hartiya 1140
Текущие проблемы требуют оперативного решения

Текущие проблемы требуют оперативного решения

31 мая состоялось выездное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике на базе Санкт-Петербургской ТПП.

31 мая состоялось выездное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике на базе Санкт-Петербургской ТПП

Заседание провел заместитель председателя Общественного совета при ФТС России, председатель Совета ТПП России по таможенной политике Георгий Петров, с приветственным словом к участникам обратилась Елена Желтухина, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. По первому вопросу повестки выступил Денис Дюжечкин, начальник отдела обеспечения контроля специфических товаров Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, который рассказал, как таможенники обеспечивают соблюдение мер нетарифного регулирования и специальных экономических мер. Он напомнил, что в прошлом году для минимизации последствий западных санкций были введены запреты и ограничения на вывоз ряда товаров по перечням, утвержденным постановлениями Правительства РФ от 9.03.2022 № 311, 312 и 313. Спикер сообщил, что в рамках исполнения данных документов таможенными органами предотвращен вывоз более 38 тысяч тонн различных категорий товаров. Чтобы помочь участникам ВЭД адаптироваться к введенным ограничениям и минимизировать их издержки, таможенниками проводится разъяснительная работа. «Также по предложениям бизнеса вносятся изменения в перечни товаров, запрещенных либо ограниченных к вывозу. За прошедшее время вышло уже восемь таких постановлений, и эта работа продолжается, – отметил докладчик. – Кроме того, возможен вывоз товаров из данных перечней по временным разрешениям на вывоз, которые выдаются на основании предложений профильных министерств и ведомств. За период действия названных постановлений было выдано 189 таких разрешений. Рекомендуем участникам ВЭД в случае необходимости обращаться непосредственно в уполномоченные госорганы за получением разрешений на вывоз». Завершая свое выступление, Денис Дюжечкин подчеркнул: «По нашему мнению, острые вопросы в настоящее время отсутствуют». 

Однако, как выяснилось в ходе обсуждения, проблемы у бизнеса все-таки есть. Так, Евгений Гетманов, адвокат, партнер Международной партнерской сети юридических и консалтинговых компаний Customs & Corporate Lawyers, проинформировал о затруднениях бизнеса, связанных с временно ввезенной спецтехникой (группа 84 ТН ВЭД ЕАЭС). По его словам, к нему обратились несколько компаний, которыми в 2020-2021 годах была ввезена строительная техника по таможенной процедуре временного ввоза. В марте прошлого года эта техника попала в перечень запрещенных к вывозу товаров по постановлению № 311. Действие запрета дважды продлевалось (последний срок – до конца этого года), и нет гарантии, что он не будет продлен и далее. Проблема состоит в том, что срок временного ввоза заканчивается или закончился, и таможенными органами предлагается лишь два варианта: оформить спецтехнику под процедуру выпуска для внутреннего потребления или под процедуру таможенного склада. К тому же, если срок закончился, возбуждается дело об административном правонарушении по статье 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Евгений Гетманов обратился к Совету ТПП с просьбой поддержать его идею по выходу из ситуации – продлить срок временного ввоза для таких товаров до окончания действия запрета на их вывоз. К сожалению, докладчик не сообщил, пытались ли данные компании в течение года, который прошел с выхода постановления № 311, воспользоваться одним из способов, о которых рассказал Денис Дюжечкин. В приложении к этому документу содержится большой перечень товаров из группы 84, вывоз которых возможен на основании временных разрешений. Но даже если спецтехники, о которой идет речь, в этом перечне нет, за год было издано восемь постановлений, которыми из-под запрета выведен целый ряд товаров, в том числе ввезенных по таможенной процедуре временного ввоза. Почему пострадавшие участники ВЭД не обратились в Минпроторг за решением своего вопроса или, если обращались, по какой причине получили отказ, осталось неизвестным. 

В свою очередь Константин Курочкин, руководитель КА «Таможенный адвокат» АПМО, представил обзор трудностей, возникающих у более широкого круга импортеров. Он подчеркнул, что по статистике ФТС за 2022 год на 6% возросло количество дел об административных правонарушениях в целом, а за первый квартал этого года на 19% увеличилось число дел об АП по статье 16.3 КоАП России (несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров). Особое внимание спикер уделил статье 226.1 Уголовного кодекса РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов». По его словам, эта статья опасна тем, что она отсылочная, и туда попадают материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании вооружения и т.д. Докладчик привел примеры, когда участники ВЭД неожиданно для себя попадали под этот состав. Так, Росгвардия поставила на вооружение радиостанцию, первоначально предназначенную для охотников и рыбаков, и теперь импортер, не имеющий разрешения Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, подлежит уголовной ответственности. В качестве профилактики таможенных правонарушений Константин Курочкин рекомендовал участникам ВЭД до заключения контракта обязательно проработать логистику и имеющиеся ограничения с обеих сторон, а также провести внимательный анализ внешнеторгового договора и иных коммерческих документов на предмет соответствия действующему законодательству ЕАЭС и РФ. 

Бóльшую часть времени заседания заняла дискуссия, связанная с привлечением участников ВЭД к ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП России (сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и/или об объеме товаров при прибытии, убытии либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения). Анастасия Чурсина, член правления Гильдии профессионалов ВЭД «Гермес», и Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА», раскрыли суть проблемы. В последние три года к ответственности по этому составу все чаще привлекаются таможенные представители, перевозчики и экспедиторы. Речь идет о пресловутом несоответствии фактического веса товара заявленному в транзитной декларации. Таможенные органы, возбуждая дела об АП, ссылаются на статью 84 ТК ЕАЭС, где говорится, что «декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем». Поэтому ФТС настаивает на том, что все участники правоотношений имеют право на осмотр и измерение количества товара в транспортном средстве. Представители бизнеса со своей стороны утверждают, что теоретически право есть, но на практике таможенный представитель получает такую возможность только с момента подачи декларации на товары, а перевозчики и экспедиторы провести осмотр в автомобильных пунктах пропуска не могут из-за отсутствия временнóго лага. К обсуждению подключились другие участники заседания, которые подтвердили, что действующая в МАПП технология не позволяет осмотреть груз. Сегодня пересечь таможенную границу без предварительной информации нельзя, при подаче ПИ ей присваивается номер, который при прибытии в пункт пропуска водитель сообщает таможенному органу, после чего предварительная информация автоматически превращается в транзитную декларацию. Позицию таможенных органов озвучила Юлия Ашихмина, начальник отдела методологии применения законодательства Управления таможенных расследования и дознания ФТС России. Она отметила, что этот вопрос поднимался неоднократно, и в конце прошлого года бизнесом был представлен законопроект, в котором предлагалось установить порог непривлечения к ответственности по данной статье (допускался перевес в 5%). «Этот проект не только Федеральной таможенной службой не был поддержан, но и отвергнут правительством как не соответствующий праву ЕАЭС, – проинформировала Юлия Ашихмина. – Мы исходим из обязанностей участников ВЭД так, как они прописаны в таможенном законодательстве. По законодательству если у перевозчика есть обязанности, они должны быть выполнены, за их неисполнение наступает ответственность». Представитель ФТС напомнила, что данный состав подпадает под понятие «незаконное перемещение», а согласно статье 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары, и солидарную обязанность с ними несут лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. «Позиция таможенных органов по солидарной обязанности подтверждена судебными инстанциями, в том числе высшими», – подчеркнула Юлия Ашихмина. Она добавила, что, по мнению ФТС, лица, о которых идет речь, имеют возможность проверить достоверность сведений о весовых характеристиках товара до начала таможенного контроля. Так, приказом Минтранса от 17.09.2021 № 316 в рамках транспортного контроля предусмотрена возможность выдачи водителю уведомления о выявленных несоответствиях весовых или габаритных параметров транспортного средства. В ответ на реплики участников заседания о том, что на практике это сделать невозможно, Юлия Ашихмина сказала: «Значит надо работать на более ранних этапах с тем, чтобы в предварительной информации была указана достоверная информация». Резюмируя состоявшуюся дискуссию, Анастасия Чурсина сообщила, что ввиду расхождения позиций ФТС и бизнеса в этом вопросе, экспертами подготовлена поправка в статью 84 Таможенного кодекса (в рамках второго протокола о внесении изменений в ТК ЕАЭС), которой предписывается в подобных случаях исходить из практики делового оборота в контексте транспортного законодательства. Сейчас эта инициатива рассматривается в РСПП. «Предлагаем активно участвовать в обсуждении этой поправки, когда она будет проходить согласование, и просим Торгово-промышленную палату РФ нас поддержать», – обратилась Анастасия Чурсина к участникам встречи.

Завершилось заседание кратким выступлением Дениса Грязина, начальника отдела развития технологий после выпуска Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Он рассказал об эксперименте по таможенному мониторингу. Срок его проведения – с 3 апреля 2023 года до 1 ноября 2024 года, участвовать в нем могут уполномоченные экономические операторы и участники промышленных кластеров. Нормативная база включает федеральный закон от 14.07.2022 № 314, постановление Правительства РФ от 16.02.23 № 240 и приказы ФТС России от 13.03.2023 № 174 и от 23.03.2023 № 224. Суть эксперимента состоит в том, что таможенный орган раз в квартал анализирует показатели внешнеторговой деятельности компании, установленные постановлением № 240. При выявлении одного из показателей проводится сверка в автоматизированном режиме сведений из деклараций участника эксперимента со сведениями из его системы учета товаров. После анализа таможенный орган направляет компании заключение с указанием на наличие или отсутствие признаков нарушения таможенного законодательства. Компания может признать эти выводы и принять меры по устранению нарушений либо уведомить таможенный орган о своем несогласии, приложив необходимые документы. Но пока все это только теория: поскольку эксперимент стартовал 3 апреля, дата первого расчета показателей – 3 июля. Подводя итоги заседания, Георгий Петров предложил спикерам, вносившим предложения по изменению законодательства, сформулировать свои инициативы и представить в Совет. «Мы их поддержим и направим в уполномоченные органы», – пообещал Георгий Петров.

ОС ФТС