hartiya 1140
Время требует активного участия бизнеса

Время требует активного участия бизнеса

28 февраля состоялось совместное заседание Совета ТПП России по таможенной политике и Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, на котором обсуждались перспективы развития института уполномоченных экономических операторов и предложения по декриминализации составов уголовного законодательства, относящихся к таможенным преступлениям.

28 февраля состоялось совместное заседание Совета ТПП России по таможенной политике и Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, на котором обсуждались перспективы развития института уполномоченных экономических операторов и предложения по декриминализации составов уголовного законодательства, относящихся к таможенным преступлениям

Первый вопрос повестки был посвящен обсуждению причин, препятствующих развитию института уполномоченных экономических операторов (УЭО). О работе Евразийской экономической комиссии над внедрением программы УЭО в Союзе рассказал Сергей Владимиров, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК. В своем докладе он подчеркнул, что все правовые условия для функционирования этого института в ЕАЭС созданы, но развивается он крайне низкими темпами. «В настоящее время в Союзе всего около 500 уполномоченных экономических операторов, из которых в Белоруссии 293, в РФ 172, в Казахстане около 16, в Киргизии 2, в Армении вообще нет, – отметил Сергей Владимиров. – Безусловно, тому есть и объективные причины, такие как пандемия и неблагоприятная международная экономическая ситуация. Однако, на наш взгляд, сегодня необходимо обратить внимание на следующие факторы: непонимание преимуществ от получения статуса УЭО ввиду недостаточной разъяснительной работы как государств Союза, так и Комиссии; неоправданные ожидания из-за негативной практики; различные толкования правовых норм, в том числе по условиям получения статуса УЭО; ограничения в применении упрощений на всей территории ЕАЭС». В связи с этим ЕЭК наметила ряд направлений дальнейшей работы для придания нового импульса развитию этого института. Во-первых, необходимо обеспечение единообразной практики применения упрощений. Во-вторых, Комиссия планирует ввести новые упрощения для УЭО. Докладчик сообщил, что в прошлом году обсуждалось предложение российского бизнеса предоставить особые упрощения таможенным представителям со статусом УЭО, но пока оно не нашло поддержки со стороны партнеров по Союзу, поэтому решено продолжить дискуссию в рамках подготовки второго проекта Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС. «Нам хотелось бы, чтобы бизнес активнее принимал участие в обсуждении данного вопроса, – подчеркнул Сергей Владимиров. – Третье направление – разработка типовых требований к системе учета товаров УЭО. Вопрос достаточно сложный. Мы прекрасно понимаем, что каждый участник ВЭД хочет максимально обезопасить свою деятельность и неохотно идет на предоставление информации из системы учета таможенным органам, поэтому эксперты Комиссии подходят к подготовке таких требований рационально, так чтобы они не стали формальными, с одной стороны, и малополезными – с другой. По нашему мнению, утверждение типовых требований к системе учета УЭО обеспечит возможность расширения упрощений. Четвертое направление – заключение с торговыми партнерами ЕАЭС соглашений о взаимном признании УЭО. Мы неоднократно слышали во время переговоров от коллег из третьих стран, что они готовы начать подготовку соответствующих соглашений, но в Союзе сегодня очень сложная ситуация с количеством операторов – оно должно быть сопоставимым. Этот вопрос необходимо решать и по возможности быстрее, поскольку такие соглашения позволят нашим участникам ВЭД продвигать свои товары на рынках третьих стран, то есть институт УЭО может стать важнейшим элементом продвижения нашего экспорта. Но для этого нам надо совместно с таможенными службами государств ЕАЭС и бизнесом проанализировать проблемы экспортеров в тех странах, в которые поставляются их товары. Тогда мы сможем нашим потенциальным партнерам ставить эти вопросы при обсуждении содержания проектов соглашений». 

Следующая выступающая – Вильгельмина Шавшина, председатель Комитета по таможне и транспорту Ассоциации европейского бизнеса, кратко обозначила положительные и негативные стороны практического применения упрощений УЭО в России. Позитивными аспектами являются следующие: уполномоченные экономические операторы априори находятся в категории низкого уровня риска и подвергаются меньшему объему проверок в рамках таможенного контроля по сравнению с другими участниками ВЭД. Выпуск до подачи декларации, отсутствие необходимости предоставлять обеспечение, возможность маркировки на своих площадках также являются преимуществами, особенно с точки зрения финансов, хотя, как отметила докладчица, затраты на получение самого статуса УЭО окупаются лишь через полтора-два года. Среди проблем, которыми обусловлено отсутствие интереса бизнеса к получению свидетельства УЭО, Вильгельмина Шавшина выделила пять основных. Во-первых, невозможен выпуск маркированных товаров до подачи ДТ; во-вторых, упрощение в виде первоочередного порядка выпуска деклараций УЭО не работает, поскольку для этого нет необходимых программных продуктов и инфраструктуры. Третья проблема – сложности в предоставлении доступа таможенных органов к системе учета товаров УЭО: российские таможенники требуют предоставления доступа ко всем процессам компании, что влечет за собой необходимость перестраивания внутренних бизнес-процессов и внедрения дорогостоящих IT-решений. Наконец, тормозят рост количества операторов длительный процесс получения статуса УЭО и большая сумма обеспечения исполнения обязанностей уполномоченных экономических операторов (1 млн евро). Соответственно, предложения по решению этих проблем, которые обозначила докладчица, – это внесение изменений в решение Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 171 (предусмотреть в заявлении о выпуске до подачи ДТ указание сведений о маркировке); внедрение такого инструмента, как витрина данных; упрощение процесса получения статуса и снижение суммы обеспечения УЭО. Импульсом для прорывного развития института УЭО Вильгельмина Шавшина считает внедрение таможенного мониторинга: она напомнила, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 с 3 апреля 2023 года по 1 ноября 2024 года будет проводится эксперимент по таможенному мониторингу, участниками которого станут уполномоченные экономические операторы. Таможенный мониторинг – это инструмент, в рамках которого таможенный орган комплексно оценивает деятельность участника ВЭД, идентифицирует таможенные риски и предоставляет участнику ВЭД возможность самостоятельно их оценить и минимизировать, устранив выявленные ошибки (при этом в период таможенного мониторинга выездные таможенные проверки не проводятся).  

Продолжая тему доступа таможенных органов к системе учета операторов, Вера Волкова, директор Группы цифровых технологий и трансформации бизнеса Б1, представила разработку своей компании. Программный инструмент «таможенная витрина» работает как шлюз между системой учета участника ВЭД и таможенной службой, то есть инспектор не входит в учетную систему компании: «таможенная витрина» позволяет загрузить все необходимые данные, сформировать программные пакеты и отправить в ФТС по запросу таможенной службы. В ходе завязавшейся дискуссии один из участников заседания предложил передавать такие данные просто через информационного оператора. По словам Веры Волковой, такой вариант не исключается, но при этом возникает вопрос ответственности: захочет ли импортер предоставлять данные из своего учета, в том числе бухгалтерского и складского, третьему лицу. Павел Исаев, ответственный секретарь Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, выступил с инициативой создания универсальной платформы, на которой регуляторы смогут получать все необходимые им данные, не заходя глубоко в систему учета компаний. В свою очередь представитель действующего УЭО – Александр Максимов, директор по взаимодействию с госорганами ООО «Марс», отметил, что проблема в отношении системы учета состоит не только в обеспечении доступа к ней таможенных органов, но и в ее организации. Он поддержал намерение ЕЭК разработать типовые требования к системе учета товаров УЭО, поскольку именно здесь «спотыкаются» многие компании, которые в принципе не прочь получить этот статус. «Из бесед с участниками рынка выясняется, что не все понимают, как применять требования к системе учета УЭО, предусмотренные ТК ЕАЭС. Они говорят: ˝проверку мы пройдем, но как выполнить требования к системе учета? ˝ Разработка Комиссией унифицированных требований к системе учета операторов поможет таким компаниям и позволит популяризировать этот институт», – подчеркнул Александр Максимов. Обобщая выступления спикеров, модератор заседания Георгий Петров, председатель Совета ТПП России по таможенной политике, акцентировал внимание еще на том аспекте, что в России имеется очень большой потенциал для увеличения количества уполномоченных экономических операторов – это компании, включенные ФТС в категорию низкого уровня риска, их сегодня в стране насчитывается около 10 тысяч. 

Подвел итоги дискуссии Александр Ступников, начальник отдела переработки и завершающих таможенных режимов Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы. Прежде всего он ответил на вопрос, неоднократно звучавший во время обсуждения: есть ли среди российских операторов экспортеры и почему этот статус ими не востребован? «Если мы говорим о тех, кто не только ввозит товар, но что-то производит и отправляет на экспорт, то таких организаций больше 50%, так как у нас производственников среди УЭО около 70%, – сказал Александр Ступников. – Но надо понимать, что сегодня этот статус получают в основном для облегчения импорта, поскольку для экспорта современные технологии таможенного администрирования создают максимум упрощений (автовыпуск, минимальные запреты и ограничения), то есть все сделано для того, чтобы товар как можно быстрее покидал территорию РФ». Для того, чтобы заинтересовать экспортеров в получении статуса УЭО, по мнению докладчика, нужно внедрять новые упрощения, причем входящие в компетенцию не только ФТС, но и иных контролирующих госорганов. Он сообщил, что таможенной службой в прошлом году был разработан пакет дополнительных упрощений, по которому Минфин сейчас проводит согласование с заинтересованными ФОИВ, и призвал представителей бизнеса к активному участию в этой работе. «Мы хотели бы получать обратную связь – какие еще специальные упрощения вам были бы интересны, а также хорошо ли работают действующие упрощения: может быть, недостаточное снижение уровня контроля или какие-то проблемы при оформлении возникают», – отметил Александр Ступников. Комментируя высказывание Георгия Петрова о возможности расширения состава операторов за счет компаний низкого уровня риска, он пояснил, что с точки зрения таможенных операций при декларировании участники ВЭД из этого сектора имеют практически те же преимущества, что и УЭО, поэтому сегодня у них нет стимула получать данный статус, тем более что это требует больших финансовых затрат. ФТС считает, что заинтересовать эти компании в получении статуса операторов можно путем заключения соглашений о взаимном признании УЭО с иностранными государствами, и активизирует деятельность в этом направлении. С 1 октября 2022 года действует Протокол о взаимном признании с КНР. «С китайской стороны в нем участвуют организации наивысшего уровня доверия (около 5 тысяч). Каждый месяц мы рассылаем перечень китайских организаций наивысшего уровня доверия в адрес наших операторов, чтобы они поискали контрагентов, – рассказал Александр Ступников. – Правда, пока с нашей стороны в этом проекте могут принимать участие операторы только со свидетельствами III типа, но в этом году планируется распространить его на всех российских УЭО, что станет стимулом для получения этого статуса экспортерами, поставляющими товары в Китай». При заключении соглашений с другими странами УЭО всех типов будут участвовать в них по умолчанию. В этом году планируется подписание таких соглашений с Узбекистаном и Ираном (там уже проводятся внутригосударственные процедуры согласования), а также с Индией и Турцией. В заключение докладчик обозначил еще одно средство увеличить количество УЭО в России. По его словам, внесение обеспечения исполнения обязанностей УЭО в размере 1 млн евро на практике себя не оправдало. «У нас было много случаев, когда задолженность превышала эту сумму и впоследствии не была погашена. При этом после вступления в силу ТК ЕАЭС у нас не было проблем с теми организациями, которые включались в реестр УЭО при соблюдении критериев финансовой устойчивости. Поэтому с нашей точки зрения стоит подумать над тем, чтобы распространить требования финансовой устойчивости и на свидетельства I типа тоже. По нашему мнению, это привлекло бы больше организаций в реестр УЭО, в том числе и экспортеров, потому что под финансовую устойчивость могут попасть многие», – резюмировал Александр Ступников.

По второму вопросу повестки – о предложениях по декриминализации статей Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ, относящихся к таможенным преступлениям, с сообщениями выступили Вильгельмина Шавшина и Константин Курочкин, руководитель Коллегии адвокатов «Таможенный адвокат». Вильгельмина Шавшина озвучила инициативу Ассоциации европейского бизнеса по внесению изменений в статью 194 УК России «Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица» – предлагается повысить размер крупного ущерба до 4 млн рублей, а особо крупного – до 20 млн рублей. Константин Курочкин выступил с предложением вывести из уголовного законодательства статью 226.1. УК России «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, …..». По мнению Константина Курочкина, по этим составам достаточно административной ответственности, так как санкции по статье 16.2 КоАП России крайне жесткие. Комментируя выступления коллег, Павел Исаев сообщил, что сейчас ожидается выход списка поручений правительству по итогам Послания Президента РФ к Федеральному Собранию, в котором была поставлена задача вернуться к пересмотру ряда норм Уголовного кодекса по экономическим составам. «В рамках реализации поручений Президента России мы будем предлагать инициативы по декриминализации экономических составов уголовного законодательства и смотрим на перспективу реализацию этих инициатив достаточно позитивно», – подчеркнул Павел Исаев.

ОС ФТС

Мероприятия

Все мероприятия