hartiya 1140

Бизнес надеется на продолжение работы

14 апреля состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике, посвященное проблемам, связанным с включением лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров и проводимому ФТС России эксперименту по таможенному аудиту.

14 апреля состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике, посвященное проблемам, связанным с включением лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров и проводимому ФТС России эксперименту по таможенному аудиту.

Заседание провел председатель Совета ТПП России по таможенной политике, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России Георгий Петров. По первому вопросу – о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров – с обстоятельным докладом выступил руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования, партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Александр Косов. Он сделал акцент на ситуации с подготовкой третьей части рекомендации Евразийской экономической комиссии по данной теме. Напомнив, что в настоящее время изданы рекомендация ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» и рекомендация Коллегии ЕЭК от 28.08.2018 № 15 «О внесении изменений в Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары», спикер подчеркнул, что еще один проект дополнений в Положение, подготовленный в июне 2019 года, до сих пор не принят. Причина в том, что документ не согласован российской стороной. По словам докладчика, работа над проектом блокируется Минфином. Он пояснил, что рекомендация ЕЭК оказывает существенное влияние на судебную практику, поэтому так важно принять подготовленные дополнения, которые должны урегулировать аспекты, до сих пор вызывающие споры участников ВЭД с таможней. Суть разногласий бизнеса с Минфином состоит в следующем. Текст проекта дополнений содержит три примера, описывающих отдельные ситуации по предоставлению правообладателем прав на использование объектов интеллектуальной собственности, по каждому из которых делается вывод о включении или невключении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров. По первому примеру, который полностью основан на заключении 4-17 Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации, разногласий нет. Но второй и третий примеры, предложенные бизнесом, где подробно рассмотрены условия договоров коммерческой концессии, вызывают возражения со стороны Минфина, считающего, что лицензионные платежи по договорам коммерческой концессии нужно включать в таможенную стоимость. При этом эксперты, работавшие над проектом, никак не могут добиться от ведомства обоснований такого вывода. «Мы хотели бы вернуться к диалогу и выработать наконец итоговое решение», – подчеркнул Александр Косов.

Вильгельмина Шавшина, партнер, руководитель практики международной торговли и таможенного регулирования EY, председатель комитета по таможне и транспорту Ассоциации европейского бизнеса, дополнила доклад коллеги. Она представила обзор судебной практики по спорам о включении «агентского» НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров, которая в основном негативна для бизнеса. По ее мнению, влияние на судебные решения оказывает позиция Министерства финансов. В письме Минфина России от 13.10.2021 № 27-01-21/82729 говорится: «В таможенную стоимость товаров должны включаться лицензионные платежи с учетом сумм НДС и налога на прибыль организаций, исчисляемых и удерживаемых лицом, которое выполняет в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах обязанности налогового агента».  По словам Вильгельмины Шавшиной, в каких-то случаях, когда «агентский» НДС уменьшает сумму роялти, подход Минфина может быть оправдан, однако по этому вопросу должен быть выработан единый подход, основанный на нормах права.

Прозвучавшие в выступлениях экспертов замечания в адрес финансового ведомства прокомментировал заместитель начальника отдела Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Минфина России Алексей Артемьев. Он отметил, что, по его мнению, в рекомендации ЕЭК № 20 (в редакции рекомендации Коллегии ЕЭК от 28.08.2018 № 15) уже содержится основная информация по лицензионным платежам, необходимая для участников ВЭД. «При наличии какой-то модели лицензионных отношений, будь то просто товарный знак или сложная модель, например раздел IV ˝Лицензионные платежи за право использования секретов производства (ноу-хау)˝, мы ориентировались на важность такого условия: есть ли со стороны правообладателя требование использовать лишь купленное у него сырье либо можно использовать любое сырье, лишь была бы соблюдена технология (пункт 19 рекомендации ЕЭК № 20)», – пояснил спикер. Что касается проекта новых дополнений в данную рекомендацию, Алексей Артемьев подчеркнул, что первый пример, содержащийся в проекте, который согласован Минфином, в значительной степени охватывает типовые ситуации. По примерам же 2 и 3 эксперты госорганов направили свои замечания рабочей группе еще весной 2019 года, в том числе они указывали на внутреннюю противоречивость в этих примерах. В заключение Алексей Артемьев высказал свое мнение по поводу дискуссий на эту тему: по его мнению, обсуждения столь сложного вопроса должны быть направлены на поиск справедливого решения, основанного на научной методологии, а не ориентироваться на интересы тех или иных хозяйствующих субъектов. 

Свой комментарий представил также участвующий в заседании начальник отдела Главного управления «Центр мониторинга и оперативного контроля» ФТС России Антон Дышко. Он отметил, что вопросы включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, действительно, очень сложны с точки зрения правоприменения, тем более что они нечетко регулируются законодательством. К тому же суды часто не принимают во внимание рекомендации ЕЭК или письма Минфина. «Поэтому, может быть, Комиссии стоит принять не рекомендацию, а нормативный акт, обязательный для исполнения, чтобы таможенный инспектор мог им руководствоваться при принятии решения, – предложил Антон Дышко. – Мы готовы участвовать в этом процессе». Александр Косов живо отреагировал на заключительную реплику спикера, попросив ФТС России проявить инициативу – обратиться в Комиссию с предложением в ближайшее время провести заседание профильной рабочей группы для обсуждения проекта дополнений в рекомендацию ЕЭК № 20. «Я доведу это предложение до своего руководства, и, если оно будет поддержано, мы обратимся в ЕЭК официально», – пообещал Антон Дышко.

Второй вопрос повестки касался темы таможенного аудита. Главный эксперт по таможенному аудиту группы компаний «Эксперт Групп», председатель Экспертного совета Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов Светлана Афонина поделилась информацией о ходе эксперимента, который в настоящее время проводится Федеральной таможенной службой в соответствии с приказом ФТС России от 29.10.2021 № 960 в целях достижения целевого ориентира 6 Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р, в части внедрения института таможенного аудита. Она рассказала, что в пилотном проекте участвуют 35 организаций. В настоящее время они представили в ФТС России аудиторские отчеты, которые изучаются соответствующими подразделениями ведомства. После 30 апреля должны быть объявлены результаты эксперимента, после чего он перейдет в следующую фазу – на уровень рабочей группы, где будут прорабатываться наиболее значимые вопросы, касающиеся формирования данного института. Польза в создании такого инструмента выгодна как государству, так и бизнесу:

- для таможенных органов: возможность высвободить ресурсы, чтобы сконцентрироваться на высоко рисковых товарах и участниках ВЭД, тем самым повысить эффективность таможенного контроля.

- для компаний-аудиторов: это новый вид профессиональной деятельности.

- для участников ВЭД: появится рабочий инструмент с помощью, которого он сможет доказать свою добросовестность. Добросовестным участником ВЭД, стало быть, не только модно, но и полезно. Доверять, следовательно, и упрощать жизнь можно только добросовестному бизнесу – это не раз подчеркивало руководство Федеральной таможенной службы. Светлана Афонина рассказала, что в ходе эксперимента компании-аудиторы, являющие членами Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов, при проведении аудиторских проверок широко использовали собственное программное средство - программный модуль «Audit XP Customs», который позволяет сопоставлять большие объемы данных сведений о приходе и расходе товаров, анализировать различные финансовые показатели деятельности аудируемого лица, а также рассчитывать агрегированный показатель соответствия внешнеторговой и финансово-хозяйственной деятельности декларанта. Однако, отсутствие у декларантов специфики ведения бухгалтерского учета, ориентированной на ВЭД, потребовало индивидуальной доработки данного программного средства под конкретные проверяемые лица, а в некоторых случаях пришлось использовать значительное количество ручных операций, что привело к увеличению затраченного времени на проведение таможенного аудита. С целью создания универсального автоматизированного программного средства контроля в ФТС России были направлены предложения по внесению изменений в некоторые нормативно-правовые акты. 

Спикер акцентировала внимание, что таможенный аудит не претендует на то, чтобы заменить собой таможенный контроль, – это вспомогательный инструмент как для таможенников, так и для бизнеса. ФТС России может использовать аудиторские заключения при проведении таможенного контроля, для принятия решений по включению компаний в тот или иной реестр, а также в качестве одного из критериев при автоматическом категорировании участников ВЭД. В свою очередь, как уже было сказано, участники ВЭД могут с помощью этого инструмента самопроверки доказывать свою добросовестность. 

Завершилось заседание выступлением вице-президента Калининградской ТПП, представителя Общественного совета при ФТС России в Калининградском регионе Марины Фицак, которая озвучила предложение палаты внести подготовленные бизнесом области изменения в приказ Минфина России от 13.05.2016 № 61н «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза». Эти поправки позволят упростить и ускорить проведение идентификации ввозимых в Калининградскую область товаров, что крайне важно для предпринимателей региона в условиях сегодняшних транспортно-логистических ограничений. Члены Совета поддержали предложение Калининградской ТПП и приняли решение направить соответствующее обращение в Минфин.

Источник: ОС при ФТС России

Мероприятия

Все мероприятия