Проявляйте осмотрительность

16 сентября Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Таможенный контроль при обороте товаров»
16 сентября Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Таможенный контроль при обороте товаров»

 

Вебинар провела Светлана Арбекова, начальник отдела контроля за оборотом товаров Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Прежде всего она отметила, что из всех стран ЕАЭС только в России контроль при обороте товаров возложен на таможенные органы, в других государствах-членах его осуществляют налоговые органы. Основанием для проведения такого контроля является информация правоохранительных подразделений таможенных органов или поступающая от иных контролирующих органов, а также собственная аналитика, полученная из интернет-ресурсов и других источников. При выходе на проверку таможенные органы применяют такую форму таможенного контроля, как осмотр территории помещения, в целях установления товара, подлежащего проверке, то есть находящегося в обороте незаконно. Поэтому основной вопрос проверки при обороте товара – установление факта выпуска товара на территории ЕАЭС, в том числе в рамках взаимной торговли. Если товар выпущен не на территории РФ, должна быть представлена информация о выпуске его в Белоруссии, Казахстане, Киргизии или Армении. Все сведения о выпущенных товарах из ведомств других стран Союза передаются в ФТС России. С 1 июля 2020 года, когда в отношении ряда товаров была введена обязательная маркировка, при контроле за оборотом таможенные органы обращают внимание на ее наличие. При этом, отметила докладчица, меры по изъятию из оборота товаров относятся к компетенции не таможенных органов, а Роспотребнадзора и МВД, поэтому таможенники взаимодействуют с территориальными органами данных ведомств. За отсутствие обязательной маркировки на товарах предусмотрена административная ответственность (ст. 15.12 КоАП России), а в больших объемах – уголовная (ст. 171. прим. 1 УК России), соответственно такие товары в случае отсутствия маркировки не могут быть легализованы, то есть в отношении этих товаров не применяются положения, позволяющие их задекларировать. Поэтому при приобретении товаров на внутреннем рынке нужно проявлять осмотрительность. При сомнениях в выпуске товара на территории ЕАЭС лица могут обратиться в таможенные органы (в соответствии со ст. 305 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ), чтобы проверить факт помещения товара под таможенную процедуру. «Рекомендуем обращаться в таможенные органы при заключении сделки на крупную партию, чтобы удостовериться в том, что товар был выпущен и в отношении этого товара уплачены таможенные платежи», – подчеркнула Светлана Арбекова.

Затем она продолжила освещать порядок проведения контроля при обороте товаров. После того как объект контроля установлен, применяется другая форма таможенного контроля – назначается выездная таможенная проверка, в рамках которой может быть произведен досмотр товаров. При отсутствии документов на товары у таможенных органов имеются все основания для наложения ареста. Если арест, по мнению должностных лиц таможенных органов, является мерой недостаточной и есть основания полагать, что товар может быть утрачен, после того как таможенники уйдут с территории проверяемого объекта, может быть применено изъятие товаров с помещением их в зону таможенного контроля. «Но это только в том случае, если лицо не предоставляет документы на товар и у него отсутствуют какие-либо сведения о том, как он был приобретен и у кого, – пояснила докладчица. – Дело в том, что у таможенных органов есть права в ходе проверки запрашивать у лиц, связанных по сделкам с товарами, документы, подтверждающие факт выпуска, если товар приобретен не у импортера, а у лица, который приобрел товары на территории Союза». Для представления документов таможенный орган выставляет требование, при этом устанавливаются сроки, и в случае их нарушения возникает административная ответственность (ст. 16.12 КоАП России), поэтому при приобретении товара необходимо обязательно запрашивать документы, в которых содержатся сведения о выпуске товара. 

В ходе проверки проверяются документы, анализируются базы данных деклараций, которые имеются в информационных ресурсах таможенных органов. Если подтверждается факт выпуска, с товара снимаются ограничения, снимается арест, если товары были изъяты, они возвращаются лицу. Если по результатам проверки факт выпуска не подтверждается, товары подлежат изъятию по постановлению начальника таможенного органа. При этом у лица есть право, если товар приобретен на территории Союза, его задекларировать (ст. 318 федерального закона № 289-ФЗ). Декларирование происходит в упрощенной форме, но разрешительные документы, если они требуются, должны быть получены. В течение месяца после завершения проверки и признании товара незаконно перемещенным лицо вправе обратиться в таможенный орган и задекларировать товар. Если по истечении 30 дней эти действия не совершаются, товар подлежит обращению в федеральную собственность. Докладчица повторила, что это не относится к товарам, подлежащим обязательной маркировке, если они не маркированы, – эти товары подлежат изъятию из оборота. 

Кроме того, на подразделения таможенного контроля после выпуска возложен контроль за санкционными товарами, в отношении которых в России приняты запретные меры. Санкционные товары нельзя легализовать – они подлежат незамедлительному изъятию и уничтожению. Также есть товары, запрещенные к обороту на территории РФ, – это товары, в отношении которых в Республике Казахстан применяются пониженные ставки таможенных пошлин. Такие товары считаются условно выпущенными и должны использоваться только на территории Казахстана, соответственно не должны перемещаться на территорию других государств Союза. Перечень таких товаров содержится в решении Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 № 59. Перечень достаточно большой, так что здесь также надо проявлять осмотрительность, посоветовала Светлана Арбекова. Наконец, осуществляется контроль мобильными группами. Они работают в 25 субъектах федерации вблизи госграницы, осуществляя контроль за перемещением товаров, чтобы не допустить ввоза санкционных и других товаров, в отношении которых не соблюдены запреты и ограничения.

В заключение докладчица ответила на вопросы.Кому подчинены отделы по контролю при обороте товаров? – Главному управлению после выпуска товаров ФТС России. Какими нормативными актами определены полномочия подразделений, занимающихся контролем при обороте товаров? – Данные подразделения руководствуются прямыми нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Других нормативных актов, регламентирующих деятельность этих подразделений, нет. Почему приказ ФТС России от 30.10.2020 № 953 «Об утверждении типовых положений о подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров таможен» не зарегистрирован в Минюсте? – Этот приказ носит нормативно-распорядительный характер, его положения соответствуют нормам ТК ЕАЭС и федерального закона № 289-ФЗ, они регламентируют действия только должностных лиц таможенных органов и не затрагивают интересы третьих лиц.

хартия добросовестных участников вэд