hartiya 1140

Трудности роста легче преодолевать сообща

21 03 2019 1

21 марта состоялось очередное заседание Общественного совета при ФТС России, посвященное обсуждению реформирования таможенной системы в рамках перевода таможенного администрирования в электронный формат, состоянию работы по социальному обеспечению сотрудников таможенной службы и Хартии добросовестных участников ВЭД.

Обсуждение первого вопроса повестки «О ходе работы по реформированию системы таможенных органов, созданию сети электронных таможен и центров электронного декларирования» открыл Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, ответственный секретарь Общественного совета при ФТС России. Он напомнил о том, что в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года к концу 2020 года 95% таможенного декларирования должно осуществляться в 16 центрах электронного декларирования. На сегодня десять из них уже созданы и начали работу: в них оформляется около 60% всего декларационного массива. Понятно, что при таком темпе реформирования избежать проблем и нестыковок невозможно, но, по словам Руслана Давыдова, на практике трудностей оказалось меньше, чем руководством ведомства ожидалось. «В сложной ситуации, возникшей на Московской областной таможне, мы увидели квинтэссенцию тех проблем, которые в принципе могут возникнуть в ЦЭДах», – отметил Руслан Давыдов. Что и неудивительно – загруженность этой таможни максимальна: в будни в ЦЭД МОТ подается более 3 тысяч деклараций в день, причем среди импортных ДТ высока доля многотоварных, включающих 300-400 наименований, ежедневно выпускается 2,6-2,7 тысяч ДТ.  Во многом трудности, возникшие в МОТ, являются искусственными, это результат сопротивления реформированию со стороны некоторой части участников процесса, которых таможенное оформление «в ручном режиме» устраивало больше. Недаром ФТС России отмечает по всем 10 работающим ЦЭДам рост индекса таможенной стоимости товаров и таможенных платежей, одновременно обеспечивается и то самое единообразие применения таможенного законодательства, о необходимости которого постоянно говорят представители бизнеса.

Более подробно с функционированием центра электронного декларирования Московской областной таможни участников заседания ознакомил и.о. начальника МОТ Вячеслав Романовский. Он рассказал, что за время работы ЦЭДа с (с 29 января по 21 марта текущего года) в ЦЭДе оформили товары более 7,5 тысяч участников ВЭД, выпущено свыше 54 тысяч деклараций, в бюджет перечислено более 53 млрд рублей, при этом зафиксировано 9 нештатных ситуаций, по каждой из которых принимались экстренные меры.

Затем начальник Авиационного таможенного поста (ЦЭД), созданного на базе Шереметьевской таможни Елена Мелехова представила информацию о работе новой структуры на воздушном транспорте, которой насчитывается всего три недели (Авиационный ЦЭД запущен 1 марта).

Итоги деятельности всех существующих в настоящее время ЦЭДов за первые пять месяцев представил начальник Главного управления таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков. Он напомнил, что новый вид таможенного органа – электронная таможня – появился лишь в прошлом году, а к концу реформы в стране будет функционировать 9 электронных таможен и 16 ЦЭДов.

От лица участников ВЭД на заседании выступил Евгений Кошкаров, координатор Экспертной группы Общественного совета, озвучивший перечень конкретных проблем, которые возникают у декларантов при работе в новом формате. Он обратил внимание, что выявленные проблемы имеют большей частью технический характер, в связи с чем представители ФТС России, откровенно признавая свои недоработки, призвали и участников ВЭД поработать над собой, в том числе частично пересмотреть свои бизнес-процессы. Именно предпринимательское сообщество настаивало на максимальной автоматизации процесса таможенного оформления, но авторегистрация деклараций и автовыпуск товаров зависят от работы программных средств и каналов связи, которые имеют определенный лимит прочности и, когда нагрузка зашкаливает, дают сбои. А что происходит на практике? Например, в ЦЭД МОТ в пиковые часы (с 11 до 15 ч) подается одномоментно 300-400 ДТ, программные продукты работают в авральном режиме, что соответственно приводит к замедлению выпуска. При этом в будни подается более 3 тысяч ДТ, а в воскресенье – всего около 300. Так может быть, компаниям, которые подают много деклараций, рассмотреть возможность подачи ДТ в выходные дни, предложил Руслан Давыдов и высказал при этом интересную идею: если ФТС внедряет авторегистрацию деклараций, то почему бы бизнесу не организовать у себя автоподачу ДТ? «Мы внедряем цифровые технологии, и участники ВЭД не должны отставать. Мы так же зависим от бизнеса, как и бизнес от нас», – сформулировал афористичный тезис Руслан Давыдов.

Подводя итоги рассмотрению первого вопроса повестки, председатель Общественного совета при Федеральной таможенной службе Леонид Лозбенко отметил, что нынешний год в части исполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года будет самым сложным: «Мы это уже видим. Таможенная служба за этот год должна выстроить новую инфраструктуру, а бизнесу нужно найти новую философию работы с таможней». Действительно, участникам ВЭД пора уже перестраиваться психологически, в том числе готовиться к общению с бесстрастной машиной, которая в отличие от инспектора не подвержена усталости, отвлечению внимания и т.д., поэтому обязательно заметит малейшую ошибку в декларации. Пока бизнес к этому не готов, что особенно ярко проявилось в другой составляющей замедления выпуска товаров в ЦЭДах – не всегда надлежащем уровне компетентности и внимательности декларантов.  Ряд участников ВЭД постоянно допускают одни и те же ошибки при заполнении деклараций, некорректное заполнение граф ДТ приводит к прекращению авторегистрации, соответственно, декларация передается инспектору и далее по цепочке. По словам Елены Мелеховой, на одну КДТ инспектор тратит от 30 минут до 4 часов, в результате замедляется выпуск по всему ЦЭДу. Руслан Давыдов привел такой пример (опять же по ЦЭДу МОТ): в какой-то момент резко упал уровень авторегистрации и пришлось отвлечь 40 человек на регистрацию деклараций в ручном режиме, а цена вопроса – 500 ДТ, которые могли быть выпущены за это время.

Затем представители ФТС России ответили на вопросы участников заседания. Один из членов Общественного совета – Виталий Сурвилло, член Генерального совета и председатель Комитета по таможенному регулированию «Деловой России», подчеркнув, что с глубоким уважением относится к работе Федеральной таможенной службы по переводу таможенного администрирования в цифровой формат, напомнил, что в самом начале, когда эти планы обсуждались с бизнес-сообществом, у предпринимателей сложилось иное понимание новой модели. Предполагалось, что речь идет не о том, что люди физически будут перемещаться в центры электронного декларирования, а о диспетчеризации ДТ в виртуальном пространстве, то есть электронная декларация подается участником ВЭД на некий единый портал и там маршрутизируется, направляясь в тот таможенный орган, в который удобно ФТС России, где и принимается решение по данной ДТ. «А то, что сейчас происходит, – это по сути создание новой структуры таможенной системы», – сказал Виталий Сурвилло и предложил, учитывая количество сопутствующих реформированию проблем, рассмотреть возможность не форсировать дальше этот процесс, несколько притормозить его, предусмотрев переходный период. Руслан Давыдов в ответ разъяснил, у ФТС России с бизнесом нет противоречия при видении новой модели таможенного администрирования: диспетчеризацию деклараций, служба, как и обещала, внедрит, только надо потерпеть, так как сегодня процесс не завершен – диспетчеризация ДТ станет возможной к концу 2020 года, когда структура электронных таможен будет полностью сформирована. «Мы идем по этому пути, – заверил Руслан Давыдов. – Сегодня декларации подаются в единую автоматизированную информационную систему ФТС России, в феврале этого года мы закончили перевод на единые лицевые счета юридических лиц». «Оснований отодвигать планы нет», – считает Руслан Давыдов. – Сегодня есть трудности, но это трудности роста, которые мы преодолеем. Меры по налаживанию работы ЦЭДов и выводу их на полную мощность принимаются, у нас есть четкое понимание, что и как делать для исключения нештатных ситуаций, в том числе у нас большие планы по модернизации программных средств – повышению их интегрированности, доступности информации и т.д.».

Леонид Лозбенко поддержал представителя ФТС России: «Кнопка нажата, возврата назад не будет, – подчеркнул он. – В течение 19-го года, как я уже сказал, будет идти процесс притирки, он сложный, но бизнес не должен позиционировать таможню как сервисную организацию, которая его обслуживает, – таможенный контроль никто не отменял». В результате участниками заседания было принято следующее решение – Общественный совет обобщит выявленные проблемы, структурирует их и передаст в Федеральную таможенную службу, которая проведет необходимую доработку, в т.ч. и программных средств.

Вторым вопросом повестки стало рассмотрение работы по социальному обеспечению должностных лиц таможенных органов – далеко не случайно, поскольку в значительной степени проблемы участников ВЭД связаны с неукомплектованностью ЦЭДов кадрами. Главная причина – неадекватная оплата труда должностных лиц таможенных органов в статусе госслужащих: при переводе в ЦЭДы нагрузка возросла, причем весьма значительно (при плановой средней нагрузке на одного инспектора 15 ДТ за смену на практике обрабатывать приходится минимум 20 ДТ, максимум 40-60 ДТ), а зарплата осталась той же. В качестве временной меры ФТС России использует прикомандирование сотрудников из региональных таможенных органов, но в Москве и Петербурге это опять же упирается в недостаточное денежное содержание, поскольку стоимость жизни в столичных городах в 2-3 раза выше, чем в регионах. Наиболее остро кадровая проблема стоит в ЦЭД МОТ, где укомплектованность составляет всего 50%. В других ЦЭДах ситуация со штатной численностью несколько лучше, тем не менее проблема остается и ее предстоит решить. Одна из ключевых задач на сегодняшний день – повысить денежное содержание таможенных инспекторов. Свою точку зрения высказали член Общественного совета Владимир Кудрявцев, представители Федеральной таможенной службы – Сергей Ханутин, начальник Управления государственной службы и кадров, Юрий Вахняк, начальник Главного управления финансово-экономического управления, и Андрей Соколов, заместитель начальника Главного управления тылового обеспечения. Было отмечено, что одной из главных причин стало понижение статуса Федеральной таможенной службы в системе федеральных органов исполнительной власти (переподчинение ее Минфину). Леонид Лозбенко отметил, что Общественный совет окажет со своей стороны помощь, взяв на себя миссию поднять и обсудить этот вопрос и в Госдуме, и в Совете Федерации, и в Министерстве труда и социальной защиты.

Кроме того, Леонид Лозбенко сообщил приятную новость для компаний, подписавших Хартию добросовестных участников ВЭД. Обратив внимание, что всплеск интереса к Хартии, который наблюдался вначале, постепенно стал затухать (по состоянию на 21 марта Хартию добросовестных участников ВЭД подписали 367 компаний), поскольку бизнес всегда хочет сразу получить для себя какие-то конкретные льготы, председатель Общественного совета объявил, что сегодня первый значимый шаг в этом направлении Федеральной таможенной службой сделан, – для подписантов Хартии в «Личном кабинете участника ВЭД» на сайте ФТС России с 21 марта начал функционировать сервис информирования компаний о том, в какой категории уровня риска они находятся.

В заключение хотелось бы обозначить еще один аспект, затронутый Русланом Давыдовым в ходе заседания. Он призвал представителей бизнеса, комментируя трудности и проблемы, в том числе в СМИ, не основываться исключительно на эмоциях, а все-таки придерживаться фактов, добавив, что улучшение таможенного администрирования является общей задачей таможни и бизнеса, решения которой следует добиваться совместными усилиями, Федеральная таможенная служба к сотрудничеству всегда открыта и готова. Следует признать, что ФТС России действительно с самого начала реформирования проявляет максимальную открытость и в полной мере информирует бизнес-сообщество о имеющихся трудностях, приглашая к совместной работе для оперативного устранения проблем, что и продемонстрировало заседание Общественного совета при ФТС России.

На момент подготовки статьи количество компаний, подписавших Хартию добросовестных участников ВЭД, увеличилось до 441, а количество подписантов Декларации в поддержку Хартии до 80.