Таможня содействует развитию Дальнего Востока

Представители руководства Федеральной таможенной службы приняли участие в работе Восточного экономического форума – 2021, который состоялся 2–4 сентября во Владивостоке
Представители руководства Федеральной таможенной службы приняли участие в работе Восточного экономического форума – 2021, который состоялся 2–4 сентября во Владивостоке

3 сентября первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов выступил в ходе сессии Восточного экономического форума «Логистика – новая нефть российской экономики: международные транспортные коридоры как основной драйвер роста». Прежде всего он напомнил, что сегодня российская таможня глубоко «ушла в цифру». «Мы говорим уже не просто об электронном документообороте, а о полностью автоматическом совершении таможенных процедур. В настоящее время 20% всех импортных и 40% всех экспортных деклараций выпускаются автоматически без участия таможенного инспектора. Все транзитные декларации оформляются в электронном виде, а в Дальневосточном регионе более 20% электронных транзитных деклараций выпускаются в автоматизированном режиме», – отметил Руслан Давыдов. Среди перспективных решений, содействующих упрощению и ускорению международной торговли, которые планируется внедрить в ближайшее время, он назвал использование электронных навигационных пломб, что значительно сократит время доставки товаров. Еще одна важная новация – развитие международных мультимодальных перевозок, которые позволят наиболее полно использовать мощности имеющихся транспортных коридоров. В частности, наличие мультимодальных портов в акватории Северного морского пути будет способствовать повышению экономической эффективности этого проекта. «Мультимодальные перевозки – яркий пример, когда морские и железнодорожные перевозчики, операторы морских портов, таможенные и другие контролирующие органы объединяются и вместе создают такой масштабный логистический проект, который позволяет России выигрывать конкуренцию в транзитных перевозках любого типа. Поэтому бесшовная мультимодальная работа – одна из серьезных перспектив для Федеральной таможенной службы на будущее», – резюмировал Руслан Давыдов, вместе с тем отметив, что для реализации этого проекта необходима модернизация транспортно-логистической инфраструктуры.

В сессии также принял участие заместитель министра транспорта Кирилл Богданов, который рассказал о таком новом проекте, как создание беспилотных транспортных коридоров. Первый из них будет организован на трассе Европа – Западный Китай. КНР является одним из крупнейших поставщиков промышленной продукции в мире, и Россия может использовать свое географическое положение для транзита большого объема грузов из Китая в Европу и в обратном направлении, отметил министр. В состав формируемого транспортного коридора войдет будущая трасса М-12 Москва-Казань, которую продлят до Екатеринбурга. При этом для оснащения транспортного коридора на всем протяжении оборудованием и средствами связи, необходимыми для движения беспилотных транспортных средств, которые будут перевозить грузы, планируется привлекать частных инвесторов. По словам Кирилла Богданова, оснащение трассы всей инфраструктурой, необходимой для движения беспилотников, обойдется примерно в 1,5% от стоимости строительства трассы, что не слишком большая сумма, в то время как реализация этого проекта позволит увеличить транзит грузов через территорию России как минимум в 10 раз.

На сессии «Повышение инвестиционной привлекательности посредством расширения гарантий для бизнеса», которая прошла также 3 сентября, выступил заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Ивин. Он отметил, что на фоне общего ценового роста товаров и услуг (по статистике ФТС России цены на товары возросли от 30% до полутора раз, цены на услуги – в 2-3 раза) логистика кардинально меняется для поиска наиболее оптимальных по соотношению цена/сроки решений, в том числе по доставке товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона в адрес традиционных получателей, но через территорию Дальнего Востока. «В результате на 40% возрос импорт через таможенные органы ДВТУ и на 46% – транзит через пункты пропуска ДВФО. При стоимости фрахта стандартного морского контейнера на Дальний Восток 7-8 тысяч долларов в Балтику он составляет около 13-15 тысяч долларов. Гораздо выгоднее привезти контейнер сюда, здесь выгрузить и вернуться еще раз за товаром, чем гнать контейнеровоз через Африку, Суэцкий канал, в порты, расположенные на Балтике. Поэтому значительно вырос интерес компаний, которые занимаются логистикой, к развитию имеющихся и налаживанию новых маршрутов ввоза товаров через Дальний Восток», – рассказал Владимир Ивин. Также он отметил возросший интерес к транзитным перевозкам по направлению Китай – Европа через традиционные пункты пропуска Забайкальск и Пограничный и российские железные дороги. Стал налаживаться импорт контейнерами через железнодорожный пункт пропуска Махалино, который ранее специализировался на экспорте. Владимир Ивин подчеркнул, что таможенная служба старается максимально гибко и быстро реагировать на запросы, которые выдвигают новые условия логистики и бизнес. Так, ФТС России предусмотрела серьезные упрощения в зонах опережающего социально-экономического развития и на территории свободного порта Владивосток. «Прежде всего, были значительно снижены требования к обустройству этих зон, к системе учета, переходу на электронный учет движения товаров вплоть до полного отказа от представления определенной информации о движении транспортных средств. Если мы понимали, что регулирование избыточно, реагирование было очень быстрым», – подчеркнул Владимир Ивин. По его словам, на фоне изменения логистики изменилась и структура перемещаемого товара. В этом году возросла доля импорта товаров инвестиционной направленности: станки, механизмы, комплектующие, сырье для производств, различные заготовки и т.п. «В части инвестиционной привлекательности таможенные органы и содействуют, и дальше будут содействовать развитию производства и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке», – завершая свое выступление, пообещал Владимир Ивин.

хартия добросовестных участников вэд