hartiya 1140
Союз на пути к интеллектуальной таможне

Союз на пути к интеллектуальной таможне

26 мая в рамках первого Евразийского экономического форума, прошедшего в Бишкеке, состоялся открытый диалог таможенного блока Евразийской экономической комиссии с представителями бизнеса на тему «Цифровизация как ключ к успешному развитию таможенного администрирования».

26 мая в рамках первого Евразийского экономического форума, прошедшего в Бишкеке, состоялся открытый диалог таможенного блока Евразийской экономической комиссии с представителями бизнеса на тему «Цифровизация как ключ к успешному развитию таможенного администрирования».

Модерировал сессию первого Евразийского экономического форума, посвященную цифровизации таможенной сферы, по приглашению министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Максата Мамытканова председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко. Максат Мамытканов, представляя Леонида Лозбенко аудитории, назвал его легендарной личностью – одним из главных основателей таможенной службы России, «самым уважаемым аксакалом среди таможенников». 

Открывая обсуждение, Леонид Лозбенко отметил, что сессия вызвала огромный интерес на форуме, для участия в ней записалось рекордное количество – 370 человек. «И это понятно: взаимоотношения бизнеса и таможни всегда являются основополагающими в любой стране, а в нынешних условиях роль таможни становится почти безграничной, – пояснил он. – Как бывший заместитель генерального секретаря Всемирной таможенной организации могу сказать, что на современном этапе роль таможни трудно переоценить: правительства всех стран держат таможню, ˝тесно прижав к груди˝, потому что вопросы глобализации сейчас отодвинуты, а на первый план выходят национальные и региональные интересы». 

Предоставляя слово директору департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергею Владимирову, модератор попросил его акцентировать внимание на новых цифровых решениях в таможенном администрировании, разрабатываемых ЕЭК. «Новые цифровые технологии заложены в Стратегических направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года № 12, – отметил Сергей Владимиров. – Предлагаемые решения нацелены на повышение эффективности таможенного контроля и новые упрощения для добросовестного бизнеса. Автоматизация всех процессов позволит обеспечить единый стандарт совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля во всех странах ЕАЭС». Среди других задач, поставленных Стратегией-2025, спикер выделил разработку отдельного регулирования внешней электронной торговли и совершенствование единой системы таможенного транзита на основе применения электронных навигационных пломб. Отвечая на вопрос Леонида Лозбенко, готовы ли таможенные службы стран Союза к полноценной цифровой трансформации, докладчик сообщил, что многие технологические цифровые решения уже внедряются в таможенных службах, однако темпы цифровизации отличаются в силу различных причин, во многом зависят от уровня финансирования, который в странах Союза далеко неодинаков. «Комиссией сформулированы 47 показателей цифровизации и проведен анализ применения современных технологий в таможенных службах стран ЕАЭС, – рассказал Сергей Владимиров. – Оказалось, что неравномерность составляет от 35% до 70%. Для преодоления этого разрыва необходим запуск Интегрированной информационной системы Союза. Эта система включает 21 общий процесс в сфере таможенного регулирования, сегодня введены 9 из них, а завершить все планируем к 2024 году. Интегрированная информационная система станет основой для создания полностью безбумажной таможенной среды в ЕАЭС».

Затем начались выступления представителей таможенных служб стран «пятерки». Передавая слово российскому коллеге, Леонид Лозбенко отметил: «Как председатель Общественного совета при Федеральной таможенной службы могу сказать, что у нас в таможенной сфере происходит много любопытнейших процессов. Так, реализуется Стратегия развития ФТС России до 2030 года, где появилось, например, понятие интеллектуального пункта пропуска. Поскольку что это такое, непонятно, у бизнеса возникают некоторые опасения. Полагаю, заместитель руководителя ФТС России Денис Терещенко попытается развеять эти сомнения». Начиная свое выступление, докладчик обозначил основное направление Стратегии-2030 – это цифровая трансформация всех таможенных процессов. По его словам, задача внедрения интеллектуальных пунктов пропуска (ИПП) в Стратегии отнесена к 2030 году, но отдельные элементы реализуются уже сегодня, например, введен в эксплуатацию сервис анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на основе искусственного интеллекта. Сегодня сервис может распознавать на снимках обувь, одежду, ткани, древесные плиты, которые классифицируются в пяти товарных группах. При этом достоверность автоматического распознавания составляет 80,5%, по отдельным товарам – 95%. Анализ одного снимка занимает менее 1 минуты с выдачей заключения инспектору о рисках в отношении объектов контроля. Сейчас сервис обучается выявлять на снимках ИДК запрещенные и ограниченные к перемещению объекты – оружие, боеприпасы и наркотики. Затем спикер представил краткую презентацию о том, как работает интеллектуальный пункт пропуска на примере автомобильного ИПП. Суть в том, что ИПП позволяет организовать практически безостановочное движение товаров – для добросовестных участников ВЭД процессы осуществляются без участия должностных лиц таможенных органов. «Умные» инспекционно-досмотровые комплексы просвечивают фуру, затем подключается искусственный интеллект – нейронная сеть, которая анализирует, соответствует ли груз заявленному в документах. Если груз соответствует, и система управления рисками не выявила рисков, товар помещается под процедуру таможенного транзита или, в случае подачи предварительной декларации, выпускается. Весь процесс занимает 5-7 минут, при этом водитель вообще не контактирует с сотрудниками контролирующих органов. «Так мы себе представляем интеллектуальный пункт пропуска, – резюмировал Денис Терещенко. – На данный момент ФТС России разработаны модели ИПП для всех четырех видов транспорта, планируется их принять в сентябре этого года». 

Ашот Мурадян, заместитель председателя Комитета государственных доходов Республики Армения, в своем выступлении подчеркнул, что только цифровизация даст возможность достичь необходимых показателей в таможенной сфере, главные из которых – незаметный таможенный контроль, оптимизация рисков, прогнозируемость объемов торговли и правонарушений, эффективное использование ресурсов таможенных органов. По окончании его доклада Леонид Лозбенко поинтересовался, как сказывается на эффективности работы армянской таможенной службы ее объединение в одной структуре с налоговой. «Это нам помогает», – ответил Ашот Мурадян и привел пример: добросовестным налогоплательщикам таможенники предоставили возможность получить дополнительные преимущества при оформлении деклараций – теперь такие компании могут осуществлять выпуск товаров на границе. «Это очень интересно, поскольку до сих пор в мире идут дискуссии: хорошо или плохо, когда налоговая и таможенная службы объединены в одной структуре, – прокомментировал Леонид Лозбенко. – Более чем в 40 государствах существует единое ведомство по делам доходов. Государству в этом случае легко управлять денежными средствами. Однако у этих служб разные задачи: налоги работают от границы внутрь страны – это чисто национальная практика, таможня же работает через границу. Бывая в разных странах в качестве замгенсека Всемирной таможенной организации, я объяснял руководству этих государств: объединение налоговой и таможенной служб возможно, когда в приоритете фискальная функция, а если стоят задачи регулировать внешнюю торговлю, защищать свой рынок, тогда можно иметь единый орган наверху, но нельзя разрушать вертикаль этих ведомств».

Своим видением практики и перспектив цифровизации таможенного администрирования поделились и представители остальных стран – участниц ЕАЭС. Элнура Мамбетжунушева заместитель председателя Государственной таможенной службы при Министерстве финансов Кыргызской Республики, сообщила, что в апреле была принята Концепция развития таможенной службы КР на 2022-2024 годы, предусматривающая создание цифровой таможни. Азамат Панбаев, заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассказал о проводимой в стране масштабной работе по цифровизации таможенного администрирования, в том числе о мерах, упрощающих таможенный контроль для бизнеса. Дмитрий Радивоник, начальник Главного управления автоматизации таможенных операций и оперативного мониторинга Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, проинформировал об электронных услугах и цифровых сервисах, реализуемых при совершении таможенных операций. Среди последних достижений – запуск в 2021 году национальной системы прослеживаемости.

В завершение встречи Леонид Лозбенко подвел итоги обсуждению вопроса, который он задавал спикерам в ходе сессии: насколько таможенные службы стран Союза готовы облегчить работу бизнеса и готов ли национальный бизнес к диалогу с таможней? Отвечая на этот вопрос, Ашот Мурадян сказал: «За последние годы у нас создана хорошая виртуальная платформа общения с бизнесом. И главное, мы меняем менталитет наших инспекторов в части понимания необходимости взаимоотношений с бизнесом – непрерывное обучение позволяет поднять эти отношения на новый уровень». Со своей стороны, Денис Терещенко отметил, что взаимоотношения таможни с бизнесом – это все-таки дорога с двусторонним движением: «Многие технологические решения, которые мы запускаем, не всегда с такой же скоростью реализуются бизнесом. Предпринимателям надо трудится в этом направлении и тогда синергия будет больше». Резюмируя озвученные высказывания, Леонид Лозбенко подчеркнул: «Цифровизация таможенного администрирования – это наше будущее, и бизнес должен знать, что нас ждет в ближайшие 5-6 лет. Но я хочу поддержать Дениса Викторовича Терещенко: это дорога с двусторонним движением – без содействия бизнеса мы ничего не сделаем, но это не только преимущества, но и ответственность. В связи с этим напомню, что в России большое развитие получила Хартия добросовестных участников ВЭД. На сегодня 5384 участников ВЭД подписали Хартию и 370 крупнейших ассоциаций присоединились к Декларации о поддержке Хартии. Двустороннее движение навстречу друг другу бизнеса и таможни – основа нашего совместного движения вперед». 

Мероприятия

Все мероприятия