hartiya 1140
Бизнес и таможня адаптировались к новым условиям

Бизнес и таможня адаптировались к новым условиям

13 октября в Центре электронного декларирования Московской областной таможни состоялось первое выездное заседание Общественного совета при ФТС России, которое было посвящено обсуждению особенностей работы таможенных органов в условиях антироссийских санкций со стороны недружественных стран.

13 октября в Центре электронного декларирования Московской областной таможни состоялось первое выездное заседание Общественного совета при ФТС России, которое было посвящено обсуждению особенностей работы таможенных органов в условиях антироссийских санкций со стороны недружественных стран.

Перед началом заседания Общественного совета при Федеральной таможенной службе его участники получили возможность увидеть, как работает центр электронного декларирования. Экскурсию для членов Общественного совета провела Александра Неклюдова, заместитель начальника Московского областного таможенного поста (ЦЭД). Члены совета прошли по залам и смогли убедиться, что в ЦЭДе созданы максимально комфортные условия для работы таможенников, рабочие места оснащены высокопроизводительными компьютерами, налажены каналы связи с высокой пропускной способностью. Александра Неклюдова сообщила, что штатная численность поста составляет 358 должностных лиц, ЦЭД работает ежедневно по 12-часовому графику, в смену работают 95 инспекторов, которые оформляют в среднем около 1,5 тысяч деклараций в день. Пост является импортоориентированным – 73% всего декларационного массива составляют импортные ДТ, экспортные ДТ – 17%. Наибольшее впечатление на экскурсантов произвели новации, внедренные в рамках цифровизации. В залах таможенного оформления расположены мониторы с необходимой для сотрудников информацией, которая постоянно обновляется. Также в каждом зале размещен интерактивный экран, на котором отражаются результаты работы выпускающих инспекторов: видно, какая загруженность у каждого, сколько ДТ выпущено, сколько он выпускает в среднем, какой процент автовыпуска и т.п. Старший группы контролирует процесс оформления и в случае заминок сразу реагирует. В кабинете руководителя такой монитор с расширенной схемой – представлены все количественные показатели по оформлению, можно сравнить выпуск ДТ по часам, по предыдущим временным отрезкам и т.д. Первый заместитель руководителя ФТС России Руслана Давыдова пояснил, что это один из элементов системы поддержки принятия решений руководством поста, позволяющий не только видеть в цифрах работу каждого инспектора, но и управлять процессом. «Пост имеет большую штатную численность: в смену около сотни выпускающих, оформляется 2100-2300 деклараций в день, средняя нагрузка составляет 15-16 ДТ в день на инспектора, а в понедельник – 17-18 ДТ. Поэтому нужны инструменты для эффективности управления. Все документируется и протоколируется. Сегодня мы уже можем составить паспорт каждого выпускающего инспектора: какие декларации он оформлял, какие документы запрашивал, сколько времени потратил и т.д.», – рассказал Руслан Давыдов. Затем членам совета показали, как работает «горячая линия» ЦЭДа: 6 сотрудников в смену оперативно отвечают на вопросы и обращения участников ВЭД. 

Открывая непосредственно само заседание Общественного совета, Председатель Совета Леонид Лозбенко сообщил, что первое выездное заседание совета по инициативе руководства ФТС было решено провести его именно в ЦЭДе, чтобы члены совета ознакомились с работой таможенных органов в условиях кризиса там, где находится основной нерв таможенного администрирования. «Недавно я встречался с руководителем ФТС. Он высоко оценивает работу совета. Его позиция такова: если служба работает хорошо, значит и Общественный совет работает хорошо. Если же к службе есть вопросы, значит и совет в чем-то недорабатывает», – отметил Леонид Лозбенко. Также он проинформировал, что по оценке Общественной палаты РФ сайт Общественного совета при ФТС признан одним из лучших, и выразил благодарность членам совета, которые постоянно публикуют информацию о том, что происходит в регионе их деятельности. «Еще раз обращаю внимание всех членов совета – эта работа принципиально важна: вас читают, вас слушают. Мы имеем сведения из-за рубежа о том, что наш сайт вызывает достаточно большой интерес, поэтому информация о вашем участии в любом мероприятии, будь то конференция, форум, встреча с участниками ВЭД и т.п., должна моментально появляться на сайте», – подчеркнул Леонид Лозбенко. Затем он озвучил последние данные о присоединении к Хартии добросовестных участников ВЭД, отметив, что сложности, связанные с западными санкциями, не повлияли отрицательно на этот процесс, наоборот, он ускорился и на сегодня 5562 компании подписали Хартию и 371 ассоциация подписали Декларацию о поддержке Хартии. «Таким образом, задача, поставленная перед нами руководством ФТС, – довести количество подписантов примерно до 10 тысяч, выполняется, возможно, в конце первого квартала следующего года выйдем на этот показатель, – сказал Леонид Лозбенко. – Прошу членов совета в повседневной работе это иметь в виду и, общаясь с участниками ВЭД, стимулировать их присоединяться к Хартии». 

О работе таможенной службы в сегодняшних непростых условиях в обстоятельном докладе рассказал Руслан Давыдов. Он напомнил, что один из первых ударов экономической войны, которую развязал Запад против России, пришелся на участников внешнеэкономической деятельности. Затруднены логистика, расчеты, перемещение товаров и т.д. Правительство реагирует своевременно и адекватно, принимая меры по развитию экономики в условиях санкционного давления. Докладчик выделил меры, по которым ФТС России является исполнителем. Во-первых, это финансовая поддержка бизнеса: были обнулены ставки пошлин на сумму 82,5 млрд рублей (за 4 месяца льготами воспользовались более 22 тыс. участников ВЭД), тарифные льготы по гражданским самолетам, авиазапчастям, технологическому оборудованию составили 731 млрд рублей (этими льготами воспользовались 461 участник ВЭД). «Мы понимаем, что санкции введены надолго, и позиция ФТС состоит в следующем: в отношении ширпотреба, который почти не пострадал от санкций, льготы пора прекращать, а что касается критически важного импорта, нужно обнулять ставки пошлин и создавать по-настоящему льготный режим для ввоза таких товаров», – отметил Руслан Давыдов. Вторая задача ФТС – первоочередное оформление приоритетного импорта по перечню, утвержденному Минпромторгом. Здесь оперативный штаб ФТС России внимательно отслеживает скорость оформления – чтобы выпуск осуществлялся строго в пределах 4 часов. Что касается параллельного импорта, задача таможенных органов состоит в том, чтобы всемерно способствовать ввозу товаров, которые нужны стране. По словам спикера, позиция Федеральной таможенной службы была обратной избранному сегодня подходу: «Мы предлагали разрешить ввоз всей продукции с объектами интеллектуальной собственности за исключением товаров тех компаний, которые продолжают с нами сотрудничать и кого мы готовы защищать». Еще одна важная мера – освободить от привлечения к административной ответственности участников ВЭД за нарушение сроков отдельных таможенных процедур. «Общая тенденция – не наказывать бизнес по пустякам, – подчеркнул Руслан Давыдов. – На последнем заседании коллегии руководитель ФТС еще раз поставил задачу – не тормозить оформление товарных партий, не допускать споров таможенных органов с бизнесом по малозначительным, формальным или низкобюджетным основаниям. Постконтроль также ориентирован на приближение к 100% результативности проверок. Сейчас результативность 87%, я считаю, это немало». По мнению докладчика, принятые меры показали свою эффективность: год начался с рекордных показателей, в марте было резкое падение, но затем шло восстановление, и с середины июля ситуация стабилизировались: сегодня стоимостной объем импорта составляет 4-4,5 млрд долларов, весовой объем – 800-900 тыс. тонн в неделю. «Это заслуга нашего бизнеса, который адаптировался к новым условиям, мы только помогаем», – отметил спикер.

Отдельно Руслан Давыдов остановился на работе оперативного штаба ФТС России, который был создан еще 17 января с целью обеспечить деятельность таможенных органов в условиях эвакуации из ДНР и ЛНР, а впоследствии перенастроен на управление работой таможенных органов в условиях западных санкций. Штабу даны 444 поручения, из них 294 исполнены, 110 исполняются на постоянной основе. «Бизнес участвует в мероприятиях штаба и мы готовы расширять его представительство, – сказал Руслан Давыдов. – Не всегда мы бизнес приглашаем, так как есть вопросы закрытого характера, но предприниматели имеют возможность на заседаниях штаба ставить вопросы, которые их волнуют, в том числе по оказанию помощи в обходе санкций». Также он проинформировал членов совета о ситуации на присоединенных территориях. Созданы Донецкая и Луганская таможни, Херсонский и Запорожский таможенные посты. Процесс организации планируется завершить до конца года, при этом будут максимально сохраняться рабочие места. В ближайшее время выйдет постановление правительства, которое определит особенности работы новых таможенных органов в переходный период. Спикер подчеркнул, хотя таможенный контроль на границе с ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областями отменен, однако по просьбе погранслужбы сканеры на границе остаются, то есть таможенный контроль не осуществляется, но по указаниям пограничников отрабатываются вопросы безопасности. Переходя к ситуации в пунктах пропуска, первый замруководителя ФТС России напомнил, что там был отменен транспортный и снижен весогабаритный контроль, но после взрыва на Крымском мосту вопросы безопасности приобретают намного большее значение, поэтому контроль в пунктах пропуска будет усилен. Он упомянул также о необходимости сдвинуть наконец с мертвой точки процесс модернизации и оснащения пунктов пропуска. Эта работа годами была в провальном состоянии, поэтому сегодня наиболее востребованные в силу перераспределения товаропотоков пункты пропуска находятся в состоянии неоправданно затянувшейся реконструкции. Правда, по поручению высшего руководства страны, первый этап реконструкции ряда МАПП обещают завершить до конца этого года, второй этап – в середине следующего года. Особенно остро вопрос стоит на Дальнем Востоке. «Мы много лет говорили, что там тесно. И вот за полгода товаропотоки переместились на Дальний Восток: сейчас 12-13 тысяч контейнеров ежедневно находятся под таможенным контролем (в августе был рекорд – 64 тысячи контейнеров), а мест для перевалки грузов практически нет – только Владивосток и Находка», – констатировал Руслан Давыдов.

Перераспределение товаропотоков повлияло и на распределение нагрузки ЦЭДов.  Лидером по декларированию был Балтийский ЦЭД, но теперь в силу блокировки западной границы России объемы там упали. За последние три месяца на первое место вышел Владивостокский ЦЭД, ЦЭД МОТ на втором месте (за период 9 месяцев ЦЭД МОТ остается лидером). Чтобы обеспечить во Владивостокском ЦЭДе скорость выпуска, к нему дистанционно прикомандированы 48 сотрудников Балтийского и Уральского ЦЭДов, которые выпускают до 250 деклараций в день. В целом работа ЦЭДов вышла на промышленный уровень, отметил докладчик, чего нельзя сказать о таможенных органах фактического контроля (ТФК). Понятно, что их намного больше, чем ЦЭДов, – 550, и они разные по нагрузке и специфике. Федеральная таможенная служба считает, что для повышения эффективности ТФК необходима унификация и стандартизация таможенных технологий на основе системы оценки качества работы: чтобы, как в ЦЭДе, было видно, чем занимается каждый сотрудник, сколько операций в день совершает, какие результаты и т.д. Второй приоритет – налаживание оперативного взаимодействия постов фактического контроля с ЦЭДами, чтобы не было разрыва во времени, для минимизации издержек бизнеса и таможенников. Кроме того, переход на новый технологический уровень подразумевает новое техническое обеспечение – на постах фактического контроля должно быть такое же оснащение, как в ЦЭДах: по словам спикера, до конца года первая партия мобильных планшетов с фиксацией всех действий инспектора поступит на посты. «Условия работы должностных лиц постов фактического контроля надо подтягивать до уровня ЦЭДов, но нужно, чтобы бизнес принимал в этом более активное участие, – подчеркнул Руслан Давыдов. – Многие годы участники ВЭД от работы СВХ получали весьма неплохую маржу, однако средства в инфраструктуру не вкладывали. Мы, конечно, не можем указывать бизнесу, но хочу поставить в известность, что сейчас разрабатываются требования к оснащению СВХ с точки зрения обеспечения достоверности, скорости и качества фактического контроля – в Госдуме готовится дополнение в закон и в ближайшее время будут изданы два акта Минфина». 

Продолжил данную тему Вячеслав Романовский, начальник МОТ. Он отметил, что одним из условий выполнения важнейшей в сегодняшних обстоятельствах задачи – помощи бизнесу в снижении издержек – является улучшение работы постов фактического контроля. Сотрудниками таможни для этого прилагаются все усилия: так, за 9 месяцев текущего года количество таможенных досмотров снизилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом их результативность выросла на 19%. Но не все зависит от таможенников. «Из-за санкций произошло изменение логистики – переориентация на доставку товаров железнодорожным транспортом: за 9 месяцев на 51% вырос объем таких поставок, – сообщил докладчик. – В связи с этим стали особо востребованы площадки, имеющие железнодорожную инфраструктуру. При этом мест проведения фактического контроля не хватает, ряд СВХ имеет даже неотапливаемые помещения, типа навеса. Со стороны бизнеса требуется обновление терминальной структуры. Ведь очевидно, что скорость осуществления таможенных операций зависит от того, насколько быстро владельцами СВХ, площадок, получателями проводится работа по подготовке товара к проведению фактического контроля». 

Участвующий в заседании Сергей Амельянович, заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России обратился к Общественному совету с просьбой инициировать обращение в Госдуму для ускорения рассмотрения законопроекта, устанавливающего дополнительные требования к оснащению СВХ.  Он отметил, что это нужно не только таможенникам, но и бизнесу, который собирается продолжать заниматься внешнеэкономической деятельностью. В связи с этим Леонид Лозбенко поручил члену Общественного совета Андрею Ветлужских, заместителю председателя Экспертного совета по ВЭД при комитете Госдумы по экономике, обсудить данный вопрос на заседании комитета с тем, чтобы облегчить прохождение в парламенте законопроекта.

Затем взял слово член Общественного совета Дмитрий Криштопа, старший вице-президент банка «Открытие», который, комментируя выступления предыдущих спикеров, от лица банковского сообщества предложил всестороннюю помощь в обустройстве постов фактического контроля, а также содействие в присоединении предпринимателей к Хартии добросовестных участников ВЭД. Леонид Лозбенко предложил Дмитрию Криштопа возглавить в совете это направление и дал поручение определить, какие конкретно действия следует предпринять. 

Следующая выступающая – Александра Неклюдова – акцентировала внимание на работе сотрудников ЦЭДа по повышению уровня авторегистрации ДТ и автовыпуска. Она подчеркнула, что во многом этому по-прежнему препятствуют ошибки участников ВЭД при заполнении таможенных деклараций, поэтому на сайт МОТ периодически выкладываются презентации по правильному заполнению ДТ и обзоры наиболее распространенных ошибок. 

Завершил обсуждение Руслан Мельников, представитель Общественного совета в Московской областной таможне, который обозначил ряд проблем, требующих, по его мнению, срочного решения. Это вопрос возможности прекращения таможенного транзита на таможенных постах РФ по упрощенной процедуре без привлечения перевозчика к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП, а также повышение конфиденциальности сведений таможенных баз данных.

Подводя итоги заседания, Леонид Лозбенко напомнил членам совета о возможности обращаться к нему с инициативами и идеями и выразил благодарность руководству ФТС России за то, что любые предложения и замечания Общественного совета воспринимаются должным образом и по ним всегда оперативно принимаются решения.

ОС ФТС

Мероприятия

Все мероприятия