Эксперты об обязательной  маркировке товаров  маркетплейсов

Эксперты об обязательной маркировке товаров маркетплейсов

Премьер России Михаил Мишустин 29 июля подписал постановление правительства (№ 1351), которое приравнивает маркетплейсы к другим участникам оборота в отношении правил обязательной маркировки продукции. Из документа следует, что с 1 марта 2023 г. онлайн-платформы будут нести ответственность за непередачу сведений в систему «Честный знак» и продажу контрафакта.

Это означает, что любой агрегатор теперь обязан маркировать реализуемый товар, даже если он не хранит эти товары на складе, как это делают крупные владельцы маркетплейсов, например Ozon или Wildberries, объясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев. Юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров напоминает, что сейчас маркировке подлежат обувь, одежда, шины, парфюмерная продукция, велосипеды, питьевая вода, молочная продукция, табачная продукция и некоторые другие товары. Часть из них, по его словам, могут быть контрафактными, потому что их легче всего подделать.

Старший юрист Seamless Legal Владислав Eлтовский утверждает, что новое постановление не меняет существующую ситуацию. Маркетплейсы и до этого должны были соблюдать требования, предусмотренные правилами маркировки, но теперь во избежание сомнений законодатели напрямую указали, что агрегаторы не попадают под исключение.

Некоторые площадки позиционировали себя как курьерские компании, оказывающие исключительно логистические услуги, напоминает представитель «Центра развития перспективных технологий», оператора системы цифровой маркировки «Честный знак». И до принятия постановления, по его словам, добросовестные поставщики таких маркетплейсов могли быть привлечены к ответственности (за непередачу данных о выбытии товара из оборота. - «Ведомости»). Недобросовестные же участники рынка пользовались лазейкой и реализовывали через них немаркированные товары неизвестного происхождения.

Такое решение означает, что ответственность за подачу сведений о маркировке перекладывается с производителя или импортера на маркетплейс, если он принимает товар на свой склад, поясняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. 

Ведомости