hartiya 1140

Большинство предпринимателей ЕАЭС поддерживают введение маркировки

Согласно исследованию «Определение наиболее эффективных путей преодоления трансграничных барьеров на пространстве ЕАЭС с помощью цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров», подготовленном Центром развития потребительского рынка московской школы управления «Сколково», 82% предпринимателей, работающих на территории стран ЕАЭС, поддерживают внедрение маркировки товаров в странах Союза. Среди плюсов от внедрения обязательной цифровой маркировки и прослеживаемости 100% предпринимателей стран ЕАЭС отметили снижение доли контрафактной продукции, 71,4% выделили повышение ее безопасности для потребителей.

По мнению опрошенных предпринимателей, создание системы маркировки поможет увеличить оборот легальной продукции между странами ЕАЭС, минимизировать «серый импорт», а также обеспечить соблюдение законодательных требований государств ЕАЭС, включая уплату обязательных таможенных и налоговых платежей. Построение объединенной системы может стать важным условием для создания пространства доверия в трансграничной торговле и гармонизации таможенного контроля государств ЕАЭС. «Маркировка смещает вес и влиятельность групп в товарных цепочках к легальным компаниям, возрастающая рыночная сила которых через развитие конкуренции играет лишь на руку потребителям. Масштаб изменений в перспективе таков, что условия меняются для всего рынка, и не только России, а и других стран ЕАЭС», - отмечает Илья Ломакин-Румянцев, директор Центра развития потребительского рынка московской школы управления «Сколково». Согласно исследованию, основанному на глубинных интервью с представителями бизнеса, цифровая маркировка и прослеживаемость не только не являются препятствиями, но и при совместном применении представляются одним из наиболее эффективных инструментов для развития экономической интеграции и увеличения легального товарооборота на пространстве ЕАЭС. В ходе исследования также было выделено 26 препятствий, которые могут накладывать ограничения на движение товаров между странами. Большая часть барьеров лежит в регуляторно-нормативной плоскости и социально-экономических различиях государств ЕАЭС. В частности, на данном этапе развитию проекта маркировки препятствует несинхронность в подходах государств-членов к созданию системы (задержки в принятии необходимых регуляторных изменений и т.д.). Респонденты также делают акцент на то, что для эффективной интеграции национальных систем, в первую очередь, необходимо сфокусироваться на следующих мерах: обеспечение взаимного признания электронных цифровых подписей; разработка единых механизмов криптографической защиты средств идентификации; разработка объединенного каталога (реестра) товаров; унификация форм и форматов электронных документов. В исследовании также отмечается, что активное участие бизнеса в развитии системы маркировки позволит не только сформировать у бизнес-сообщества стран ЕАЭС тенденцию к обелению рынка и обеспечить справедливую конкуренцию за счет вытеснения нелегальной продукции, но также снизить контрольную и регуляторную нагрузку для его участников за счёт цифровизации. Кроме того, опрошенные предприниматели отмечают, что вопросы возмещения НДС и процедуры валютного контроля за возвратом валютной выручки должны значительно упроститься в отношении товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, поскольку получение полной картины жизненного цикла товаров позволит автоматизировать предоставление отчетности и получение соответствующих разрешений.

 Источник: ЕЭК