создать систему долгосрочного кредитования развития совместных производств), так и через наделение Комиссии источниками долгосрочного финансирования, которые позволили бы развертывать совместные научно-технические, инвестиционные программы. Здесь можно использовать европейский опыт, направляя для этого отчисления от импортных таможенных пошлин, или, коль скоро стороны отказываются от экспортных пошлин, можно было бы этот инструмент сохранить на союзном уровне. Обсуждается также перспектива введения налога Тобина на валютные спекуляции, который мог бы дать 30 млрд рублей, и т.д. 

И еще один аспект очень важен для развития кооперации – интеграция судебных систем. К сожалению, в этой части мы в Стратегических направлениях не продвинулись, хотя у нас были идеи по созданию Арбитражного суда ЕАЭС, по расширению полномочий Суда ЕАЭС (чтобы он мог рассматривать споры между хозяйствующими субъектами). Прозрачность и эффективность судебной системы необходима, чтобы каждый хозяйствующий субъект на юрисдикции другого государства Союза мог надежно отстаивать свои права, и чтобы решения судов обеспечивались на всей территории ЕАЭС.