hartiya 1140
Преодолевая проблемы

Преодолевая проблемы

2-3 февраля представители бизнеса, Экспертно-консультативного совета, ФТС России и РТА в режиме онлайн обсудили особенностей ведения внешнеторговой деятельности в текущей непростой ситуации.

2-3 февраля представители бизнеса, Экспертно-консультативного совета, ФТС России и РТА в режиме онлайн обсудили особенностей ведения внешнеторговой деятельности в текущей непростой ситуации

Открыла конференцию Галина Баландина, руководитель Центра поддержки ВЭД, которая обозначила главные тенденции госрегулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях. При этом она отметила, что долгосрочные тренды сейчас просчитать невозможно. «Трудно прогнозировать, что будет завтра, – подчеркнула докладчица. – Неопределенность – вот превалирующее слово. Мы не понимаем, сколько будут длиться введенные временные меры, и это очень плохо для экономики». Галина Баландина считает, что таможенному регулированию в этом смысле еще повезло, поскольку есть скрепы в виде права Союза.  Но и здесь есть определенные проблемы - первый пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС был подготовлен, но 31 января в ходе очередного обсуждения выяснилось, что после юридической экспертизы ЕЭК идет откат чуть ли не к первоначальному этапу. Если говорить о самих поправках, то очень ценно, что любой предприниматель через РСПП или ˝Деловую Россию˝ может дать свои предложения по внесению изменений в ТК ЕАЭС, но, по ее ощущениям, в итоге получается ˝лоскутное˝ регулирование. Каждая компания вносит предложения по решению своих проблем, при этом комплексной работы, как это предложение отразится на других нормах кодекса, ЕЭК не ведет. Бизнес уже видит, когда из-за изменения тех или иных положений в контексте других норм появляются ограничения. Завершая свое выступление, Галина Баландина дала высокую оценку работе российского предпринимательского сообщества в нынешний тяжелый период: «То, что в России не произошло страшного обрушения экономики в условиях санкций, – это в основном заслуга бизнеса».  

О том, какие усилия предпринимало государство, на примере таможенной службы показала Юлия Ашихмина, начальник отдела методологии применения законодательства Управления таможенных расследований и дознания ФТС России. Перед таможенниками встала сложная задача: контролировать соблюдение актов, запрещающих или ограничивающих вывоз наличных средств и отдельных категорий товаров, и при этом крайне осторожно применять нормы статьи 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. «ФТС рекомендовала таможенным органам по каждому факту правонарушения давать объективную оценку вины лица с учетом даты вступления в силу актов президента и правительства, даты принятия госорганами порядка выдачи разрешений на вывоз товаров, фактическую возможность лиц получать такие разрешения, дату и время перевозки, фактический вывоз перевозчиком, дату регистрации таможенных деклараций и иные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии или отсутствии вины в деяниях лиц, – пояснила Юлия Ашихмина. – Кроме того, в условиях санкций таможенным органам рекомендовано при применении мер в виде изъятия или ареста предметов административного правонарушения в каждом конкретном случае принимать во внимание статус лиц, деловую репутацию, социальную значимость товаров, наличие производства, количество рабочих мест, наличие фактов правонарушений в предыдущей деятельности и иные обстоятельства». Докладчица также отметила, что таможенными органами активно применяются нормы принятых в прошлом году законов, смягчающих ответственность за совершение административных правонарушений: в 2022 году было назначено более мягкое наказание по почти 44 000 дел об АП (замена штрафа на предупреждение, одно наказание за несколько однородных правонарушений, штраф в минимальном размере и т.п.). 

Следующую тему конференции – проблемы при определении таможенной стоимости товаров – осветили Ольга Сокольникова, заведующая кафедрой таможенных доходов и тарифного регулирования Российской таможенной академии, и Александр Мякота, генеральный директор ООО «Корпоративный онлайн университет». Ольга Сокольникова озвучила позицию таможенной службы по включению в таможенную стоимость дивидендов, а также по уплате пеней при увеличении таможенной стоимости. Александр Мякота рассказал о проблеме с подтверждением транспортных расходов по территории РФ. Также он обратил внимание на решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.01.2023 № 11, которым установлено, как учитывать транспортные расходы в таможенной стоимости товаров, ввозимых железнодорожным транспортом. В заключение спикер напомнил, что при возникновении проблем можно позвонить на «горячую линию» на сайте ФТС. «Ваша беседа будет иметь статус консультирования. И если направить письмо на ˝горячую линию˝, тоже отвечают достаточно быстро. ФТС сейчас демонстрирует клиентоориентированность, за что мы службе очень благодарны», – подчеркнул Александр Мякота.

Выступление Марины Лякишевой, руководителя проекта по техрегулированию ООО «Астема Групп», было посвящено анализу изменений в сфере технического регулирования в условиях санкций. По ее мнению, если введенными позитивными для бизнеса упрощениями процедуры оценки соответствия воспользуются недобросовестные участники ВЭД, то риски несоответствия требованиям безопасности ввозимой продукции могут повыситься. «Здесь должен быть найден баланс», – выразила свое мнение Марина Лякишева. 

Галина Донцова, руководитель группы таможенного права российской налоговой и таможенной практики фирмы «Некстонс», проинформировала о грядущих изменениях в регулировании электронной торговли. Она напомнила, что распоряжением Коллегии ЕЭК от 16.08.2022 утвержден проект Протокола о внесении изменений в ТК ЕАЭС, а 2 марта вступает в силу приказ Минфина от 26.04.2022 № 62н, определяющий требования к операторам электронной торговли. При этом приказ противоречит положениям Протокола, соответственно будущим нормам кодекса (он предусматривает более жесткие условия для операторов электронной торговли), однако ни Минфин, ни ФТС не видят в этом проблемы, отметила Галина Донцова. 

Юрий Ковалев, член правления гильдии «Гермес», координатор от бизнеса комиссии Экспертно-консультативного совета при ФТС России, представил обзор новаций в области таможенного администрирования. По мнению спикера, самой существенной из них является частичная легализация параллельного импорта. Но на практике у бизнеса возникают проблемы, одна из которых – разница в подходах различных таможенных органов при оформлении таких товаров. «Разные ЦЭДы просят разные документы: кому-то достаточно сфотографировать товар, а кто-то требует показать всю цепочку покупок, ведущую к производителю, – рассказал Юрий Ковалев. – Мы даже вынесли этот вопрос на заседание ЭКС. Нам обещали, что в феврале будет проведен вебинар, где участникам ВЭД разъяснят позицию ФТС, уже доведенную до таможенных органов. Поэтому раскрывать цепочку покупок, скорее всего, просить не будут: купили и купили, главное, чтобы товар был оригинальный, не контрафактный – это надо будет подтвердить фотографиями товара». По словам докладчика, на том же вебинаре обещано снять также проблему отказа таможенных органов принимать документы о соответствии на ввозимую в рамках параллельного импорта продукцию, выданные в других странах ЕАЭС.

Обсуждение темы параллельного импорта продолжилось в ходе круглого стола «ВЭД в условиях санкций и контрсанкций». В качестве основного докладчика выступил Анатолий Семенов, генеральный директор Ассоциации параллельного импорта. Он начал с констатации факта, что в условиях санкций параллельный импорт является одним из немногих инструментов, позволяющих избежать дефицита необходимых товаров. Спикер напомнил, что в конце 2002 года существовавший в России международный принцип исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности был заменен на национальный, а впоследствии на региональный в рамках Таможенного союза/ЕАЭС. Также он обозначил ошибки госорганов, сделанные, по его мнению, при частичной легализации параллельного импорта после введения западных санкций, и привел ряд примеров, свидетельствующих о том, что арбитражными судами и Судом по интеллектуальным правам до сих пор принимаются решения в пользу правообладателей из недружественных стран в ущерб интересам российской экономики. В дискуссии по этому вопросу приняли участие Михаил Тюнин, главный специалист Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента, и Галина Баландина. Михаил Тюнин акцентировал внимание на рисках, которые несет разрешение параллельного импорта, – это прежде всего возможность появления на рынке фальсифицированной (то есть небезопасной) продукции, а также трудности с исполнением производителем гарантийных обязательств. Со своей стороны Галина Баландина высказала мнение, что в сегодняшних условиях государству важнее сосредоточиться на контроле безопасности товара для потребителя.

Вторая часть круглого стола была посвящена финансовым аспектам внешнеэкономической деятельности. Наталья Крючкова, эксперт в области банковской деятельности и валютной политики, в своей презентации показала, как идет девалютизация международных расчетов. «В прошлом году Центробанк объявил новую политику – девалютизация финансового рынка. По определению ЦБ это перевод в национальные валюты, а я добавила бы от себя, что речь идет о переводе всех наших активов в менее токсичные валюты (токсичные – это валюты недружественных стран)», – пояснила докладчица. По ее словам, количество торгов в долларах и евро стабильно снижается и растут торги в нетоксичных валютах – на начало прошлого года в альтернативных валютах было 21% платежей, сегодня до 50% платежей по внешнеторговым контрактам осуществляется в валютах дружественных стран. На Московской бирже появились пары с армянским драмом, узбекским сумом, киргизским сомом, таджикским сомони, с франком КФА (валюта Африканского союза). «Очень большой рост торгов по казахстанскому тенге, белорусскому рублю и турецкой лире, и суперположительная динамика по китайскому юаню, который выстрелил как альтернатива доллару, – в 7 раз увеличились торги», – подчеркнула Наталья Крючкова. Также она озвучила статистику расчетов по экспортно-импортным операциям, предупредив, что эти данные были закрыты в прошлом году, но в декабре ЦБ обнародовал некоторые сведения. Сообщается, что в начале 2022 года 50% расчетов с российскими резидентами осуществлялось в долларах, в третьем квартале их объем снизился до 33,9%, расчеты в евро – 35% в начале года, к концу года падение до 18,7%. Использование в расчетах российского рубля за этот период выросло с 12% до 32,4%. Расчеты в юане увеличились с 0,4% в начале года до 14,1% в третьем квартале. «Таким образом, за полгода (со второй половины 2022 года) тренд на девалютизацию вполне сформировался», – резюмировала Наталья Крючкова.

Затем Елена Капранова, финансовый директор компании «Негоциант», подробно рассказала, как на практике использовать те тенденции, о которых говорила предыдущая докладчица. В своем выступлении она дала конкретные рекомендации, в каких валютах и каким образом в настоящее время удобнее рассчитываться с нерезидентами при осуществлении внешнеэкономических сделок. Также она представила обзор изменений валютного законодательства, заострив внимание на тех поправках, которые можно и нужно применять на практике.

Завершился первый день конференции выступлением Марии Роскошной, начальника управления сопровождения ВЭД АО «Русатом Сервис» (ГК «Росатом»), которая поделилась опытом работы госкорпорации в условиях ужесточения экспортного контроля в рамках контрсанкционных ограничений.

Программа следующего дня конференции включала проведение двух круглых столов. В первом из них, посвященном анализу практики применения таможенного законодательства, приняли участие Галина Донцова, Анастасия Чурсина, руководитель аппарата омбудсмена по спорам с таможней, координатор от бизнеса комиссии ЭКС при ФТС России, Валентина Ионичева, доцент РАНХиГС, и Марианна Чугаева, управляющий партнер юридического бюро «Чугаева и партнеры», эксперт комиссии ЭКС при ФТС России. Первая тема, вынесенная на обсуждение, явилась продолжением затронутого в первый день конференции вопроса о правомерности включения в таможенную стоимость дивидендов. Галина Донцова доложила об итогах пересмотра Верховным Судом РФ судебных дел между таможенными органами и ООО «Шанель», ООО «Бершка СНГ» и ООО «Пулл энд Беар СНГ» по включению дивидендов в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров. Во всех трех случаях Судебная коллегия по экономическим спорам ВС России признала решения арбитражных судов, вынесенные в пользу компаний, подлежащими отмене, и отправила дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции (определения от 25.11.2022 № 305-ЭС22-11464, от 2.12.2022 № 310-ЭС22-8937, от 2.12.2022 № 305-ЭС22-9639). В ходе дискуссии один из участников конференции высказал предположение, что жесткая позиция ФТС по вопросу включения дивидендов в таможенную стоимость направлена на обеспечение выполнение ежегодного плана по перечислению платежей в бюджет, а Валентина Ионичева заметила, что в сентябре прошлого года в РАНХиГС прошла открытая лекция Председателя Общественного совета при Федеральной таможенной службе Леонида Лозбенко. И в своем выступлении он в очередной раз напомнил о том, что назначать таможенной службе плановые показатели не нужно, поскольку поступления в бюджет зависят не от таможни, а от участников ВЭД. 

По следующему вопросу выступила Марианна Чугаева, которая представила обзор изменений таможенного законодательства за последние полгода. В частности, она выделила три новации для реестровых лиц. 3 сентября вступило в силу решение Совета ЕЭК от 15.07.2022 № 114, вводящее новое упрощение для уполномоченных экономических операторов со свидетельствами II и III типа, – они получили право маркировать товары, находящиеся на временном хранении, на своих складах. 1 декабря вступил в силу приказ ФТС от 30.11.2022 № 968, расширивший реестр банков, которые вправе выдавать банковские гарантии. 22 января вступил в силу приказ ФТС от 16.11.2022 № 935, которым увеличен срок представления отчетности таможенными представителями, – теперь отчетность представляется ежегодно, а не два раза в год, как ранее. Отдельно Марианна Чугаева отметила, что наконец регламентирована деятельность мобильных групп таможенных органов: 13 октября вступили в силу поправки в федеральный закон от 3.08.2018 № 289-ФЗ, установившие правовые основы работы мобильных групп (федеральный закон от 14.07.2022 № 313-ФЗ). Одной из норм этих поправок установлено, что в случае отказа водителя от досмотра сотрудник мобильной группы вправе принудительно отправить транспортное средство на склад временного хранения. При этом 13 ноября вступил в силу приказ ФТС от 14.09.2022 № 740, определяющий порядок возмещения таможенным органом лицу расходов на хранение таких автомашин и товаров, если в результате досмотра нарушения не выявлены.

Анастасия Чурсина, продолжившая эту тему, акцентировала внимание на вытекающих из данных поправок практических последствиях для участников ВЭД, перемещающих товары автомобильным транспортом. «Мы писали на этот закон негативные отзывы, но он все-таки был принят, – подчеркнула Анастасия Чурсина. – Закон № 313, с одной стороны, закрепил недостатки, с другой – все-таки установил определенный порядок работы мобильных групп».  По ее мнению, по-прежнему большая проблема в отсутствии срока хранения арестованных фур на СВХ. Докладчица рассказала, на что участникам ВЭД надо обратить особое внимание. Во-первых, надо понимать, что любую машину массой более 3,5 тонн (причем со снаряженной массой, то есть даже небольшой грузовик) сотрудники таможенной мобильной группы могут остановить либо самостоятельно в выделенных для этого местах, либо с участием сотрудников ДПС в любом месте. Причем могут быть остановлены любые автотранспортные средства, а не только осуществляющие международную перевозку. Во-вторых, закон не предусматривает представление перевозчику оснований для остановки и проверки документов и груза. Проверка проводится в течение двух часов, по ее итогам составляется акт, экземпляр которого должен остаться у водителя. Если нарушаются пломбы, должен быть акт замены средств идентификации. В-третьих, сотрудник таможенного органа имеет право выставить перевозчику требование о проведении досмотра. Если водитель отказывается проследовать на СВХ, применяется предварительное изъятие (вводится новое понятие), то есть транспортное средство эвакуируется, о чем также составляется акт. «Все эти акты водитель должен подписывать и их сохранять, потому что в случае обжалования или подачи заявления о компенсации расходов на хранение у вас должны быть эти документы», – пояснила докладчица. Кроме того, она рекомендовала обращать внимание на что направлено требование: если на досмотр товаров, то они могут быть выгружены, а транспортное средство размещать на временное хранение не обязательно. Досмотр может проходить 30 дней и продлеваться еще на 90 дней. «Важный момент: на всех документах надо обязательно оставлять свои контакты, чтобы таможенный орган мог вас уведомить о завершении досмотра. Потому что с этого времени вы в течение 10 дней должны забрать товар. Если вы этого не сделаете за 10 дней, товары подлежат изъятию и будут обращены в федеральную собственность. Так что информируйте своих перевозчиков о новых правилах», – резюмировала Анастасия Чурсина. 

В ходе заключительного круглого стола «Новые компетенции сервисных компаний», модератором которого выступил Александр Мякота, были рассмотрены эффективные решения по автоматизации в сфере ВЭД, а также возможные изменения компетенции сервисных компаний.