hartiya 1140

Торговля уходит в «цифру»

7 апреля на площадке Евразийской экономической комиссии состоялась конференция «Развитие и регулирование электронной торговли в Евразийском экономическом союзе», в которой приняли участие представители органов исполнительной власти и деловых кругов государств ЕАЭС.

Торговля уходит в «цифру»

Конференция началась с выступления министра по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева, который напомнил, что 19 ноября 2021 г. на Евразийском Межправсовете была принята дорожная карта по развитию электронной торговли, предусматривающая в числе прочего создание единого регулирования этой сферы в рамках ЕАЭС. «Сейчас мы ведем эту работу, – сказал министр. – Обсуждаются следующие вопросы: специфика формирования единого рынка электронной торговли в ЕАЭС, защита прав и интересов участников электронной торговли, в том числе малых и средний предприятий и потребителей, а также цифровизация регулирования этой сферы». 

С обстоятельным докладом по данной теме выступил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. Он констатировал факт бурного роста трансграничной интернет-торговли в последние годы. Если в 2011 г. в Россию было ввезено 11 млн посылок, то в 2018 г. уже 348 млн, в 2019 г. объем стабилизировался на уровне 340 млн. В 2020 и 2021 гг. отмечалось резкое падение объема интернет-торговли (до 230 млн) в связи с пандемией, январь и февраль этого года начинались не хуже, чем в 2021 г., но после известных событий объем ввоза посылок упал на 80%. «Как и в традиционной торговле, здесь две крупнейшие проблемы – платежи и логистика, – подчеркнул Руслан Давыдов. – Но я думаю, бизнес найдет варианты существования в этих условиях. Мы видим, что наш бизнес проявляет чудеса изобретательности как в традиционной, так и в интернет-торговле». Говоря о вступившем в силу 28 марта решении Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 35, которым порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, приобретаемых физическими лицами в рамках интернет-торговли, повышен до 1000 евро, он отметил: «Это, скажем прямо, лафа для тех, кто хочет перейти из традиционной торговли в интернет-торговлю. При этом существует противоречие: такие посылки продолжают называться товарами для личного пользования, хотя имеется факт пересечения товаром таможенной границы – главный и неоспоримый критерий того, что это торговый оборот, только цифровой – новый фактор международной торговли. И здесь никаких порогов беспошлинного ввоза существовать не должно: поскольку это торговля, то к ней и нужно подходить как к торговле. Другое дело, что должно быть иное – цифровое – регулирование». 

Затем слов взяли представители госорганов союзных республик. Заместитель министра экономики Республики Армения Аршак Асланян акцентировал внимание на том, что при разработке регулирования этой сферы необходимо решать в том числе вопросы защиты персональных данных, гарантийного обслуживания, возврата товара и т.п. Директор департамента цифровизации Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Алия Рзаева внесла ряд предложений: дополнить методологию ведения статистики взаимной торговли и методологию ведения статистики внешней торговли показателями электронной торговли; обязать маркет-плейсы представлять статистическую и налоговую отчетность в стране реализации товаров; ввести реестр добросовестных интернет-площадок.

Непосредственные участника рынка в свою очередь обозначили проблемы, мешающие развитию электронной торговли в ЕАЭС. Артём Соколов, президент Ассоциация компаний интернет‑торговли, одним из основных вопросов, требующих немедленного решения, назвал двойное налогообложение интернет-компаний Союза, что приводит к недобросовестной конкуренции. «Иностранные интернет-компании будут вычитать у себя в стране НДС и ввозить товар в ЕАЭС без ввозного НДС и таможенных платежей, потому что 1000 евро – это огромная сумма. В то же время мы сейчас при продаже в Казахстан и Белоруссию платим двойной НДС – в России и в стране назначения». Директор логистической компании «Интернет-решения – Озон» Степан Гусамов поддержал коллегу: «Наиболее значительная проблема связана с тем, что мы должны уплачивать НДС по месту совершения сделки. Логика разумна, но мы продолжаем уплачивать НДС и в России. Двойное налогообложение имеет негативные последствия – повышение цен для покупателей, снижение конкурентоспособности наших интернет-площадок». Он также отметил необходимость унификации регуляторных норм в части сопроводительных документов: например, в Казахстане требуется такой же объем документов, что и при таможенном декларировании (счет-фактура, код ТН ВЭД и т.д.). В завершение конференции интересный опыт администрирования интернет-торговли представил директор Ассоциации электронной коммерции Кыргызской Республики Айбек Куренкеев. Он рассказал, что в стране принят закон об электронной торговле и поправки в Налоговый кодекс, которыми для субъектов электронной торговли вводится специальный налоговый режим. Налоговая ставка составляет 2% от выручки субъекта (от остальных косвенных налогов они освобождаются) и предусмотрен упрощенный порядок администрирования этого налога. 

Источник:Общественный совет при ФТС России

Мероприятия

Все мероприятия