hartiya 1140
«Мягкая сила» — не такая уж мягкая

«Мягкая сила» — не такая уж мягкая

На страницах АиФ ру. член Общественного совета при ФТС России, проректор Дипломатической академии МИД России Олег Карпович оценивает «мягкость» китайской силы.

Проректоры Дипломатической академии МИД России Михаил Троянский и Олег Карпович, член Общественного совета ФТС России в статье для Комсомольская правда.ру рассуждают о возможной подоплеке атаки ВСУ на Запорожскую АЭС

За последнее время во всей системе международных отношений произошли необратимые, можно сказать, тектонические изменения. Существенно возросла роль динамичных, перспективных государств и регионов мира, и прежде всего, конечно, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Его страны стали новыми центрами экономического и технологического роста, точками притяжения кадров, капиталов, производств. Среди государств АТР особое место заслуженно принадлежит Китайской Народной Республике.

В условиях обострившейся конкуренции с США и их союзниками Китай намерен в дальнейшем предпринять дополнительные усилия по формированию положительного имиджа страны за рубежом. Для наращивания «мягкой силы» в мире Пекин опирается на популяризацию своих экономических достижений и больше ориентируется на целевую аудиторию.

Эти усилия в большей степени концентрируются на развивающихся странах, которые рассматриваются Пекином в качестве союзников в процессе реформирования нынешнего мирового порядка и становления Поднебесной в качестве глобальной державы.

Китай умело смог воспользоваться ситуацией с COVID-19, когда большая часть западных государств находилась в полной растерянности и отсутствии каких-либо внятных планов по решению первоочередных вопросов, связанных со здоровьем, а зачастую жизнью граждан.

Как отметил президент России Владимир Путин 7 сентября 2022 года на Восточном экономическом форуме: «... На смену эпидемии пришли иные вызовы, также глобального характера, несущие угрозу для всего мира. Имею в виду санкционную лихорадку Запада, его неприкрытые, агрессивные попытки навязать другим странам модели поведения, лишить их суверенитета и подчинить своей воле».

Экономическая мощь Китая была успешно реализована в отношении тех государств, которые ведут с ним активное торгово-экономическое взаимодействие. Популяризация экономической модели Китая позволяет продвигать опыт проводимых им внутренних реформ и преобразований (создание экономических зон, борьба с бедностью, повышение уровня образования среди населения). Данные успехи не могут не вызывать уважения среди государств-партнёров в Азии, Африке и Латинской Америке.

В последние годы Пекин начал предлагать собственные технологические стандарты и производственные ноу-хау как часть «мягкой силы». С 2016 года Китай начал открывать за рубежом центры профессионального образования — мастерская Лубаня. Иностранные граждане получают навыки и профессиональные знания работы на китайском оборудовании, что позволяет создавать условия для последующих инвестиций и локализации производства. Данная китайская активность рассматривается как часть усилий по борьбе с бедностью и повышению уровня жизни стран-партнеров в рамках инициативы «Пояс и путь».

Оказание Пекином материальной и нематериальной помощи развивающимся странам в противодействии коронавирусу также активно была использована Китаем для улучшения собственного имиджа за рубежом. С начала 2021 года КНР предоставила более 100 государствам и международным организациям более 2 млрд доз вакцин. Для этого была даже создана специальная программа «Шелковый путь здоровья».

Политическое руководство КНР считает, что стране давно необходимо наращивать способность высказываться по международной повестке и доносить свою позицию до других участников глобального общения.

Необходимо заметить, что значительно обострилось информационное противоборство с коллективным Западом, в том числе по вопросам, касающимся растущего экономического влияния КНР за рубежом, политики в отношении Тайваня, защиты прав этнических и религиозных меньшинств в Китае.

Председатель КНР Си Цзиньпин давно заявил о необходимости создания такого имиджа Китая, который «заслуживает доверия и который любят и уважают». КНР все острее ощущает необходимость совершенствования политики разъяснения внешнему миру особенностей китайских ценностей, преимуществ, культуры, а также видения состояния и перспектив глобального развития.

Китайские ученые стремятся развивать собственную школу гуманитарных наук с прицелом продвигать национальные теории, концепции, понятия и формулировки в теорию международных отношений, международное право, политологию, социологию и другие науки.

Одновременно с этим растет важность и значимость китайских «мозговых центров», университетов и научных институтов, которые призваны генерировать новые идеи, подходы, а также давать ответы на самые сложные вопросы современности.

В прессе есть много определений стратегического партнерства России и Китая: его называют «неравным партнерством», партнерством выгодным только Китаю, а Россию определяют как «младшего» партнера. С подобного рода определениями невозможно согласиться, поскольку, на наш взгляд, нельзя только с утилитарных позиций оценивать взаимоотношения двух ведущих акторов мировой политики. Безусловно, каждая из них стремится обеспечивать прежде всего свои национальные интересы. При этом сохраняется большое количество возможностей для взаимодействия и сотрудничества. За последний период значительно выросли товарооборот, инвестиции, поставки российских энергоносителей. КНР оказывает нашей стране партнерскую поддержку в условиях принятия коллективным Западом бесчисленного количества экономических санкций, направленных на нанесение максимально разрушительного урона экономике России.

Китай также не приемлет разрушительную логику западных санкций. Наши китайские партнеры видят в центре деловых отношений между странами принципы взаимной выгоды, сотрудничества, сложение потенциалов экономик на благо граждан обеих стран. И в этом огромное конкурентное преимущество нашего сотрудничества, залог его динамичного, долгосрочного развития, темпы которого на протяжении длительного времени устойчиво растут.

Уверены, что в дальнейшем Россия продолжит диалог и взаимодействие с государствами АТР и Китаем по дальнейшему формированию полицентричного мира, который призван стать более справедливым в интересах всех международных участников.

Источник

Другие публикации

Все публикации

Публикации