hartiya 1140

9 декабря в Санкт-Петербурге состоялось выездное Заседание Общественного совета при Федеральной таможенной службе России (ОС при ФТС России)

 9 декабря в Санкт-Петербурге состоялось выездное Заседание Общественного совета при Федеральной таможенной службе России (ОС при ФТС России)

Первое выездное заседание ОС при ФТС России решено было провести в Санкт-Петербурге по приглашению объединений бизнеса Северо-западного региона, в первую очередь, Гильдии «Гермес», для обсуждения проблематики таможенного администрирования с реальным сектором бизнеса, занятого в международной цепи поставок товаров.

В заседании приняли участие Председатель Общественного Совета при ФТС Л.А. Лозбенко, члены ОС А.А. Астрахань, Г.Г. Петров, советник Председателя ОС С.Н. Каменев, эксперты ОС при ФТС России А.А. Гуляев, П.А. Исаев, А.Ю. Кожанков, А.В. Кириенков, Е.В. Цветкова.
После вступительного слова Л.А. Лозбенко, рассказавшего о текущей работе Общественного совета и планах на 2017 года, выступили представители бизнеса Санкт-Петербурга. Прозвучало много интересных, а порой инновационных предложений.

Евгений Кошкаров, Вице-президент ГК «АРИВИСТ», первый заместитель Председателя Правления Гильдии «Гермес» в своем выступлении «Проблемные вопросы декларирования товаров на основе новых технологических подходов» обобщил видение профессионального бизнеса процесса развития таможенного администрирования. Были высказаны предложения: гармонизировать нормативную базу РФ с нормами ТК ЕАС методом работы специального проектного офиса; перейти к оценке деятельности участников ВЭД на основе объединённого СУР ФТС, ФНС и ЦБ; в системе использования СУР перейти от оценки поставки к оценке контрактной деятельности; объединить работы по внедрению технологии автоматического выпуска импортных товаров с категорированием участников ВЭД.

Провести на базе оформления товаров, поступающих в адреса автопроизводителей, эксперимента по автоматическому выпуску; провести эксперимент по использованию технологии «умной диспетчеризации» оформления ДТ; внедрить инструменты аудита в практику таможенного контроля после выпуска товаров; расширить практику категорирования на профессиональных участников рынка ВЭД; внедрить принципы саморегулирования на рынке услуг таможенных представителей; начать развитие института таможенных аудиторов; внедрить в практику составление Общественным советом ежегодных докладов с оценкой работы ФТС и состояния среды для ведения ВЭД-бизнеса; внедрить в практику проведение на базе ОС общественной оценки всех значимых нормативных документов ФТС; внедрить в сбалансированные показатели эффективности работы таможенных органов, которые будут отражать как эффективность таможенного контроля, так и его необременительность для бизнеса; создать единую шину для информационного обмена всех участников технологического конвейера в морских пунктах пропуска; создать единое окно в цифровой и организационной части; реализовать сквозной и единый электронный документооборот.

Руководитель аппарата уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по Санкт-Петербургу Константин Тимохин в качестве дополнения отметил, что Аналитическое управление ФТС, профильные подразделения РТУ и таможен не обеспечивают единообразного принятия уровней таможенной стоимости на однородные товары при наличии соответствующих документов.

Константин Тимохин предложил в предлагаемой программе развития ФТС РФ до 2020 необходимо предусмотреть раздел: Работа аппарата ФТС с Общественным Советом при ФТС, где регламентировать периодичность проведения рабочих совещаний с участием представителей ВЭД по актуальным проблемам реализации нового Таможенного Кодекса ЕЭК. Также им были высказаны предложения активизировать работу созданных при ОС рабочих комиссий (Комитетов) и в рамках их деятельности наладить взаимодействие с открытым Правительством и соответствующими подразделениями Минфина для совместного обсуждения проблем и выработки конкретных решений; разработать процедуру подготовки предоставления материалов «кейсов» по аналогии с работой центров общественных процедур, когда проводится совещание с участием представители общественных организаций и органов власти, где обсуждаются конкретные проблемы.

С докладом на тему «Повышения эффективности таможенного контроля и снижение субъективных факторов при его осуществлении» выступил Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход». Детализируя действующие, ожидаемые в ближайшее время и перспективные алгоритмы оформления ДТ, эксперт предложил использовать принцип «Перспективную модель организации оптимального подбора алгоритма оформления в зависимости от профиля декларации». Смысл модели профилирования должен заключаться в автоматизированном подборе инспектора, максимально соответствующего профилю декларации, т.е. обладающего соответствующими навыками и компетенциями для контроля определенной ДТ.

Юрий Ковалев высказал также следующие предложения:

  • Для повышения эффективности таможенного контроля и снижения субъективных факторов при его осуществлении необходимо использовать алгоритм профилирования ДТ и инспекторов, уполномоченных на их оформление.
  • Для корректного взаимодействия участника ВЭД и таможенных органов необходимо предоставить ему возможность обращаться с любыми вопросами в ближайший таможенный орган (ЦЭД), для чего необходимо внести изменения в нормативно-правовую базу, наделяющими все таможенные органы дополнительными правами и обязанностями.
  • До реализации этого принципа важно заложить в алгоритм необходимость распределения ДТ на ближайший (ближайшие) к участнику ВЭД таможенный пост (ЦЭД).

Тему «Имплементации действующей нормативной база под новый таможенный кодекс» в своем выступлении раскрыла Анастасия Чурсина, Советник Общественного омбудсмена по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в таможенной сфере. Докладчик отменила, российское таможенное законодательство, нестабильное, с высокой степенью неясности правовых норм, частично утратившее силу, ждет серьезная перестройка в связи со скорым вступлением в силу ТК ЕАЭС, что, очевидно, на ближайшее будущее станет основным направлением совершенствования таможенного законодательства. Бизнес-сообщество хотело бы видеть эту работу системной, комплексной, пакетной, когда необходимые нормативно-правовые акты готовятся и согласовываются одновременно с ведомственными, подзаконными и распорядительными.

Спикером было предложено:

  1. Общественному совету провести совещание с представителями общественных организаций предпринимателей, в том числе региональных и отраслевых, для организации эффективного участия предпринимательского сообщества в работе над приведением национального законодательства в соответствие Таможенному Кодексу ЕАЭС.
  2. Основать совместную работу предпринимательского сообщества и государственных органов над приведением национального законодательства в соответствие Таможенному Кодексу ЕАЭС с применением технологий проектного офиса на площадке Минфина с жесткой централизацией, большой публичностью, четко определенными этапами и сроками подготовки и согласования тех или иных проектов с закреплением по направлениям ответственных экспертов и/или общественных объединений.
  3. Объединить все площадки, закрепить за отраслевыми и общественными организациями определенные направления. Определить единую площадку для формирования и консолидации мнения предпринимательского сообщества. Предлагается рассмотреть в качестве такой площадки АНО АСИ, как финансируемую государством организацию, направленную на сбор, анализ, формирование и представление органам государственного контроля консолидированной позиции предпринимательского сообщества.

По мнению докладчика, создание так называемого «проектного офиса» позволило бы решить указанные проблемы наиболее эффективно.
Своевременный выпуск нормативно-правовых актов, отвечающих совокупности требований, в том числе с учетом мнения бизнеса, возможен при проведении ревизии действующего законодательства, создании регулятором проектов нормативно-правовых актов при условии обсуждения с предпринимательским сообществом в рамках организации согласования позиции предпринимателей с регулятором, а также за счет обеспечения максимальной публичности на всех этапах процесса.

Анастасии Чурсина выступила также с сообщением о развитии законодательства о свободных экономических зонах.

В дополнение Александр Александров, генеральный директор ООО «ИНТРАНС», выступил с практическим предложением по изменению законодательства: рассмотреть возможность снижения обеспечения (размера гарантии) таможенного представителя, исходя из реально подтверждаемой финансовой нагрузки (сколько в ставке за оформление ДТ входит стоимость обеспечения гарантии в зависимости от объёма оформления брокером).
В выступлении Виктора Ковшевного, Директор НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» по проблематике экспорта металлолома прозвучала острая критика таможенного администрирования этого направления экспорта в российских портах. Эксперт не просто обозначил проблематику, он предложил совместно обсуждать пути решения и заверил, что НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» готово применять «Расширенную ответственность экспортеров». Это означает, что по каждому переработчику лома, который является экспортером, предоставлять контролирующим органам любую подробную информацию о физических и материальных потоках, а в случае ошибки одного из своих участников НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» готов взять финансовую ответственность на себя.
Эксперт по информационным технологиям Сергей Гусев в своем докладе «Совершенствование взаимодействия бизнеса и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в рамках механизма "Единого окна"» обратил внимание на то, что десять лет ФТС строит «Единое окно», как и все остальные контролирующие органы. Прогресс – «ноль» - по причине того, что каждый госорган получает финансирование и создает свои программные комплексы, отчитывается об их создании. В результате - миллиардные потери бюджета и топтание на месте.

Эксперт считает необходимо оперативно предпринять три действия:

  1. Осуществить срочный переход от представления и контроля документов (в том числе и электронных) к представлению и контролю сведений (информации) Переход от локального государственного контроля к консолидированному;
  2. стандартизировать процессы и информацию;
  3. определить Федеральную таможенную службу как уполномоченный государственный орган проект построения «Единого окна».

Президент ГК «Балтика Транс» Дмитрий Красильников представил доклад «Саморегулирование таможенных представителей». По мнению выступающего, в результате введения СРО ТП будут реализованы следующие возможности:

  • Увеличение размера финансовых обязательств участников ВЭД перед государством;
  • ликвидация теневого рынка таможенных услуг («серых» брокеров);
  • повышение эффективности собираемости таможенных платежей;
  • уменьшение коррупции;
  • экономия бюджетных средств на оказание госуслуги по ведению Реестра ТП;
  • дебюрократизация и повышение эффективности ведения ВЭД;
  • улучшение качества услуг ТП для участников ВЭД за счет внедрения стандартов и обмена опытом;
  • снижение издержек для ТП за счет снижения расходов на единичное финансовое обеспечение;
  • улучшение инвестиционного климата в стране и рост инвестиционной привлекательности.

В заключение докладчик предложил поддержать инициативу добросовестных предпринимателей, взявших на себя дополнительные обязательства перед государством и потребителем услуг по продвижению проекта по введению саморегулирования таможенных представителей.

Доклад на тему «Применение МДП» представил генеральный директор ООО «Выборг-Транс», член Регионального совета АСМАП в СЗФО Виктор Парасюк. Особо отмечены избыточные ограничения в отношении международных автомобильных перевозок в местах таможенного оформления товаров и необходимость сокращения административных барьеров, препятствующих ведению международных автоперевозок, влияющие на позицию России в рейтинге «DOINGBUSINESS» по показателю «международная торговля».

Предложения перевозчиков свелись к четырем основным позициям:

  1. Обеспечить действие Таможенной конвенции МДП, 1975г. без установленных ФТС РФ ограничений, как на границе, так и во внутренних таможнях.
  2. Отменить рекомендации ФТС РФ импортерам/экспортерам о недопустимости доставки товаров с использованием книжек МДП.
  3. Российской Федерации присоединиться к повышенной гарантии таможенных платежей по книжкам МДП в 100 тыс. Евро.
  4. Не применять на автомобильных пунктах пропуска таможенный контроль в форме полной выгрузки, а в случае необходимости перенести данный контроль на внутренние таможни.

ФТС РФ и Минтрансу РФ навести порядок с весовым оборудованием в автомобильных пунктах пропуска при выявлении небольшой разницы в весе (смещение груза, гигроскопичность и т.д.). В автомобильных пунктах пропуска фиксировать факты отклонения веса с переносом досмотровых операций во внутренней таможне.

Исполнительный директор Представительства корпорации «Американская Торговая Палата» Мария Чернобровкина выступила с сообщением «О системе управления рисками» и предложила восемь пунктов для исправления ситуации:

1. От имени ФТС РФ обратиться в ОАО РЖД (Минтранс РФ) с предложением отмены положений в ведомственных приказах (документах - Уставе РЖД) и регламентах, требующих наличия в экспортных отгрузочных документах штампов таможенного органа выпуска «выпуск разрешен» и личной печати выпускающего инспектора для беспошлинных экспортных грузов. Ускорить переход на электронный документооборот таможенных органов, ОАО РЖД и участников ВЭД. В 2017 профильным управлениям ФТС совместно с ОАО РЖД разработать новые технологические схемы работы по упражнению таможенного оформления и контроля

2. Внести изменения в правила авторегистрации таможенных деклараций беспошлинных экспортных грузов (возможность авторегистрации ТД, подаваемых филиалами, внесение информации в гр. 23 (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.04.2015 N 38)) Сделать открытыми критерии автовыпуска беспошлинных экспортных грузов, связанные с порядком форматно-логистического контроля и заполнением полей ТД.

3. Внести изменения в регламент получения «склада получателя». Не обусловливать запрет получения «склада получателя» с наличием закрытого склада у участника ВЭД. При получении крупногабаритной техники, даже не требующей особых условий хранения, у частника ВЭД должно быть право размещения такого оборудования в месте дальнейшей постоянной эксплуатации или сборки во избежание ее порчи в период неоднократной погрузки – выгрузки на период таможенного оформления и последующего перемещения. При получении участником ВЭД категории Лица с низким уровнем риска (на основании Приказа ФТС России № 732 от 11 апреля 2016 года) не требовать от него денежного обеспечения «склада получателя».

4. В настоящий момент отсутствует обязательное требование размещения таможенных постов в помещениях, имеющих статус федеральной собственности. Считаем необходимым внести ясность в планы такого перевода по постам, находящимся на территориях участников ВЭД.

5. Распространить пилотный проект «Инновационный таможенный пост» (совместный проект Федеральной таможенной службы и Правительства г. Москвы) на Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

6. Внести изменения в Решение Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 разрешив проведение фитосанитарного контроля на территории (складе) получателя. В настоящий момент, в соответствии с вышеуказанным решением, необходимо проходить фитосанитарный контроль в местах окончательного таможенного оформления груза, что негативно сказывается на продолжительности таможенного оформления, при этом по методике Всемирного Банка время прохождения фитосанитарного контроля включается во время процедуры таможенное оформления.

7. Внести изменения в гл. 34 ТК ТС и гл. 31 Федеральный закона (статьи 239-251 ТК ТС) с целью упрощения процедуры таможенного контроля при экспорте уже произведенной продукции с использованием, в частности уменьшение количества отчетов и возможность использования упрощенного учета использованных для производства экспортной продукции сырья и комплектующих, ввезенных по данной процедуре.

8. Перейти от обязательного получения заключения от ТПП (что дополнительно стоит и требует раскрытия информации) на предоставление данной информации напрямую ФТС от производителя по согласованному формату до предоставления отчетности. При этом оставить возможность обращения к ТПП в случае возникновения разногласий.

Подводя итоги мероприятия, Председатель Общественного Совета при ФТС Леонид Лозбенко подвел итоги встречи членов Общественного Совета с предпринимателями. Он особо отметил авангардную роль предпринимателей Санкт-Петербурга и поблагодарил участников, выступления содержали не только критику таможенного администрирования, а были подняты реальные проблемы, и, что самое главное, прозвучали конструктивные предложения от бизнесменов по исправлению положения.

Закрыл мероприятие Сергей Зимин (помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе). Спикер обратил внимание, что развитие внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствующих округов и развитие транзитного потенциала является стратегической работой полномочного представителя Президента и сообщил о готовности оказания помощи участникам ВЭД в случаях ущемления их прав при ведении деятельности, вызванных принятием неправильно оцененных законов и нормативных актов. При этом выступающий подчеркнул, что «должна быть сделана максимально взвешенная и правильная оценка, политически правильная, экономически просчитанная и в правовом смысле грамотно подготовленная, и только тогда мы сможем использовать механизмы, имеющиеся у Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации».